Экономика совместного потребления являются следующим эволюционным шагом в современной торговле. Репутация в данном контексте выступает в качестве мощного инструмента принятия решений о взаимодействии. Исследование определяет роль доверия, на сегодняшний день, для участия в сделках в условиях шеринговой экономики.
Ключевые слова: экономика совместного пользования, репутация, доверие, надежность.
Из-за экономических, социальных и культурных изменений за последние десять лет экономика совместного пользования набрала высокую популярность и стала обычной практикой в различных областях потребления товаров и услуг по всему миру. В основе лежит совместное потребление, бартер или краткосрочная аренда, что является предпочтительнее частной единоличной собственности.
По состоянию на 2018 год, рынок экономики совместного пользования в России, по данным исследования РАЭК [1], оценивается в 511 млрд. руб., что на 30 % выше по сравнению с 2017 годом. Эксперты McKinsey&Company прогнозируют, что к 2025 году около половины мирового рынка будет действовать по модели совместного пользования. Наиболее перспективными для развития секторами, по оценкам, являются: автотранспортная индустрия, путешествия, финансы, поиск персонала и потоковая передача медиа-данных.
Широкое распространение поощряется, в первую очередь, со стороны быстрого развития технологий. Популярные онлайн-платформы и приложения способствуют созданию одноранговых сообществ в сети. Люди имеют возможность свободно обмениваться информацией, опытом, продуктами в усовершенствованной модели потребления. Потребитель готов довериться незнакомым людям в вопросах жилья (Airbnb), аутсерсинге бытовых дел (YouDo), поездках с попутчиками (BlaBlaCar) и др. Однако, век современных технологий вызывает некоторую озабоченность о надежности и безопасности пользования сервисами. Экономика совместного пользования основывается, в первую очередь, на отношениях между участниками сообществ, а именно на доверительном отношении к незнакомцам. Соответственно, репутация становится новым стимулирующим фактором, своего рода «валютой» для транзакций на подобных платформах.
Рассмотрим шеринговую бизнес-модель. На рис. 1 показаны отношения и информационные связи между поставщиками сервиса, поставщиками товара и/или услуги и клиентом.
Рис. 1. Бизнес-модель совместного потребления
На данный момент наиболее популярный тип торговли в модели шеринга — P2P, где связь налажена между пользователями, а сайт того или иного сервиса используется лишь как платформа для заключения договора. Основными преимуществами совместной экономики являются:
– автоматизированный онлайн-сервис;
– оплата по результату;
– пользовательский контент, контент через обратную связь и совместный доступ;
– рыночные цены (из-за низких затрат);
– краудфандинговая рейтинговая система.
Изучение развития доверия клиентов в обмене с коммерческими рынками предполагает, что информационная система состоит из двух подсистем: социальной и технической. Первая облегчает исследования потребителей в области принятия решений, основываясь на опыте других людей, а вторая сфокусирована на технологической оснащенности, возможности и способе агрегирования рейтинговой системы платформы.
Так как каждый участник уникален, рост спроса в торговых системах совместного типа, зависит от безопасности транзакций, защищенности персональных данных и распространении положительной оценки. В модели совместного пользования, предполагается, что потребитель легко может получить интересующую его информацию и оценить надежность будущего взаимодействия. Многие исследования показывают, что обратная связь между участниками сервисов и предыдущий опыт, необходимы для объяснения готовности клиентов воспользоваться услугой совместных коммерческих платформ. В опросе РОЦИТ, установлено, что полностью доверяют шеринговым сервисам только 5 % опрошенных, а в среднем, в зависимости от популярности сервиса, доверяют 51 %. На вопрос: «Что именно может повлиять на то, что Вы начнете пользоваться шеринговыми сервисами?» 79 % респондентов сошлись во мнении, что необходим положительный опыт пользования родственников/друзей/знакомых и 34 % также считают, что оказали бы влияние и положительные отзывы в сети (рис. 2).
Рис. 2. Факторы, влияющие на предпочтение шеринговых сервисов традиционным
При совместном использовании платформ, обе стороны (как покупатель, так и продавец) демонстрируют некоторую уязвимость и озадаченность относительно безопасности взаимодействия. В настоящее время в законодательстве РФ нет четкого понятия экономики совместного пользования, соответственно регулирование производится по отраслям.
В данной среде механизм предоставления качественных услуг — это отзывы и рейтинговые оценки. Репутационные системы на сайтах позволяют пользователям обмениваться предыдущим опытом обмена, а затем потенциальные покупатели могут использовать эту информацию для формирования ожиданий относительно надежности потенциального продавца. С другой стороны, метод ранжирования по рейтингу выступает в качестве стимулятора для продавцов, чтобы иметь возможность увеличивать темпы роста бизнеса.
Также, наблюдения показывают, что потенциальный пользователь услуги скорее осуществит сделку с продавцом, имеющим большую часть положительных отзывов, но средний рейтинг (например, 4 звезды), нежели высокий рейтинг (5 звезд) и отсутствие текстовых отзывов. Таким образом осуществляется регулирование и отслеживание недобросовестных исполнителей.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о противоречивости использования совместной экономики. Основные мотивы пользователей такого типа услуг — стремление меньше тратить и сохранять мобильность. Однако в целом прослеживается позитивное влияние на рынок услуг, делая его более клиент-ориентированным и доступным.
Литература:
- РАЭК // https://raec.su/. URL: (дата обращения: 13.01.2020)
- Маркова, В. Д. Цифровая экономика: учебник / В. Д. Маркова. — Москва: ИНФРА-М, 2018.
- Доверие к незнакомцам: рынок шеринг-сервисов в России достиг 230 млрд рублей // https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/356783-doverie-k-neznakomcam-rynok-shering-servisov-v-rossii-dostig-230-mlrd. URL: (дата обращения: 15.01.2020).