В статье автор анализирует ассоциации цвета у людей разных возрастных категорий с обложками вузовских учебников по социологии и психологии.
Ключевые слова: цвет, обложки вузовских учебников, ассоциации.
Цвет вызывает интерес у исследователей независимо от социальных связей, по мнению Ю. А. Грибер [1, с. 5]. Цвет играет важную роль в жизни общества. Каждый человек имеет определенные цветовые ассоциации или ощущения, возникающие при виде разных цветов. Восприятие цветового оттенка во многом зависит от индивидуальных особенностей восприятия, а не только от яркости и насыщенности цвета.
Хорошо известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и эмоциональный эффект. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета.
Цветовые предпочтения людей, являясь отражением уровня развития цветовой культуры, во многом обусловлены психофизическими особенностями личности и представляют собой особый предмет для исследования. Эмоциональное воздействие цвета на человека также связано со многими факторами, один из которых может преобладать над другим или действовать совместно с ними [2, с. 98–100].
Проблема цветового восприятия отразилась в работах таких ученых, как М. Пастуро [3], Н. В. Серов [4].
Целью данной работы является анализ ассоциации цвета у людей разных возрастных категорий с обложками вузовских учебников по социологии и психологии.
Участники. Выборочную совокупность по результатам исследования составили 90 человек разных возрастных категорий: 1. 17–25 лет. — 30 человек; 2. 26–55 лет. — 30 человек; 3. старше 55. — 30 человек.
Метод. Метод исследования — эксперимент. Его инструментарий позволяет выявить ассоциации людей разных возрастных категорий с обложками учебников по социологии и психологии.
Для эксперимента были выбраны 12 цветов обложек вузовских учебников, которые обозначаются «основными цветонаименованиями» в теории Б. Берлина и П. Кея [1]:
- Ахроматические цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый)
- Хроматические цвета (белый, черный, серый)
Наш эксперимент заключался в том, что каждый испытуемый из предложенных нами цветов обложек должен был выбрать один или два цвета, которые ассоциируются с учебником по социологии, и один или два цвета — с учебником по психологии.
Результаты исследования
Рис. 1. Доминирующие цвета обложек учебников по социологии
Из гистограммы видно, что группа испытуемых (17–25 лет) ассоциирует обложки учебников по социологии с синим цветом 43,33 % (13 шт.). На втором месте — голубой цвет 13,33 % (4 шт.) и красный цвет 13,33 % (4 шт.). Меньше всего выбирали оранжевый цвет 3,33 % (1 шт.), коричневый цвет 3,33 % (1 шт.) и серый цвет 3,33 % (1 шт.). Фиолетовый и розовый цвет не выбирали ни для одной обложки [Рис. 1].
Группа испытуемых (26–55 лет) с обложкой по социологии связывали синий цвет 33,33 %, 13,33 % — красный цвет. Серый цвет выбрали 10 %, белый цвет 10 % и фиолетовый — 10 %. Желтый — 3,33 %, коричневый — 3,33 % и розовый — 3,33 % цвета отбирали меньше всего. Оранжевый цвет не выбрал никто [Рис. 1].
Группа старше 55 лет ассоциировала с обложкой по социологии голубой цвет 40 %, с серым цветом — 13,33. Самое маленькое количество набрали белый цвет 6,66 %, красный цвет 6,66 %, желтый 3,33 %, коричневый 3,33 % и зеленый 3,33 %. Испытуемые старше 55 лет для обложки по социологии не выбрали оранжевый, фиолетовый и розовый цвета [Рис. 1].
Рис. 2. Доминирующие цвета обложек учебников по психологии
Как видно из гистограммы, для учебника по психологии группа (17–25 лет) выбрала белый цвет 50 %, 23,33 % — зеленый цвет. Меньше всего использовали красный цвет 6,66 %, фиолетовый цвет 6,66 %, голубой — 6,66 % и синий — 6, 66 %. Желтый и оранжевый не выбрал ни один испытуемый [Рис. 2].
Группа (26–55 лет) отобрала два цвета, почти с одинаковым процентом, белый цвет 33,33 % и зеленый — 26,66 %. Желтый, фиолетовый, серый, голубой и синий цвета набрали по 6,66 %. По 3,33 % набрали красный и оранжевый цвета [Рис. 2].
Группа старше 55 лет ассоциировала с учебником по психологии белый цвет 23,33 %. На втором месте зеленый и коричневый цвета — по 16,66 %. На третьем месте серый 13,33 %, желтый 13,33 % и синий 13,33 % цвета. Меньше всего — оранжевый цвет 3,33 % [Рис. 2].
Из результатов было установлено, что с обложкой учебника по социологии ассоциируется синий цвет, а с обложкой учебника по психологии — белый цвет. Объясняется это тем, что психология — это наука о «порядке в голове» и ассоциируется у людей со здоровьем, а белый цвет, во все времена, символизирует мир, чистоту, невинность и гармонию. Синий цвет символизирует небо, вечность, стабильность, глубокие размышления, что ассоциируется с предметом социология.
Как правило, белый цвет для психологии и синий — для социологии выбирала первая группа (17–25 лет), так как она напрямую связана с данными учебными дисциплинами, что и объясняет их выбор данных цветов. Эксперимент показал, что возрастные особенности влияют на цветовосприятие и его ассоциации с различными объектами. Яркие цвета чаще всего выбирают подростки и люди среднего возраста. А темные цвета, в большинстве, выбирают пожилые люди. Эти результаты следует учитывать в дизайне обложек вузовских учебников.
Литература:
- Грибер, Ю. А. Методы изучения и проектирования цветового пространства города: монография. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. 64 с.
- Киреева З. А. Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями / З. А. Киреева // Вестник КГУ. 2014. № 3. С. 98–100.
- Кулиш Н. Мишель Пастуро. Черный. История цвета / Н. Кулиш — М.: Новое литературное обозрение, 2017. 168 с.
- Серов Н. В. Светоцветовая терапия / Н. В. Серов — Спб: «Речь», 2001. 329 с.