Цвет обложек вузовских учебников по социологии и психологии: социологическая экспертиза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 10.01.2020

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Э. Е. Цвет обложек вузовских учебников по социологии и психологии: социологическая экспертиза / Э. Е. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66138/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье автор анализирует ассоциации цвета у людей разных возрастных категорий с обложками вузовских учебников по социологии и психологии.

Ключевые слова: цвет, обложки вузовских учебников, ассоциации.

Цвет вызывает интерес у исследователей независимо от социальных связей, по мнению Ю. А. Грибер [1, с. 5]. Цвет играет важную роль в жизни общества. Каждый человек имеет определенные цветовые ассоциации или ощущения, возникающие при виде разных цветов. Восприятие цветового оттенка во многом зависит от индивидуальных особенностей восприятия, а не только от яркости и насыщенности цвета.

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и эмоциональный эффект. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета.

Цветовые предпочтения людей, являясь отражением уровня развития цветовой культуры, во многом обусловлены психофизическими особенностями личности и представляют собой особый предмет для исследования. Эмоциональное воздействие цвета на человека также связано со многими факторами, один из которых может преобладать над другим или действовать совместно с ними [2, с. 98–100].

Проблема цветового восприятия отразилась в работах таких ученых, как М. Пастуро [3], Н. В. Серов [4].

Целью данной работы является анализ ассоциации цвета у людей разных возрастных категорий с обложками вузовских учебников по социологии и психологии.

Участники. Выборочную совокупность по результатам исследования составили 90 человек разных возрастных категорий: 1. 17–25 лет. — 30 человек; 2. 26–55 лет. — 30 человек; 3. старше 55. — 30 человек.

Метод. Метод исследования — эксперимент. Его инструментарий позволяет выявить ассоциации людей разных возрастных категорий с обложками учебников по социологии и психологии.

Для эксперимента были выбраны 12 цветов обложек вузовских учебников, которые обозначаются «основными цветонаименованиями» в теории Б. Берлина и П. Кея [1]:

  1. Ахроматические цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый)
  2. Хроматические цвета (белый, черный, серый)

Наш эксперимент заключался в том, что каждый испытуемый из предложенных нами цветов обложек должен был выбрать один или два цвета, которые ассоциируются с учебником по социологии, и один или два цвета — с учебником по психологии.

Результаты исследования

Рис. 1. Доминирующие цвета обложек учебников по социологии

Из гистограммы видно, что группа испытуемых (17–25 лет) ассоциирует обложки учебников по социологии с синим цветом 43,33 % (13 шт.). На втором месте — голубой цвет 13,33 % (4 шт.) и красный цвет 13,33 % (4 шт.). Меньше всего выбирали оранжевый цвет 3,33 % (1 шт.), коричневый цвет 3,33 % (1 шт.) и серый цвет 3,33 % (1 шт.). Фиолетовый и розовый цвет не выбирали ни для одной обложки [Рис. 1].

Группа испытуемых (26–55 лет) с обложкой по социологии связывали синий цвет 33,33 %, 13,33 % — красный цвет. Серый цвет выбрали 10 %, белый цвет 10 % и фиолетовый — 10 %. Желтый — 3,33 %, коричневый — 3,33 % и розовый — 3,33 % цвета отбирали меньше всего. Оранжевый цвет не выбрал никто [Рис. 1].

Группа старше 55 лет ассоциировала с обложкой по социологии голубой цвет 40 %, с серым цветом — 13,33. Самое маленькое количество набрали белый цвет 6,66 %, красный цвет 6,66 %, желтый 3,33 %, коричневый 3,33 % и зеленый 3,33 %. Испытуемые старше 55 лет для обложки по социологии не выбрали оранжевый, фиолетовый и розовый цвета [Рис. 1].

Рис. 2. Доминирующие цвета обложек учебников по психологии

Как видно из гистограммы, для учебника по психологии группа (17–25 лет) выбрала белый цвет 50 %, 23,33 % — зеленый цвет. Меньше всего использовали красный цвет 6,66 %, фиолетовый цвет 6,66 %, голубой — 6,66 % и синий — 6, 66 %. Желтый и оранжевый не выбрал ни один испытуемый [Рис. 2].

Группа (26–55 лет) отобрала два цвета, почти с одинаковым процентом, белый цвет 33,33 % и зеленый — 26,66 %. Желтый, фиолетовый, серый, голубой и синий цвета набрали по 6,66 %. По 3,33 % набрали красный и оранжевый цвета [Рис. 2].

Группа старше 55 лет ассоциировала с учебником по психологии белый цвет 23,33 %. На втором месте зеленый и коричневый цвета — по 16,66 %. На третьем месте серый 13,33 %, желтый 13,33 % и синий 13,33 % цвета. Меньше всего — оранжевый цвет 3,33 % [Рис. 2].

Из результатов было установлено, что с обложкой учебника по социологии ассоциируется синий цвет, а с обложкой учебника по психологии — белый цвет. Объясняется это тем, что психология — это наука о «порядке в голове» и ассоциируется у людей со здоровьем, а белый цвет, во все времена, символизирует мир, чистоту, невинность и гармонию. Синий цвет символизирует небо, вечность, стабильность, глубокие размышления, что ассоциируется с предметом социология.

Как правило, белый цвет для психологии и синий — для социологии выбирала первая группа (17–25 лет), так как она напрямую связана с данными учебными дисциплинами, что и объясняет их выбор данных цветов. Эксперимент показал, что возрастные особенности влияют на цветовосприятие и его ассоциации с различными объектами. Яркие цвета чаще всего выбирают подростки и люди среднего возраста. А темные цвета, в большинстве, выбирают пожилые люди. Эти результаты следует учитывать в дизайне обложек вузовских учебников.

Литература:

  1. Грибер, Ю. А. Методы изучения и проектирования цветового пространства города: монография. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011. 64 с.
  2. Киреева З. А. Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями / З. А. Киреева // Вестник КГУ. 2014. № 3. С. 98–100.
  3. Кулиш Н. Мишель Пастуро. Черный. История цвета / Н. Кулиш — М.: Новое литературное обозрение, 2017. 168 с.
  4. Серов Н. В. Светоцветовая терапия / Н. В. Серов — Спб: «Речь», 2001. 329 с.
Основные термины (генерируются автоматически): белый цвет, синий цвет, цвет, красный цвет, оранжевый цвет, социология, психология, серый цвет, учебник, голубой цвет.


Ключевые слова

цвет, ассоциации, обложки вузовских учебников

Похожие статьи

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой экологического сознания студентов педагогического вуза, а также намечены пути формирования экологического сознания будущих педагогов.

Сопоставительный анализ устойчивых сравнений по теме моральных и деловых качеств человека в русском и персидском языках

Настоящая статья посвящена проблеме сопоставительного анализа устойчивых сравнений по теме моральных и деловых качеств человека в русском и персидском языках и направлена на выявление сходств и различий в языковой картине мира русских и персов с пози...

Исследование семантических универсалий студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»

Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «связи с общественностью». Автор статьи указывает на высокую зна...

Профессиональное выгорание педагога вуза

Статья посвящена исследованию особенностям профессионального выгорания учителей в ВУЗЕ. Она раскрывает особенности самоактуализации, ценностей, смысложизненных ориентаций и аспектов самоотношения педагогов с разными уровнями выраженности аспектов, фа...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

Проблема использования методик в бланковом и электронном виде при изучении жизнестойкости личности

Статья посвящена проблеме использования методик в бланковом и электронном виде при изучении жизнестойкости личности. Авторы анализируют различные подходы к использованию ЭВМ в психодиагностике, а также связанную с использованием ЭВМ проблему валиднос...

Особенности этнической идентичности современных студентов (на примере Московского института лингвистики)

В данной статье приводятся основные результаты исследования этнической идентичности студентов Московского института лингвистики. В основу измерения этнической идентичности студентов положена методика «Типы этнической идентичности» разработанная Г. У....

Лингвострановедческие особенности профильного научно-технического текста

Статья посвящена рассмотрению особенностей профильного научно-технического текста с точки зрения лингвострановедческого подхода. Выделяется три группы реалий на основании степени их уникальности: универсалии, квазиреалии, реалии. Рассматривается вопр...

Похожие статьи

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой экологического сознания студентов педагогического вуза, а также намечены пути формирования экологического сознания будущих педагогов.

Сопоставительный анализ устойчивых сравнений по теме моральных и деловых качеств человека в русском и персидском языках

Настоящая статья посвящена проблеме сопоставительного анализа устойчивых сравнений по теме моральных и деловых качеств человека в русском и персидском языках и направлена на выявление сходств и различий в языковой картине мира русских и персов с пози...

Исследование семантических универсалий студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»

Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «связи с общественностью». Автор статьи указывает на высокую зна...

Профессиональное выгорание педагога вуза

Статья посвящена исследованию особенностям профессионального выгорания учителей в ВУЗЕ. Она раскрывает особенности самоактуализации, ценностей, смысложизненных ориентаций и аспектов самоотношения педагогов с разными уровнями выраженности аспектов, фа...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны ре...

Проблема использования методик в бланковом и электронном виде при изучении жизнестойкости личности

Статья посвящена проблеме использования методик в бланковом и электронном виде при изучении жизнестойкости личности. Авторы анализируют различные подходы к использованию ЭВМ в психодиагностике, а также связанную с использованием ЭВМ проблему валиднос...

Особенности этнической идентичности современных студентов (на примере Московского института лингвистики)

В данной статье приводятся основные результаты исследования этнической идентичности студентов Московского института лингвистики. В основу измерения этнической идентичности студентов положена методика «Типы этнической идентичности» разработанная Г. У....

Лингвострановедческие особенности профильного научно-технического текста

Статья посвящена рассмотрению особенностей профильного научно-технического текста с точки зрения лингвострановедческого подхода. Выделяется три группы реалий на основании степени их уникальности: универсалии, квазиреалии, реалии. Рассматривается вопр...

Задать вопрос