Темные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет.
Рабиндранат Тагор
Введение. Вы когда-нибудь задумывались о том, как цвет влияет на наше психоэмоциональное состояние (физиологию, настроение и др.), восприятие, активность или аппетит? Ответам на эти и другие вопросы было посвящено наше исследование, результаты которого представлены в данной статье.
Для начала разберем, что такое цвет, кто ввел это понятие, описал физические свойства цвета и его влияние на человека с психологической точки зрения. Мы окунемся в мир красок, узнаем много нового, а в конце статьи каждый найдет интересный факт о своем любимом цвете.
Понятие цвета. Итак, что же такое цвет? Цвет — это некое ощущение, которое мы испытываем, когда свет попадает на сетчатку глаза. Фактически это то, как наш мозг воспринимает волны света, которые отражаются от объектов или излучаются ими. Сам объект не имеет цвета — он становится цветным, когда на него попадает свет; именно этот факт лежит в основе идеи Исаака Ньютона о том, что цвет — это сочетание света и тьмы (речь об этом пойдет дальше).
Цвет — сильнейший инструмент воздействия на человека, и специальная область психологии — психология цвета — изучает, как он влияет на наши эмоции, восприятие и поведение.
История изучения цвета. Основоположником теории цвета считается древнегреческий ученый Аристотель — он изучал цвета еще в IV веке до н. э. Аристотель считал, что все цвета происходят от белого и черного, то есть света и тьмы, и пытался найти их взаимосвязь с четырьмя стихиями: водой, землей, огнем и воздухом. С белым цветом Аристотель ассоциировал воду, воздух и землю, а черный считал маркером разрушения или переходного состояния. Согласно его теории, два эти цвета — черный и белый — определяют границу диапазона видимого.
Исаак Ньютон — родоначальник современной теории цвета — полностью перевернул традиционные научные представления о поведении света. Он открыл, что белый солнечный свет является комбинацией всех цветов спектра, экспериментально доказав: когда свет проходит сквозь призму, он расщепляется на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, образуя полосу, последний цвет в конце которой повторяет первый. Впоследствии Ньютон визуально представлял цветовой спектр в виде круга, где описанная выше последовательность завершалась искусственным восьмым цветом — пурпурным. Интересно, что ученый ассоциировал семь цветов с семью планетами.
Иоганн Вольфганг фон Гёте — немецкий поэт и ученый-энциклопедист — был первым, кто изучал цвет с точки зрения эстетики и психологического влияния на человека. Свою концепцию он изложил в книге «Учение о цвете», посвященной природе рассматриваемого феномена и вопросам, связанным с его восприятием. Гёте вступает в своего рода научный спор с самим Ньютоном: если великий английский ученый рассматривал цвет исключительно с позиций физики, немецкий классик различал воздействие цвета на физиологию и психику, то есть его влияние на организм и внутренний мир человека. Он разработал цветовой круг, состоящий из шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый), разделив их на две категории: «плюс» (теплые цвета) и «минус» (холодные).
Как же цвет влияет на настроение человека? В чем «суперсила» этого явления? Ученые из Висконсинского университета (США) провели эксперимент: домохозяйкам предложили продегустировать кофе из четырех чашек. Рядом при этом стояли коробки разных цветов: синего, желтого, красного и коричневого. Когда женщин попросили описать вкус напитка, результаты были такими: кофе из чашки, стоявшей возле синей коробки, показался им мягким и приятным; возле желтой — слабым; у красной — ароматным и вкусным; а возле коричневой — слишком крепким. Вот только напиток во всех чашках был одинаковым!
Что же это значит? Как цвет мог так повлиять на вкус? Это вовсе не магия, а специфика работы мозга. Видя конкретный цвет, мы ожидаем почувствовать определенный вкус, вследствие чего мозг предлагает нам те или иные ощущения: если коробка красная, мы ждем, что вкус будет ярким, если желтая — мягким. Этот феномен получил название «нисходящая обработка информации»[1]: мы заранее знаем, какое влияние оказывает конкретный цвет, опираясь на собственный опыт и ассоциации. Совсем не удивительно, что коммерческие компании используют данный факт для увеличения продаж своих товаров — это своего рода маркетинговый ход: все яркое, заметное, необычное автоматически привлекает наше внимание.
Мозг сам конструирует наши впечатления об объектах определенного цвета и связанные с ними ассоциации. Например, в коробке черного цвета мы ожидаем увидеть что-то солидное, дорогое, а в розовой — нежное или сладкое. Зеленые конфеты кажутся нам кислыми, потому что этот цвет ассоциируется с яблоком и лаймом. По этому же принципу «работают» дорожные знаки: красный — значит «стоп», «опасность», «запрет»; желтый — «предупреждение». Цвет вызывает мгновенную реакцию, поскольку мозг считывает его быстрее, чем текст или символы.
Характеристики цветов. Рассмотрим характеристики каждого из семи цветов радуги и их воздействие на нас.
Красный — один из самых привлекающих внимание цветов, олицетворяющий любовь и войну, созидание и разрушение, силу, энергию и опасность. Это цвет лидерства, упорства, страсти. Психологические особенности его восприятия таковы: он стимулирует желание жить, бороться, достигать желаемого. Из всех цветов именно красный вызывает самые сильные эмоции. Исследования показывают, что он повышает мышечное напряжение, активирует реакции бдительности и мобилизации.
Оранжевый традиционно ассоциируется с жизнелюбием, общительностью и оптимизмом. Люди, выбирающие одежду этого цвета, кажутся более позитивными и открытыми. Это уникальный цвет, создающий ощущение праздника, стимулирующий решение трудных задач. Согласно «Учении о цвете» Гёте при взгляде на оранжевый нам становится радостнее, уютнее и теплее. Оранжевый создает уют, атмосферу доверия и доброты.
Желтый — словно яркий лучик солнца в сером небе, свет в конце темного тоннеля. Он дарит нам надежду и вселяет уверенность в себе, воодушевляет нас, делая все эмоции сильнее и насыщеннее, но в то же время предупреждает, если нужно быть осторожнее и внимательнее. Самое главное — желтый активизирует интеллектуальную вовлеченность. Это лучший цвет для привлечения внимания, особенно при движении; именно поэтому он используется для оформления предупреждающих знаков дорожного движения («внимание», «опасно»), жилетов безопасности, различных ограждений.
Зеленый — цвет природы: он ассоциируется с растениями, весной и обновлением, оказывает на психику человека успокаивающее и восстанавливающее действие. В европейской культуре зеленый символизирует надежду и возрождение. Он широко применяется в дизайне интерьера, делая любое помещение уютным и «живым».
Голубой — цвет неба и воды. Он создает ощущение простора, легкости и спокойствия, облегчает восприятие информации, способствует стабилизации эмоций и уменьшает тревожность. Голубой символизирует мудрость, мир и нежность.
Синий цвет — один из наиболее прохладных в спектре. С ним ассоциируются морские глубины, ночное небо, тишина. Синий привносит спокойствие и уверенность в своих силах, однако самые темные его оттенки могут усиливать ощущение одиночества из-за ассоциаций с ночной тьмой. Он подавляет аппетит: в природе нет плодов синего цвета, и поэтому мозг не связывает его с едой. Вот почему людям, страдающим лишним весом, рекомендуется использовать посуду синего цвета.
Фиолетовый получается в результате смешивания красного и синего цветов, поэтому одновременно олицетворяет энергичность и глубину. Он воспринимается как загадочный, эмоционально насыщенный, цвет творчества. В больших количествах может вызывать переутомление, меланхолию, ощущение одиночества. Фиолетовый ассоциируется с чувствительностью и элитарностью, поэтому часто используется в оформлении упаковки дорогой косметики и духов.
Результаты исследования. Нами было проведено практическое исследование — опрос «Влияние цвета на настроение учащихся» — среди обучающихся 11-го класса. В опросе приняли участие 36 респондентов: 14 девушек и 22 юноши. Целью исследования было выяснить, какие цвета оказывают на школьников наиболее выраженное эмоциональное воздействие. Респонденты отвечали на следующие вопросы: 1) «Каков ваш любимый цвет?»; 2) «Какие цвета вы предпочитаете при выборе одежды и школьных принадлежностей?»; 3) «Какие цвета и оттенки оказывают наиболее сильное влияние на ваше настроение?».
Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты:
- В качестве любимых цветов девушки назвали фиолетовый (36 %), розовый (29 %), красный (21 %), желтый (14 %); юноши чаще выбирали синий (42 %), черный (28 %), голубой (21 %), зеленый (9 %). Вывод: девушки предпочитают более яркие и нежные цвета, чтобы подчеркнуть свой стиль, а юноши — более насыщенные и темные, чтобы выглядеть мужественно.
- При выборе одежды девушки предпочитают бежевый и различные пастельные тона, а для школьных принадлежностей и аксессуаров — розовый и светло-голубой. Юноши выбирают одежду черного и серого цветов, школьные принадлежности — синего и красного. Вывод: такой выбор цветов связан с социальными привычками.
- Большинство участников опроса отметили, что успокаивающее воздействие оказывают на них голубой (ассоциируется с небом и воздухом) и зеленый (например, растения в классе выглядят эстетично и радуют глаз); поднимают настроение желтый (ассоциируется с солнцем и радостью в целом) и оранжевый; раздражают красный (слишком яркий, провоцирует стресс, особенно во время контрольной или экзамена) и черный (вызывает грусть и апатию).
Результаты исследования показали, что цвета оказывают значительное влияние на настроение и мотивацию учащихся. Девушки выбирают более теплые и нежные оттенки, вызывающие ощущение гармонии и спокойствия; юноши предпочитают насыщенные и контрастные, олицетворяющие энергию и силу. Следует отметить, что восприятие цвета связано как с индивидуальными особенностями личности, так и культурными привычками.
Интересные факты о цветах.
- Красный цвет может вызвать чувство голода, а зеленый, наоборот, предотвратить его возникновение: именно поэтому кафе и рестораны так часто используют эти цвета в оформлении.
- Существуют люди, которые боятся цвета: хромофобия, или хроматофобия, — боязнь какого-либо цвета или окрашенных в него предметов. Причинами возникновения данной фобии могут стать эмоциональная травма или навязчивые ассоциации, связанные с определенным цветом. У хромофобии существуют подтипы: эритрофобия — боязнь красного, ксантофобия — желтого, меланофобия — черного.
- Мы видим больше оттенков зеленого, чем любого другого цвета. Это связано с процессом эволюционной адаптации: наши предки должны были быстро находить в природе плоды и растения, чтобы не подвергать себя повышенной опасности.
- В мире встречается оттенок черного цвета, который можно охарактеризовать как «чернее черного»: существует материал Vantablack, поглощающий 99,97 % света. Он настолько темный, что невозможно оценить объем и форму предмета, увидеть на нем тени.
- Если наблюдать восход Земли с поверхности Луны, наша планета выглядит бело-голубой. Космонавты говорят, что она похожа на светящуюся жемчужину: так отражают солнечный свет облака и океаны.
- Некоторые животные видят цвета, недоступные человеку. Например, креветка-богомол имеет 16 типов колбочек, тогда как у человека их всего 3. Благодаря этому она может видеть ультрафиолет, инфракрасный свет и поляризацию, незаметные людям.
- Серый цвет подавляет чувство времени. Находясь в помещении, оформленном в серых тонах, люди иначе воспринимают течение времени и думают, что прошло меньше, чем на самом деле.
Выводы. Итак, цвет — это не просто физический феномен, а мощный инструмент, способный менять наше настроение. Он может возбуждать или успокаивать, вдохновлять и настраивать на размышления. Цвета сопровождают нас повсюду, незаметно влияя на наши мысли, чувства и восприятие мира.
Литература:
- История цвета // Parade.ru. — URL: https://parade.ru/media/wiki/history/
- Мэдсен, Р. В. Краткая история и теория цвета / Р. Мэдсден // Awdee.ru. — URL: https://awdee.ru/a-short-history-of-color-theory/
- Цвет // Википедия — свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет
- Гёте, И. В. Учение о цвете. — М.: АСТ, 2021. — 256 с.
- Сила цвета // Научная Россия. — URL: https://scientificrussia.ru/articles/sila-cveta
[1] Top-down processing and perception (англ.) — когнитивный процесс, при котором для интерпретации новой сенсорной информации используются уже имеющиеся знания, ожидания и контекст.

