Планирование и прогнозирование деятельности муниципального и государственного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 10532 раза

Библиографическое описание:

Кузурманов, С. В. Планирование и прогнозирование деятельности муниципального и государственного предприятия / С. В. Кузурманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3331/ (дата обращения: 16.12.2024).

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. В современных условиях значение планирования резко возрастает, поскольку только планово-рациональное взаимодействие государственных организаций при распределении усилий и ресурсов позволит эффективно достигать приоритетных целей развития экономики России. Внедрение в функционирование государственной сферы таких стимулов и рычагов, ориентация на источники самообеспечения и саморазвития, означает переход от волевого распределения и административного планирования к гибкой системе социальных заказов и договорных отношений на конкурсной основе.

Целью данной работы является общая характеристика прогнозирования и планирования деятельности муниципального (государственного) предприятия. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть планирование и прогнозирование как элементы управления деятельностью государственных и муниципальных предприятий;

- охарактеризовать финансовое прогнозирование и планирование государственных и муниципальных предприятий.

Объектом исследования являются общественные отношения по поводу и в процессе организации деятельности государственных и муниципальных предприятий. Предметом исследования является планирование и прогнозирование деятельности муниципального (государственного) предприятия.

Теоретической основой данной работы являются материалы из учебной и научной литературы.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Планирование и прогнозирование как элементы управления деятельностью государственных и муниципальных предприятий

Управление - это процесс организованного воздействия на состояние социальных, экономических, культурных и иных отношений в обществе со стороны компетентных структур в целях обеспечения эффективного функционирования всех подсистем общества и упорядочения социальных процессов через постановку целей и реализацию механизмов их организационного достижения1.

Планирование занимает особое место среди функций управления государственной собственностью. Применение планирования улучшает координацию действий в организации, позволяет ей учитывать быстрые изменения во внешней среде, делает возможным реализацию благоприятных для нее возможностей, совершенствует информационный обмен в организации, способствует оптимальному распределению ресурсов, четко очерчивает обязанности и ответственность, стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, к большей обоснованности и реализации своих решений, улучшает контроль в организации.

До 1991 г. практически все государственные и муниципальные предприятия разрабатывали годовой финансовый план с поквартальной разбивкой показателей (баланс доходов и расходов), который позволял сопоставить все плановые доходы и расходы, увязывать направления расходования средств с соответствующими источниками финансирования, а также определять взаимоотношения с бюджетной и кредитной системами. В большей мере баланс доходов и расходов разрабатывался не для самого предприятия, а для вышестоящей организации, финансовых органов и банков. С изменением в 1992 г. правового статуса многих предприятий вследствие их приватизации, либерализацией цен, принципиальными изменениями в валютной политике, бухгалтерском учете и отчетности разработка баланса доходов по традиционной методике стала мало приемлемой. Поэтому многие предприятия практически перестали составлять перспективные и текущие финансовые планы.

В настоящее время процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений. В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование как центральное звено управления охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта1.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся1: формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия; обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации; планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; определение потребности в ресурсах, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; проектирование внедрения разработанных планов и контроль над их выполнением.

Планирование в сфере управления государственной и муниципальной собственностью базируется на принципах гибкости, экономичности, координации и интеграции плановой деятельности, создания необходимых условий для выполнения плана (организационных, ресурсных, идеологических и т.п.).

Прогнозирование деятельности государственных и муниципальных предприятий

Прогнозирование деятельности предприятий государственных и муниципальных предприятий - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Результаты прогнозирования деятельности государственных и муниципальных предприятий учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка1.

Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозированию опираются на разные источники информации и методы прогнозирования. К примеру, прогнозы макроэкономического и отраслевого масштаба порой требуют применения эконометрических моделей, в которых учитывается взаимодействие многих экономических переменных. В других случаях могут использоваться статистические модели для анализа и прогнозирования динамических рядов. Прогнозы спроса будут отчасти опираться на прогнозы состояния макроэкономической среды; они также могут основываться на формальных моделях, разработанных для предсказания поведения потребителей, или на последних опросах потребителей.

При разработке плана потенциальную проблему представляет несогласованность прогнозов. Наиболее трудно добиться согласованности прогнозов в компаниях, имеющих вертикальную интегрированную структуру, где сырье для одного подразделения служит продуктом производства другого подразделения. Например, нефтеперерабатывающее подразделение компании может запланировать производство бензина в объемах, превышающих плановые объемы его сбыта, которые разрабатывает отдел маркетинга. Менеджеры должны выявлять такие несоответствия и координировать показатели планов разных хозяйственных единиц компании.

При прогнозировании деятельности государственных и муниципальных предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения. При прогнозировании деятельности государственных и муниципальных предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической деятельности государственных и муниципальных предприятий, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей. Поэтому применительно к прогнозированию внешнеэкономической деятельностью предприятия важно комплексное исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара.

Результаты прогнозирования деятельности государственных и муниципальных предприятий должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.

Планирование деятельности государственных и муниципальных предприятий

Планирование деятельности государственных и муниципальных предприятий - форма управления государственным хозяйственным звеном. Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности государственного и муниципального предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом1. Это процесс разработки и принятия целевых установок, которые отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями.

Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданием отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась. Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение финансовых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия, увязаны с основными разделами предпринимательского плана. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете должны быть детализированы по источникам их финансирования, по созданным на предприятии в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств. В целях обеспечения нормальных условий для организации контроля за целевым использованием средств государственного, муниципального предприятия целесообразно детализировать все расходы предприятия по кодам экономической классификации расходов.

Заключение

Финансовое планирование на государственном и муниципальном предприятии является правовой формой деятельности по аккумулированию, распределению и использованию децентрализованных финансовых ресурсов. Необходимость планирования всех доходов и расходов на унитарном или казенном предприятии обусловлена целями их создания - удовлетворение государственных (муниципальных) публичных потребностей. Финансовый план позволяет прогнозировать выпуск продукции (оказание услуг, выполнение работ), рассчитывая при этом необходимые расходы и определяя порядок их материального обеспечения.

Финансовое планирование позволяет максимально нейтрализовать влияние внешней рыночной среды на государственные или муниципальные предприятия и снизить риск ее возможного негативного влияния. В условиях становления рыночной формы экономики роль финансового планирования значительно изменилась. Сегодня государственные и муниципальные предприятия имеют определенную заинтересованность в реальном представлении своего финансового положения и его перспективного развития, поскольку это позволяет, во-первых, своевременно выполнять государственные заказы, обязательства перед бюджетной системой, банками, кредиторами и поставщиками, избегая тем самым правовых санкций; во-вторых, успешно осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

Планирование финансовой деятельности унитарных и казенных предприятий играет важную роль и для их собственника - государства или муниципального образования – поскольку позволяет прогнозировать объемы и стоимость предоставления обществу государственных услуг, оценивать уровень развития предприятия, его экономический потенциал и степень рациональности хозяйственных операций.

Литература:
  1. Гараев, И.Г. Планирование деятельности федеральных государственных предприятий как форма финансовой деятельности государства [Текст] / И.Г. Гараев // Финансовое право. - 2009. - № 11. - С. 11 – 15.

  2. Кобец, Е.Л. Планирование на предприятии: Учеб. пособие [Текст] / Е.Л. Кобец. - Таганрог: ТРТУ, 2006. -128 с.

  3. Короткова, О.И. Планирование как функция управленческих стратегий в сфере реализации права государственной собственности [Текст] / О.И. Короткова // Законодательство и экономика. - 2010. - N 1. - С. 21 – 25.

  4. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник [Текст] / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 575 с.

  5. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. [Текст] / Под ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. - М.: Дело, 2006. – 824 с.

1 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 38.

1 Кобец Е.Л. Планирование на предприятии: Учеб. пособие / Е.Л. Кобец. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - С. 3.

1 Кобец Е.Л. Указ. соч. – С. 18 – 19.

1 Короткова О.И. Планирование как функция управленческих стратегий в сфере реализации права государственной собственности / О.И. Короткова // Законодательство и экономика. - 2010. - N 1. - С. 21.


1 Гараев И.Г. Планирование деятельности федеральных государственных предприятий как форма финансовой деятельности государства / И. Г. Гараев // Финансовое право. - 2009. - № 11. - С. 12.


Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, финансовое планирование, прогнозирование деятельности, муниципальное предприятие, планирование, планирование деятельности, финансовая деятельность, финансовый план, бухгалтерский учет, рыночная экономика.


Задать вопрос