Планирование как функция управления, виды планирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 4360 раз

Библиографическое описание:

Карпов, В. Ю. Планирование как функция управления, виды планирования / В. Ю. Карпов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88240/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор рассматривает такую важную сторону управления, как планирование. Описывается модель управления предприятием с выделением основных функций управления. Указываются основные вопросы, с которыми сталкивается менеджмент предприятия. Автор поднимает важность планирования и раскрывает ее через описание основных функций планирования. Описывается управляемая система и субъекты данной системы.

Ключевые слова: стратегическое планирование, планирование, оперативное планирование, стратегическое управление, учетно-аналитическая система, предприятия.

Под функцией планирования обычно предполагается целеполагание в организации, с целью создания образа организации в будущем и его претворение в жизнь путем заранее определенных шагов.

Руководитель в ходе выполнения функции планирования должен задаваться рядом вопросов:

Каково положение организации на данный момент? Руководство должно здраво оценивать возможности организации, ее сильные и слабые стороны. Основными сферами, рассматриваемыми в данном вопросе, являются: маркетинг, производство предприятия, НИОКР, финансы и трудовые ресурсы. Данные сферы исследуются руководством с целью реалистичной оценки возможностей компании и адекватного целеполагания.

Как положение организации должно измениться? С помощью данного вопроса руководство должно оценить внешние и внутренние факторы организации такие, как: финансовое состояние организации, законодательный климат в стране, экономическая и политическая обстановка. Данные факторы могут оказать серьезное влияние на организацию, в том числе и помешать ее развитию и изменению, поэтому их необходимо учитывать при планировании.

Каким образом данное изменение можно осуществить? Руководство организации должно формулировать четкие инструкции и задачи для сотрудников, а также формировать общую стратегию для достижения желаемых изменений в организации.

С помощью планирования руководство устанавливает единый курс для организации и формирует четкий план действий для достижения определенных целей. Таким образом, управленцам удается направить усилия всех сотрудников компании в одно русло.

Планирование может осуществляться по разным типам, в зависимости от места, занимаемого управленцем в организации. Выделяют несколько типов:

Стратегическое планирование — под данным типом управления понимается определение миссии организации на каждой новой стадии ее жизненного цикла. Тогда этот тип управления отвечает за формирование системы деятельности и стратегии поведения. Ориентировочный срок стратегического управления — 5 лет.

Тактическое планирование — это поиск и формирование наиболее эффективных способов и средств воплощения выбранной руководством стратегии для развития организации.

Оперативное планирование — это фундамент планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т. п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Соответственно вышеприведенным типам планирования существуют следующие виды планирования, ориентированные на расчетное время, определенное для каждого типа планирования. К данным видам относятся:

— Перспективное планирование рассчитывается на долгий срок (до 15 лет) и соответствует стратегическому типу.

— Текущее или краткосрочное планирование соответствует тактическому у и типу и ориентированно на срок до 1 года.

— Оперативное планирование соответствует оперативному планированию и рассчитано на срок до 1 месяца.

С учетом представленных типов и видов планирования, можно сформулировать общий процесс планирования в организации, реализуемый в несколько этапов:

  1. Разработка общих целей. Цели организации определяют стратегию, т. е. разработку основных мер и планов достижения намеченных целей. Например, такие цели, как увеличение объема продаж, доли рынка, прибыли, и т. д., могут быть достигнуты различными видами стратегий.
  2. Разработка и выбор стратегии из многочисленных альтернатив составляет основу стратегического управления, представляющего общий высший уровень всего процесса планирования. Инструментом стратегического управления является стратегическое планирование. В формировании стратегии долгосрочного развития главную роль играет высшее руководство организации (топ-менеджмент), которое формирует общую стратегию, распределяет ответственность между исполнителями, координирует проведение мероприятий по реализации стратегических задач.

Наибольшую проблему в выборе стратегии представляет недостаточность информации, тем более, стратегическое планирование основано не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, которая зависит от таких переменных, как анализ рынка, конкурентов, уровня технологии, персонала, ресурсов будущих периодов.

  1. Прогнозирование. В этих условиях большое значение приобретает прогнозирование, главной задачей которого является предвидение (вероятностная оценка) возможного будущего развития событий и их влияние на деятельность организации в той или иной прогнозируемой (вероятностной) ситуации.

Планирование в организации также подразделяется на следующие виды по сферам планирования:

Планирование сбыта — один из ключевых этапов успешной работы предприятия. В последнее время этому процессу при планировании уделяется все больше и больше внимания. Процесс разработки плана продаж продукции предполагает решение таких задач, как: изучение продаж, выбор канала продаж;

Планирование производства — определение объема производства в планируемом периоде, который соответствует номенклатуре, ассортименту и требованиям к качеству плана продаж (производственной программы).

Планирование трудовых ресурсов — его цель состоит в том, чтобы определить рациональную потребность предприятия в персонале и обеспечить его эффективное использование в планируемый период времени. Важность и роль плана трудовых ресурсов определяется важными моментами: во-первых, затраты на содержание персонала являются значительной расходной частью предприятия и определяют цену продукции, во-вторых, сотрудники предприятия являются важнейшим производственным фактором, от которого зависит эффективность использования ресурсов в производственном процессе;

Планирование материальных ресурсов — оно осуществляется с точки зрения материально-технического обеспечения предприятия, целью которого является оптимизация потребностей предприятия в этих материально-технических ресурсах, поскольку экономия ресурсов может привести к ухудшению качества и потере конкурентоспособности продукции, а стремление создать избыточные запасы ресурсов может привести к их нерациональности Исходными данными для составления плана логистики являются планируемые объемы производства, объемы работ по техническому развитию, капитальному строительству.

Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — один из способов, c помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от её качества зависит успех организации.

Литература:

  1. Наумова, Н.В., Жарикова Л. А. Бюджетирование в деятельности предприятия: учебное пособие / Н. В. Наумова, Л. А. Жарикова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009–112 с
  2. Костюкова Е. И., Полянская Т. А. История развития бюджетирования // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 42. Стр. 63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-byudzhetirovaniya (дата обращения: 29.12.2021).
  3. Горохов Павел Андреевич, Одинцов Андрей Алексеевич, Абрамов Антон Дмитриевич Сущность бюджетирования как эффективной технологии планирования на предприятии // EESJ. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-byudzhetirovaniya-kak-effektivnoy-tehnologii-planirovaniya-na-predpriyatii (дата обращения: 09.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): оперативное планирование, стратегическое планирование, стратегическое управление, планирование, вид планирования, выбор стратегии, общая стратегия, положение организации, тип управления, функция планирования.


Похожие статьи

Налоговое планирование на предприятии

В статье рассмотрены вопросы теории организации налогового планирования в системе управления организаций. В статье рассматриваются основные цели и этапы налогового планирования на предприятии. Представлены основные принципы налогового планирования, а...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

Статья посвящена изучению кадровой политики как инструмента управления персоналом. В связи с новым подходом к персоналу как ценному ресурсу и источнику богатства организации, автор рассматривает кадровую политику предприятия как систему работы с перс...

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Оценка эффективности мотивации персонала организации

Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых м...

Значение информационных систем управления для улучшения планирования на предприятии

Информационные системы управления (MIS) являются ключевым фактором для эффективного принятия решений на предприятии, включающие весь набор бизнес-процессов и ресурсов. Новейшие системы формируют предоставляемые данные в удобную форму, чтобы менеджеры...

Основные принципы и этапы моделирования информационных систем управленческого учета

Повышение эффективности управления является важной комплексной задачей, тесно связанной с развитием и совершенствованием управленческого учета. Однако вопрос о роли, сущности и функциях управленческого учета до последнего времени остается дискуссионн...

Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в ее управлении, в укреплении ее финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это экономическая наука, изучающая экономику организаций, их деят...

Типовые ошибки учета расчетов по заработной плате

В статье автором рассматриваются основные аспекты проведения внутреннего аудита расчетов по оплате труда. Выделяются характерные признаки внутреннего аудита, его особенности и сущность. На основе анализа трех предприятий, работающих в одной и той же ...

Особенности разработки стратегии развития современных предприятий

В статье определена важность стратегии развития. Представлено понятие и классификации стратегии развития. Существует множество подходов к созданию стратегий предприятий. Сегодняшние компании все более осознают значение стратегического планирования и ...

Теоретико-правовые основы государственного управления

В статье исследуются теоретико-правовые основы государственного управления, подчеркивая его роль как инструмента проведения национальной политики и обеспечения стабильности общества. Рассматриваются различные научные подходы к определению и содержани...

Похожие статьи

Налоговое планирование на предприятии

В статье рассмотрены вопросы теории организации налогового планирования в системе управления организаций. В статье рассматриваются основные цели и этапы налогового планирования на предприятии. Представлены основные принципы налогового планирования, а...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

Статья посвящена изучению кадровой политики как инструмента управления персоналом. В связи с новым подходом к персоналу как ценному ресурсу и источнику богатства организации, автор рассматривает кадровую политику предприятия как систему работы с перс...

Тенденции развития и проблемы цифровизации корпоративных отношений

В статье рассматриваются корпоративные отношения как основу общественных взаимодействий. Описывается понятие и сущность корпоративных отношений, включая внешние и внутренние виды. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации на эти отношения, включ...

Оценка эффективности мотивации персонала организации

Статья посвящена оценке эффективности способов мотивации персонала в организации. Рассматривается возможность оценки результатов рабочей деятельности персонала, полученных организацией с использованием имеющихся трудовых ресурсов, с помощью которых м...

Значение информационных систем управления для улучшения планирования на предприятии

Информационные системы управления (MIS) являются ключевым фактором для эффективного принятия решений на предприятии, включающие весь набор бизнес-процессов и ресурсов. Новейшие системы формируют предоставляемые данные в удобную форму, чтобы менеджеры...

Основные принципы и этапы моделирования информационных систем управленческого учета

Повышение эффективности управления является важной комплексной задачей, тесно связанной с развитием и совершенствованием управленческого учета. Однако вопрос о роли, сущности и функциях управленческого учета до последнего времени остается дискуссионн...

Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в ее управлении, в укреплении ее финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это экономическая наука, изучающая экономику организаций, их деят...

Типовые ошибки учета расчетов по заработной плате

В статье автором рассматриваются основные аспекты проведения внутреннего аудита расчетов по оплате труда. Выделяются характерные признаки внутреннего аудита, его особенности и сущность. На основе анализа трех предприятий, работающих в одной и той же ...

Особенности разработки стратегии развития современных предприятий

В статье определена важность стратегии развития. Представлено понятие и классификации стратегии развития. Существует множество подходов к созданию стратегий предприятий. Сегодняшние компании все более осознают значение стратегического планирования и ...

Теоретико-правовые основы государственного управления

В статье исследуются теоретико-правовые основы государственного управления, подчеркивая его роль как инструмента проведения национальной политики и обеспечения стабильности общества. Рассматриваются различные научные подходы к определению и содержани...

Задать вопрос