Научная статья посвящена анализу методологии развития бизнес-процессов и бизнес-планирования и их роли при управлении предприятием. Рассмотрены теоретические аспекты и основы бизнес-планирования и управления бизнес-процессами. Проанализированы задачи и функции бизнес-планирования и место бизнес-процессов при его формировании.
Ключевые слова: бизнес-процессы, бизнес-планирование, бизнес, управление бизнесом, планирование.
В развитии системы управления бизнес-процессами и бизнес планирования нуждается каждое предприятие, как вся национальная экономика в целом, так отдельные отрасли промышленности и сектора услуг. Спланировать создание и развитие своей предпринимательской структуры — это, в первую очередь, суметь верно провести оценку возможности, объемы производимого товара, и его конкурентоспособность.
Стоит отметить также нестабильность внешней экономической среды, на которую работники и руководители могут адекватно реагировать, лишь проявляя гибкость и инициативность. Поэтому в сегодняшних условиях управление организацией принимает все более инициативный характер, но основанный на заранее спланированной схеме (плане). Это можно наблюдать в возрастании роли анализа предстоящих событий, стратегического планирования в управлении всей организации в целом [4].
С одной стороны, бизнес-план — это план осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности, и в то же время необходимый инструмент производства продукции или оказания услуг в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуации [1].
С другой стороны, бизнес-план — это инструмент, с помощью которого предприниматель может продемонстрировать свою идею другим заинтересованным лицам (стейкхолдерам), которые участвуют в становление коммерческого предприятия, с целью привлечения партнеров, поставщиков, кредиторов и инвесторов.
Бизнес-процессы — это внутренние операции организации, в рамках которых происходит вход/выход ресурсов. При этом, бизнес-процессы, в общем, как система, формируют сам операционный и производственный цикл/процесс предприятия
Необходимо выделить основную классификацию бизнес-процессов внутри каждой организации [5]:
– основные процессы (производство, реализация и т. д.);
– сопровождающие процессы (доставка, обработка информации и т. д.);
– управленческие процессы (администрирование и т. д.);
– развивающиеся процессы (внедрение инновация, разработка и т. д.).
В целом, процессный подход к управлению организацией, включая все его элементы и этапы, можно отобразить на рисунке 1.
Рис. 1. Концептуальная схема процессного подхода к управлению предприятием [6]
Как видим, ключевыми элементами процессного подхода являются входы и выходы процессов, а также сами бизнес-процессы, которые получают ресурсы и преобразовывают их в готовый продукт. Их же процесс организации исходит из самого этапа бизнес-планирования.
Роль бизнес-планирования при организации управления предприятием – неотъемлемый атрибут для каждой компании, предпринимателя, кредитора или инвестора. При этом, вопрос о роли бизнес-планирования для предприятия является актуальной проблематикой с давней поры. Единственное, что стоит отметить — это наличие периода советского прошлого, во время которого из-за командно-административной системы экономики бизнес-планированию уделялось не столь важное внимание. Но, сейчас, в связи с переходом до рыночной формы экономики, бизнес-планирование играет роль для предприятий всех отраслей. Существует общее предпринимательское правило, что «От бизнес-плана предпринимателя зависит судьба всего будущего бизнеса». Ведь именно в рамках развития бизнес-планирования руководство организации формирует систему управления бизнес-процессами, отвечающих за функционирование производственной, финансовой и реализационной деятельности.
Почему бизнес-планирование столь важный аспект управления предприятием? Найти ответ на данный вопрос можно с помощью анализа основных элементов, которые входят в бизнес-план, а также функции/задачи, которые он обязан выполнять.
В первую очередь, обратим внимание на основные элементы, которые составляют полноценный бизнес-план. К ним относятся:
– описание предприятия, начиная от уставного фонда и заканчивая количеством работников и т. д.;
– маркетинговый анализ рынка;
– производственный план операционного цикла;
– финансовый план, бюджетный план и т. д.;
– расчет эффективности деятельности предприятия, начиная от срока окупаемости заканчивая ожидаемой доходности.
Исходя из этих элементов, мы можем сделать заключение о том, что каждый из них играет важную роль не только в формирование нового предприятия, но и в дальнейшей его деятельности. Многие предприниматели совершают ошибку, когда считают, что бизнес-планирование необходимо лишь для начала организации своего бизнеса, но, они забывают о том, что в дальнейшем все ключевые элементы плана играют неотъемлемую роль при реализации различных бизнес-процессов (производство, логистика, аудит и т. д.).
Бизнес-планирование включает в себя обязательное выполнение следующих задач [2; 3]:
– определение целей, задач и миссии компании;
– формирование стратегического развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
– формирование кадровой политики, системы мотивации и контроля;
– изучение и анализ рынка, составление маркетинговой стратегии и продвижения бренда;
– оценка финансового положения предприятия во времени и т. д.
В конечном итоге, бизнес-планирование выполняет функции, которые относятся к будущему периоду. Так же, как и по итогу анализу элементов бизнес-плана, мы видим одну и ту же картину, по которой наглядно продемонстрированы основные причины того, почему бизнес-планирование важно не только для организации нового предприятия, но и для его поддержания в будущем периоде.
Исходя из этого, не могут возникать сомнения о высоком уровне важности бизнес-планирования при организации управления предприятием. Бизнес-планирование является ключевой основой и фундаментом в процессе формирования коммерческой деятельности предприятия, а также влияет на его этапы становления, развития и конкурентной борьбы в выбранной отрасли.
Таким образом, необходимо тщательное проявление внимания к процессу бизнес-планирования, где важное место отводится прогнозированию основных показателей коммерческой деятельности предприятия, его финансам, организационной структуры, системы управления персоналом, продвижения товаров на рынке и т. д. В случаи отсутствия должной проработки данного вопроса — организация производственной деятельности предприятия может оказаться неудачной попыткой сформировать успешный бизнес, тем самым, станет для предпринимателя и его партнеров — убыточным инвестиционным проектом. При этом, важнейшим элементом бизнес-планирования является организация бизнес-процессов, описание их входа/выхода, особенностей, задач, ключевых показателей эффективности и степени влияния на общий операционный цикл предприятия.
Литература:
- Роль бизнес-плана в системе планирования деятельности предприятий. URL: http://www.goodstudents.ru/business-plan-samples/1268-role-biznes-plana.html (дата обращения: 14.11.2019).
- Фадеева Г. Д., Железняков Л. А., Артюхина О. В. Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности предприятий // Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 190–192.
- Роль бизнес-плана. URL: http://biznestoday.ru/bez-rubriki/5148-rol-biznes-plana.html (дата обращения: 14.11.2019).
- Фадеева Г. Д., Железняков Л. А., Артюхина О. В. Роль бизнес-планирования в коммерческой деятельности предприятий // Молодой ученый. — 2014. — № 12.
- Процессный подход. Описание бизнес-процессов. URL: http://alfaseminar.ru/processnyy_podhod._opisanie_biznes- (дата обращения: 14.11.2019).
- Репин В. В. Два понимания процессного подхода к управлению организацией. URL: http://quality.eup.ru/DOCUM5/dpppup.htm (дата обращения: 14.11.2019).