Роль анализа в процессе бизнес-планирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 13.06.2020

Статья просмотрена: 1036 раз

Библиографическое описание:

Куршина, К. П. Роль анализа в процессе бизнес-планирования / К. П. Куршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71501/ (дата обращения: 21.11.2024).



Данная статья иллюстрирует значимость бизнес-плана не только для зарождающихся компаний, но и для зрелого бизнеса. Построению бизнес-плана предшествует экономический анализ. Являясь основным элементом функции управления, он осуществляет совокупное изучение как финансовых, так и производственных сторон функционирования компании, разделяя экономические процессы на отдельные части и исследуя их содержание и взаимодействие между собой. Результаты анализа принимаются за отправную точку в сравнении текущих показателей деятельности и плановых значений, а также играют ключевую роль в момент принятия управленческих решений и привлечения инвестиций.

Ключевые слова: бизнес-план, стратегия, экономический анализ, показатель.

This article illustrates the importance of a business plan not only for nascent companies, but also for mature businesses. A business plan is preceded by an economic analysis. Being the main element of the management function, it carries out a comprehensive study of both the financial and production sides of the company’s functioning, dividing economic processes into separate parts and exploring their content and interaction among themselves. The results of the analysis are taken as a starting point in comparing current performance indicators and planned values, and also play a key role at the time of making management decisions and attracting investments.

Key words: business plan, strategy, economic analysis, indicator.

В двадцать первом веке становится всё сложнее и сложнее создать что-то новое. Так или иначе, большинство ниш оказывается занятым заблаговременно кем-то другим. Именно поэтому, особую важность приобретает планирование. Четко разработанная стратегия позволяет руководству предприятия проявить гибкость и инициативность в условиях крайней нестабильности внешней экономической ситуации, предвидя ситуацию наперёд. Подстраховаться от возможных срывов и неудач, а также четко следовать реализации своей идеи. Бизнес-планирование позволяет выявить цели и задачи бизнес-проектов, а также способы достижения желаемого результата. Всё это фиксируется в внутрифирменном документе — бизнес-плане. [1, c. 362]

Бизнес-план — документ, который составляется предпринимателем до того как запустить бизнес или же при смене рода деятельности компании. Это своеобразная визитная карточка любой компании. Зачастую он рассчитан на три-пять лет работы фирмы, хотя, как показывает практика, планы, составленные на время более года, будут ошибочны из-за стремительного изменения экономической обстановки. Поэтому многие предприниматели ограничиваются лишь одним годом. Данный документ выполняет роль каркаса для дальнейшего развития и функционирования предприятия. Он не является обязательным к составлению, так как его необходимость ощущается лишь в некоторых моментах таких как: обращение за финансированием от инвесторов или же финансовых институтов, получение кредитов и финансовое оздоровление. В такие моменты бизнес-план играет роль приманки, обеспечивая инвестиционную привлекательность и воздействуя на потенциального вкладчика. Для руководства же наличие бизнес-плана играет роль подушки безопасности, позволяя выявлять узкие места и любые сбои в отлаженной работе фирмы. [2, c. 12]

Составление данного документа осуществляется по определенному регламенту. От правильности составления бизнес-плана будет зависеть его дальнейшая судьба. Так, при необходимости предоставить данный документ потенциальным инвесторам, документ оформляется в соответствии с образцом, по требованиям которого в документе должны содержаться: резюме проекта, конфиденциальный меморандум, описание бизнеса и его товаров и услуг, общую схему деятельности, информацию о руководстве и кадровом составе, анализ рынков сбыта, SWOT-анализ, который позволяет предоставить краткую выжимку клиентам, обобщая информацию о сокрытой подноготной, то есть сильных, слабых сторонах проекта, а также о внешних возможностях и угрозах. Не стоит забывать и о финансовой информации, включающей в себя финансовый прогноз, анализ потоков денежных средств и маркетинговый план.

Бизнес-план составляется по нескольким ключевым причинам (Рис.1). Также он не только позволяет четко выстроить проработанную до мельчайших деталей стратегию по достижению намеченных целей, но и помогает ответить на три ключевых вопроса экономики, а именно — что, как и для кого производить.

Рис.1 Цели составления бизнес-плана [3]

Достижение этих целей невозможно без применения тщательного анализа всех аспектов деятельности предприятия. [4] При этом анализ решает несколько ключевых задач, а именно: закладывает в план контрольные показатели с разбивкой по временным отрезкам, устанавливает допустимые отклонения и определяет их основные причины, предлагает меры по устранению несоответствий плановых и реальных показателей.

Для этого руководство прибегает к использованию методов и инструментов экономического анализа. Экономический анализ является основным элементом создания и мониторинга бизнес-планирования. Будучи основным элементом функции управления, он осуществляет совокупное изучение как финансовых, так и производственных сторон функционирования компании, разделяя экономические процессы на отдельные части и исследуя их содержание и взаимодействие между собой. По сути дела, экономический анализ играет роль независимого эксперта, дающего обоснование той или иной бизнес-идее. Результаты анализа принимаются за отправную точку в сравнении текущих показателей деятельности и плановых значений, а также играют ключевую роль в момент принятия управленческих решений и привлечения инвестиций. Проводимый анализ зачастую подразделяется на две части, представленные в Таблице 1.

Таблица 1

Экономический анализ по роли в управлении субъектом [5]

Тип анализа

Вид

Цель

Финансовый учет

Внешний

Внутрихозяйственный финансовый

Обоснование экономических решений и целесообразности инвестиций

Оценка качества управления

Прогнозирование будущих результатов

Предоставление информации для финансового менеджмента и аудита

Управленческий учет

Внутрипроизводственный

Внутрихозяйственный финансовый

Повышение эффективности производственной, экономической и финансовой деятельности фирмы

Поддержание конкурентоспособности

Каждый структурный элемент бизнес-плана предоставляет плодородную почву для решения определенной задачи экономического анализа. Так, например, резюме бизнес-плана позволяет на его основе провести обобщенный анализ целей проекта. Характеристика фирмы является основным критерием для оценки ступени развития фирмы, а её организационный план позволяет произвести анализ организационной структуры и эффективности администрирования. Юридический план способствует оценке необходимости смены формы собственности. Финансовый план и стратегия финансирования позволяет проанализировать объемы реализации и финансовые потребности как текущие, так и будущие. Описание товаров и услуг помогает выявить конкурентоспособность предприятия. План производства выявляет производственные возможности предприятия. Графы «рынок сбыта» и «план маркетинга» отвечают за характеристику состояния, емкости и конъюнктуры рынка. [6, c. 192]

Тема маркетинга заслуживает отдельного внимания в рамках изучаемой нами темы, ведь маркетинговые исследования задают темп жизни на всем предприятии. Их задача — нахождение баланса между экономическими интересами производителя и платежеспособным спросом покупателя. В попытках достижения этого баланса маркетинговые исследования с легкостью подчиняют себе ценовую политику, формирование спроса и стимулирование сбыта, действия по снижению финансовых и внутрифирменных рисков, инкассационную деятельность, ну и конечно же производственную политику. По окончанию исследований предприятие получает информацию, позволяющую сделать прогноз объемов продаж, а также разработать производственный бюджет организации. Что касается потенциальных инвесторов, то они получают критическую точку успеха нового предприятия. Таким образом, обе стороны оказываются в несомненном выигрыше.

Литература:

  1. Туголуков Е. А. Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования / Е. А. Туголуков // Молодой ученый. — 2019. — № 46. — С. 361–364.
  2. Ананьев А. В. О стратегии бизнес-планирования / А. В. Ананьев // Символ науки. — 2018. — № 10. — С. 11–14.
  3. Бурцев В. В. Экономический анализ в системах бизнес-планирования и маркетинга планирования / В. В. Бурцев // Комплексный экономический анализ. — 2004. — № 10. — С. 10–15.
  4. Калита А. Д. Роль бизнес-планирования в оценке эффективности деятельности организации / А. Д. Крылатых — Текст: электронный // Научно-исследовательский электронный журнал Экономические исследования и разработки/Economic development research journal: Интернет-портал. — URL: http://edrj.ru (дата обращения: 29.05.2020).
  5. Галькова В. О. Управленческий анализ и его место в системе управления организации / В. О. Галькова // Учет и статистика. — 2011. — № 22. — С. 86–91.
  6. Никитина Н. А. Роль экономического анализа в бизнес-планировании / Н. А. Никитина // Новый виток развития учетно-контрольных и аналитических процессов в цифровой экономике: материалы научно-исследовательской работы преподавателей и студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации — Москва, 2019. — С. 191–195.
Основные термины (генерируются автоматически): экономический анализ, документ, ключевая роль, момент принятия, основной элемент функции управления, привлечение инвестиций, производственная сторона функционирования компании, результат анализа, совокупное изучение, текущий показатель деятельности.


Похожие статьи

Роль финансового анализа при принятии управленческих решений

Информация, получаемая в результате правильно проведенного анализа финансового состояния, позволяет руководителям грамотно принимать важные управленческие решения, связанные не только с финансовым состоянием предприятия, но и перспективой развития ор...

Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в ее управлении, в укреплении ее финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это экономическая наука, изучающая экономику организаций, их деят...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной структуры предприятия

В центре внимания данной работы лежит анализ ситуационных факторов, влияющих на выбор организационной структуры предприятия. Рассматриваются 4 основных ситуационных фактора, которые могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектиров...

Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации

Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...

Основные принципы и этапы моделирования информационных систем управленческого учета

Повышение эффективности управления является важной комплексной задачей, тесно связанной с развитием и совершенствованием управленческого учета. Однако вопрос о роли, сущности и функциях управленческого учета до последнего времени остается дискуссионн...

Современные подходы к анализу финансово-экономического состояния экономических субъектов

В связи с обстоятельствами на мировом финансовом рынке проблемы управления и формирования финансовой стратегии предприятия стали неуязвимыми. Управление эффективной деятельностью субъектов хозяйствования все больше зависит от постоянного анализа фина...

Бизнес-анализ как система стратегического управления на рынке недвижимости

В данной статье раскрывается сущность бизнес-анализа с точки зрения планирования деятельности на рынке недвижимости. Цель статьи — определить роль бизнес-анализа для оценки использования коммерческой недвижимости. В результате сравнительного анализа ...

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС

Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...

Похожие статьи

Роль финансового анализа при принятии управленческих решений

Информация, получаемая в результате правильно проведенного анализа финансового состояния, позволяет руководителям грамотно принимать важные управленческие решения, связанные не только с финансовым состоянием предприятия, но и перспективой развития ор...

Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в ее управлении, в укреплении ее финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это экономическая наука, изучающая экономику организаций, их деят...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной структуры предприятия

В центре внимания данной работы лежит анализ ситуационных факторов, влияющих на выбор организационной структуры предприятия. Рассматриваются 4 основных ситуационных фактора, которые могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектиров...

Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации

Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...

Основные принципы и этапы моделирования информационных систем управленческого учета

Повышение эффективности управления является важной комплексной задачей, тесно связанной с развитием и совершенствованием управленческого учета. Однако вопрос о роли, сущности и функциях управленческого учета до последнего времени остается дискуссионн...

Современные подходы к анализу финансово-экономического состояния экономических субъектов

В связи с обстоятельствами на мировом финансовом рынке проблемы управления и формирования финансовой стратегии предприятия стали неуязвимыми. Управление эффективной деятельностью субъектов хозяйствования все больше зависит от постоянного анализа фина...

Бизнес-анализ как система стратегического управления на рынке недвижимости

В данной статье раскрывается сущность бизнес-анализа с точки зрения планирования деятельности на рынке недвижимости. Цель статьи — определить роль бизнес-анализа для оценки использования коммерческой недвижимости. В результате сравнительного анализа ...

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС

Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...

Задать вопрос