В статье представлены проблемы внутрифирменного планирования на предприятиях малого бизнеса. Для их устранения автором предложена модель развития внутрифирменного планирования, которая позволит вывести предприятия на качественно новый уровень.
Ключевые слова: внутрифирменное планирование, стратегическое планирование, перспективы развития внутрифирменного планирования.
В основе стабильно развивающейся экономической системы лежат предприятия малого бизнеса. Основным структурным элементом экономики в развитых странах является малое предпринимательство. Малый бизнес даёт возможность поступлений ВВП и конкурентоспособность. В таком бизнесе имеется и создается основная часть национальных ресурсов. Иногда государство помогает развивать предприятия малого бизнеса, но так происходит не всегда. Многим приходится разрабатывать пути развития, пути по поиску денежных средств для дальнейшей дельности самостоятельно для выживания в конкурентной среде [2, с. 39].
С помощью планирования фирма может добиться поставленной цели. Для осуществления поставленных целей на предприятиях требуются финансы. Ограниченность финансов мешает предприятиям развиваться, например, расширение бизнеса, открытие еще одной точки продажи товара.
Проблема малого бизнеса состоит в том, что неправильно предприниматель распределяет обязанности и не хватает специалистов в сфере планирования. Часто происходит неверное распределение имеющихся ресурсов из-за неопытности руководителя в данном вопросе.
В данной работе будет рассмотрена проблема внутрифирменного планирования на предприятиях малого бизнеса и даны рекомендация для компании, которая будет выступать в качестве примера в малом бизнесе, как эффективней управлять компанией.
В состоянии развития малого предпринимательства можно выделить несколько главных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в этом секторе экономики, например, несовершенство нормативно-правовой базы, остальные разберем далее более детально.
Планирование на малых предприятия значительно отличается от крупных фирм. Рассмотрим более подробно их особенности. Для начала обозначим терминологию и что понимается под словом планирование и какие виды планирования существуют.
Основные элементы системы внутрифирменного планирования, в которые входят и основные этапы, включают [1, с. 98]:
— прогнозирование (деятельность, которая нацелена на изучения и поиск альтернативных вариантов развития фирмы. Прогноз — это научное заключение о предстоящем развитии чего-либо. Именно научность — основной признак отличия от гадания);
— постановка задач;
— корректировка планов;
— создание бюджетов.
Целью внутрифирменного планирования является увеличение эффективности деятельности предприятия. Достигается данный результат с помощью оптимального использования всех видов ресурсов и возможностей фирмы. Осуществляется путем прогнозирования спроса потребителей, оценивания и анализа перспектив развития рынка и имеющихся ресурсов.
Из вышеперечисленного можно выделить следующие: для построения плана необходимо обозначить цель, от поставленной цели необходимо отталкиваться и продумывать, планировать мероприятия по достижению данной цели. Деятельность планирования помогает создавать прогнозы на ближайшее будущие и планы на долгосрочное развитие предприятия. На малых предприятиях от плановых решений, которые обоснованы экономически, в большой степени зависит эффективность работы.
Этапы планирования хозяйственно-финансовой деятельности малых предприятий включают:
— постановка целей на перспективный и текущий периоды после проведения тщательного анализа хозяйственно-финансовой деятельности;
— разработать способы достижения поставленных целей, которые были сделаны на основе расчетов экономических показателей в нескольких вариантов;
— нахождения самого подходящего плана, который обеспечивает эффективное и устойчивое развитие фирмы. Планы на долгосрочную перспективу подразумевают создание стратегии развития малого бизнеса.
Планирование обязательно содержит: создание промежуточных и конечных целей компании, постановка задач, которые помогают достичь целей, определить способы решения задач, найти ресурсы и варианты их распределения.
В данной работе рассмотрим более подробно управленческий бизнес-план. Управленческий бизнес-план лежит в центре системы планирования бизнес процессов. Данный бизнес-план определяет цели и стратегии, которые помогают достигнуть поставленные цели предприятию, поэтому такой план является главным звеном бизнес-планирования. В сравнении со стратегическим бизнес-планом, управленческий содержит в себе достаточно подробный план функциональных направлений деятельности или отдельных подразделений.
Управленческий бизнес-план может включать элементы стратегического планирования и оперативного, что дает возможности стать основой бизнес-планирования в малых предприятиях. Обычно используются все процедуры в процессе стратегического планирования, которые установлены данным видом планирования, однако, все данные процедуры не такие глубокие, подуманные в обработки и времени исполнения. Такая тенденция связана с ограниченностью возможностей менеджера предприятия создавать сложные стратегические прогнозы и планы. В рамках ограниченного времени большое внимание уделяется четкой постановки цели, и созданию подобно продуманного плана, который нацелен на достижение поставленной цели.
Малым предприятиям при осуществлении планирования надлежит обратить особое внимание на ограниченные финансовые средства предприятия и кредитные. В таких условиях необходимо тщательно контролировать все имеющиеся расходы, так как эффективное использование и экономия ресурсов помогают экономическому росту компании и в дальнейшей перспективе перехода в средний бизнес.
Кроме всего вышеперечисленного, в малом бизнесе специфика планирования формируется стадией развития предприятия. Большое количество компаний проходят такие стадии как: начинающее, уцелевшее, стабильное и расширяющее предприятие.
Для начинающего предприятия характерен незавершенный доходный цикл и освоение первоначальных капитальных вложений. Специфика задач у таких предприятий ограничена, например, изучение процессов бизнеса, увеличение количества клиентов и перейти на следующую стадию жизненного цикла. Данные задачи являются особенностью планировании таких предприятий. Особое внимание акцентируется на элементах стратегического планирования. В данных предприятиях цели не должны быть завышены, а основываться на ограниченности имеющихся ресурсов. Необходимо, чтобы текущие планы предприятия были тщательно продуманы и созданы, желательно безошибочными, так как из-за малейшей проблемы и несоответствия могут произойти тяжелые последствия.
Компании, которые прошли стадию начинающих, переходят в категорию уцелевших. Особенностью таких предприятий становиться получение первой прибыли, хорошо изучены начальные капитальные вложения и маленький темп роста, а также для таких предприятий необходимо постоянное внимание. Главной задачей становится добиться стабильности, финансовой устойчивости. Уцелевшим фирмам требуется распространять информацию о компании, рекламировать себя и искать преимущества, которые будут отличать от конкурентов. Данный период для (это время) тонкой доводки производимого продукта или оказания услуг.Появляется самое время для создания бизнес-планов компании, что помогает принимать более взвешенные управленческие решения.
Стабильные предприятия приносят, соответственно, стабильную прибыль. Можно сказать, что такая компания достигла критическое массы. Появляются новые задачи, которые нацелены на расширение бизнеса. При данной стадии увеличивается вовлечённость управленческого персонала в планирование деятельности, и важную роль играет элементы стратегического планирования.
Для расширяющегося предприятия, которое прошло все предшествующие стадии и непрерывно обновляющееся, характерно расширение размеров бизнеса. Управленцы решают задачи, связанные с выходом на другие рынки, с непрерывным расширением бизнеса и многое другое. Большее внимание уделяется разработки бизнес-планов. Для управленческих решений начинают создаваться бизнес-планы, которые подтверждают обоснованность принятых решений. Например, слияния или привлечение инвесторов. На данной стадии развития затрагиваются все типы планирования бизнеса.
Внутрифирменное планирование может различаться по видам планирования, так как для каждого бизнеса, на основании особенностей, используются разные вида. Например, для малых предприятий необязательно составлять долгосрочные планы. Достаточно только краткосрочных и среднесрочных. В каждой сфере малого бизнеса задействованы различные виды составления планов ведения деятельности.
Эффективное внутрифирменное планирование должно включать в себя все основные принципы (единство, необходимость, гибкость, непрерывность, точность, участие), тогда план фирмы может быть сбалансирован и действовать на практике правильно.
Для достижения целей, поставленных на предприятии, составляются планы, которые могут быть разработаны несколькими методами (балансовый, программно-целевой, нормативный, экономико-математический, аналитический и другие).
В современных условиях малому бизнесу важно выбрать такую схему планирования, которая позволит осуществлять качественную разработку и оперативный контроль планов производства и продажи продукции и, в первую очередь, плана прибыли.
Нами предложена модель по совершенствованию внутрифирменного планирования на предприятиях малого бизнеса (рис. 1).
Рис. 1. Модель совершенствования внутрифирменного планирования на предприятиях малого бизнеса
Важно учитывать, что внедрение модели на предприятии предполагает последующие издержки. С этой целью важно оценить выгоду от внедрения модели для предприятия.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию внутрифирменного планирования для предприятий малого бизнеса могут помочь эффективнее вести деятельность фирмы, добиваясь поставленных целей.
Литература:
- Бухалков, М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. / М. И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 392с.
- Дорофеев, В. Д. Организация и планирование деятельности на предприятиях малого бизнеса / Б. А. Филиннов, Г. И. Дибина. — Пенза, 2017.