В статье раскрывается понятие стратегического планирования. Кадровое обеспечение сферы стратегического планирования будет рассмотрено относительно ключевых компетенций 21 века. Предложены рекомендации по формированию кадрового потенциала в области стратегического управления.
Ключевые слова: стратегическое управление, кадровое обеспечение, ключевые компетенции, кадровая политика, управление персоналом, совершенствование, модель компетенций.
В настоящее время в процессах управлении государством и регионами применяются теоретические и практические разработки, основанные на использовании новых подходов и методов управления. Наблюдается активность в разработке документов стратегического характера для страны и ее территорий, что требует согласованности действий на всех уровнях власти, но на данном этапе развития страны этому уделяется недостаточное количество внимания, что существенно тормозит и усложняет процесс претворения в жизнь разработанных документов.
Стратегическое планирование — это деятельность по целеполаганию, прогнозированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, сфер государственного и муниципального управления и отраслей экономики, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально- экономического развития и обеспечение национальной безопасности.
В первую очередь необходимо отметить, что общество сегодня требует эффективного и ответственного управления, при этом эффективность управления становится синонимом хорошего отношения к потребителям. Эффективность управления, в свою очередь, находится под прямым влиянием компетентности того или иного персонала. Ключевыми компетенциями профессионала становятся не только знания, умения, навыки, профессиональный опыт, но и умение такие знания производить. В связи с этим необходимы качественные преобразования в кадровом обеспечении и в управлении человеческими ресурсами в системе государственного управления. Необходим комплексный подход к рациональному использованию, востребованности и развитию профессионального капитала во взаимосвязи со стратегическими ориентирами развития государственности в целом.
В современных условиях невозможно реализовать стратегии роста без комплексного подхода к развитию человеческого капитала.
Специалисты в сфере стратегирования обязаны обладать важным набором формализованных правил и процедур разработки стратегических документов, совершенствовать умение стратегического мышления и навыков, последовательно и уверенно реализовывать принятые стратегические документы. Тем не менее, получение положительных результатов от разработанной стратегии становится возможным только при использовании подхода, который позволяет рационально определять ключевые приоритеты развития объекта стратегирования, ставить цели и задачи прямым исполнителям. С целью эффективной реализации такой концепции следует развивать набор профессиональных компетенций и навыков, освоение которыми, вместе с формированием стратегического мышления, даст возможность процессу принятия стратегических решений стать обоснованным, а реализацию стратегии стабильной и эффективной [2].
Представляется, что необходимо переформатировать кадровую стратегию государства, которая будет, с одной стороны, направлена на формирование социальной среды, способствующей не на словах, а на деле востребованности талантливых специалистов, их развитию, совершенствованию профессиональных компетенций, с другой — обеспечивающей преемственность лучших традиций и социальных практик .
Йенс Расмуссен разделял занятых в экономике на 3 категории [5]:
- Категория «Умение»: около 50 % работы — это повторяющиеся типовые задания, где присутствует в большей степени физический труд, а подготовке уделяется малое количество времени.
- Категория «Правило»: более 50 % работы заключается в техническом труде. Принятие решений происходит строго по предписанным правилам, а также требуется подготовка специализированных кадров.
- Категория «Знание»: более 50 % задач состоят из творческой деятельности, что включает в себя высокий уровень неопределённости и независимости при принятии решений. В этой категории требуется хорошая профессиональная подготовка.
Опираясь на неустойчивый экономический рост в России, для достижения высокой конкурентоспособности на мировом уровне необходимо увеличить число кадров из категории «Знание». В связи с этим необходимо развитие у специалистов в сфере стратегирования определенного набора компетенций.
Ключевые компетенции разделяются на три группы: когнитивные навыки, социально-поведенческие навыки, цифровые навыки.
Когнитивные навыки включают в себя:
- Саморазвитие (самосознание, обучаемость, восприятие критики и обратная связь, любознательность).
- Организованность (организация своей деятельности, управление ресурсами).
- Достижение результатов (ответственность, принятие риска, настойчивость в достижении целей, инициативность).
- Решение нестандартных задач (креативность, критическое мышление).
- Управленческие навыки (приоритизация, постановка задач, развитие других, мотивирование других, делегирование).
- Адаптивность (работа в условиях неопределенности).
Социально-поведенческие навыки включают в себя:
- Коммуникация (презентационные, письменные, переговорные навыки и открытость).
- Межличностные навыки (работа в команде, этичность, эмпатия, клиенториентированность).
- Межкультурное взаимодействие (осознанность, социальная ответственность, кроссфункциональное и кроссдисциплинарное взаимодействие, знание иностранных языков и культур).
Цифровые навыки включают в себя:
- Создание систем (программирование, разработка приложений, проектирование производственных систем).
- Управление информацией (обработка и анализ данных).
Развитие компетенций целевой модели обеспечивает хороший фундамент для увеличения профессионалов в сфере стратегического планирования, так как такой подход предполагает развитие человеческого потенциала не только для решения задач путем предписанных инструкций, но и даёт большое поле деятельности для решения проблем неординарными, совершенно новыми способами, что позволит эффективнее достигать поставленные цели.
Профессионалы категории «Знание» являются основой для конкурентоспособности страны. Достижение высокого числа подобных специалистов в России предполагает:
- Изменение структуры национального рынка труда в пользу рабочих мест категории «Знание»;
- Развитие универсальных компетенций Целевой модели 2025 у большего круга людей как до выхода на рынок труда (в рамках образовательной системы), так и во время их работы (в рамках дополнительного профессионального образования и корпоративного обучения).
Под влиянием технологических и макроэкономических трендов уже сегодня и тем более в горизонте 2025 года конкурентоспособность кадров определяется не столько «твердыми» навыками и знаниями, сколько развитием универсальных компетенций.
Таким образом, новая конкурентоспособность Российской Федерации определяется возможностью создавать, привлекать и удерживать носителей ключевых компетенций. Необходимо разрабатывать и реализовывать концепцию развития человеческого капитала, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории «Знание» и создания среды, благоприятной для развития человека.
Основа такой концепции — 8 шагов развития человеческого капитала в России:
- Создание конкурентного предложения условий труда для профессионалов категории «Знание».
- Сокращение неэффективной «социальной занятости». Создание прозрачного механизма, позволяющего определять подходы к оптимизации численности совместно с государственным регулятором и работодателями.
- Создание на национальном уровне системы переквалификации высвобождаемых кадров. Определение зон ответственности государства, ключевых работодателей, государственных и негосударственных образовательных организаций в рамках создаваемой системы переквалификации.
- Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий и постановку целей губернаторам и руководству регионов.
- Создание опережающего предложения кадров — носителей целевых компетенций — образовательной системой.
- Перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций.
- Стимулирование притока талантов в сферу образования.
- Продвижение ценностей роста и профессионального развития на уровне страны [4].
Реализация этих шагов возможна только при активном вовлечении и взаимодействии всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, системы образования, общественных деятелей.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2012 № 601 «О совершенствовании государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 7 мая 2012 г. № 19. Ст. 2338
- Алимурадов М. К., Власюк Л. И. Стратегирование — новая область профессиональных знаний / Научно-практический журнал “Управленческое консультирование” № 11(107) -2017. — С. 154–158.
- Магданов П. В. Современный подход к стратегическому планированию // ARS ADMINISTRANDI, 2011. № 1. С. 78.
- Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс]. — Москва, 2017. — С. 8–9. Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/ 2017/11/Skills_Outline_web_tcm26–175469.pdf Дата обращения: 11.05.2019 г.
- Rasmussen J. Skills, Rules, and Knowledge; Signals, Signs, and Symbols, and other distinctions in Human Performance models // IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics № 3, 1983. — P. 257–266.