Анализ системы финансового планирования в ГУП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 10.01.2019

Статья просмотрена: 1176 раз

Библиографическое описание:

Горбушина, К. С. Анализ системы финансового планирования в ГУП / К. С. Горбушина, Д. М. Курнаков, А. И. Хусаенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 209-213. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55534/ (дата обращения: 17.12.2024).



В условиях нестабильности экономического развития все большее внимание уделяется повышению качества управления финансами в секторе государственного и муниципального имущества, в составе которого функционируют государственные и муниципальные унитарные предприятия, предназначенные, для предоставления социально значимых услуг населению соответствующей территории. В статье приводится анализ механизмов и этапов финансового планирования, задействованных в ГУП.

Ключевые слова: унитарные предприятия, финансовое планирование, источники формирования финансовых ресурсов, финансовые планы.

Среди множества функций, возложенных на унитарные предприятия, значительная доля принадлежит управлению местными финансами и содержанию бюджетной сферы. Возникают ситуации, в которых местные бюджеты испытывают острую нехватку средств, а значит, не менее острой становится необходимость оптимизировать управление финансовыми ресурсами унитарных предприятий, начать усиленно контролировать целевое использование бюджетных средств их получателями.

В экономическом комплексе России на протяжении ряда лет отмечается тенденция повсеместного сокращения унитарных предприятий, будь то их ликвидация или переведение в иную организационно-правовую форму.

Тем не менее, унитарные предприятия играют важную социально значимую роль при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства, а значит, результаты их деятельности должны свидетельствовать о полезности и эффективности проделываемой ими работы.

Отличительной особенностью такой организационно-правовой формы, как унитарное предприятие, является владение активами, находящимися в собственности у государства, субъектов Федерации или органов местного самоуправления, на праве хозяйственного ведения. Эффективность управление финансами на таком предприятии достигается путем правильного сочетания контроля и управления на уровне финансовых подразделений, способов и методов использования государственной и муниципальной собственности для достижения значимых для общества экономических и социальных целей.

В зависимости от объемов и сложности решаемых задач, финансовая служба унитарного предприятия может быть представлена финансовым управлением на крупных предприятиях, финансовым отделом на средних предприятиях, финансовым директором или главным бухгалтером, к функциям которого относятся не только вопросы бухгалтерского учета, но и финансовой стратегии (если речь идет о малых предприятиях).

В научной литературе выделяются три вида деятельности, относящихся к полномочиям финансового менеджмента [8].

1) Ожидание финансовых потребностей унитарного предприятия относительно долгосрочного и краткосрочного периода или инвестиций в оборотные и внеоборотные активы.

2) Привлечение финансовых ресурсов из различных источников для удовлетворения финансовых потребностей.

3) распределение средств таким образом, чтобы обеспечивалась максимизация прибыли и выполнялись социально значимые функции, возложенные на унитарное предприятие.

В силу того, что унитарное предприятие не может распоряжаться имуществом без согласия собственника, который преимущественно заинтересован в выборе источников финансирования с наименьшим уровнем риска, качество управления финансами является критическим фактором для кредитоспособности предприятия. Возможность привлекать заемные источники финансирования деятельности не только способствуют реализации унитарным предприятием своего финансового потенциала, но и позволяют корректировать показатели ликвидности и рентабельности, расширять виды деятельности и стимулировать рост чистой прибыли.

Финансовые отношения унитарного предприятия и учредителя строятся на договорной основе, в том числе и на основе государственного (муниципального) заказа. Расчеты за выполняемые работы или оказываемые услуги унитарное предприятие производит по договорным ценам или в соответствии с фиксированными тарифами в случаях, установленных законодательством или местными органами власти.

Источниками формирования финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий могут выступать:

1) прибыль, получаемая от реализации продукции, проведения работ или оказания услуг, а также от иных видов хозяйственной деятельности;

2) заимствования, существующие в форме кредитов по договорам с кредитными организациями, получаемых исключительно с письменного согласия учредителя; бюджетных кредитов, предоставляемых на условиях и в пределах тех лимитов, что предусматриваются бюджетным законодательством РФ; путем размещения облигаций или выдачи векселей [4, с. 9].

Тем не менее, использование заемных источников финансирования унитарными предприятиями, не являющимися собственниками имущества, довольно проблематично, поскольку они, например, не могут без согласия собственника предоставить в залог кредитным организациям недвижимое имущество в качестве обеспечения кредита. Такого рода ограниченность в принятии решений, да и в выборе источников финансирования ставит унитарные предприятия в неравные условия с другими участниками делового оборота.

Более того, до недавнего времени государственные и муниципальные унитарные предприятия были лишены возможности выступать получателями бюджетных средств, что ограничивало возможность их финансирования со стороны государства или муниципального образования. Но Федеральным законом № 418-ФЗ от 28.12.2013 был внесен ряд изменений в Бюджетный Кодекс РФ, в числе которых предусмотрена и возможность предоставления субсидий унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (ст. 78.2 БК РФ).

Предоставление указанных субсидий осуществляется на основании соглашения об их предоставлении, которое заключается между получателем бюджетных средств, субсидию предоставляющим, и унитарным предприятием на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Анализ теоретических и методологических подходов к управлению финансами в унитарных предприятиях позволил выявить, что качество финансового управления во многом зависит от эффективного процесса планирования деятельности, а также уровня ведения бухгалтерского и управленческого учета.

Эффективность в ведении бухгалтерского и управленческого учета во многом обуславливается оперируемой информацией, которая должна отражать состояние как внутренней, так и внешней среды, быть разнообразной и достоверной настолько, чтобы предприятие могло быстро реагировать на все происходящие изменения.

Финансовое планирование служит важным индикатором для собственников (государство, субъект Федерации или муниципальное образование), поскольку определяется, как умение моделировать результаты деятельности, находить благоприятные возможности приращения стоимости, прогнозировать дальнейшее развитие, занимается обеспечением необходимого предварительного контроля за формированием, распределением и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ориентируясь при этом на данные прошлых периодов. Являясь частью общего процесса планирования, оно также должно быть подчинено миссии и стратегии развития, избранной предприятием. В зависимости от целей и периодичности финансовое планирование разделяется на три вида.

  1. Текущее планирование с периодичностью до одного месяца подразумевает планы, которые разрабатываются на каждый предстоящий год с разбивкой по кварталам. Благодаря им предприятие может сформировать структуру доходов и расходов, рассчитать требуемые объемы финансирования деятельности, а также получить конкретные способы использования ресурсов, необходимые для достижения поставленных целей. Эффективное текущее планирование способствует поддержанию ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, увеличивает рост его рыночной стоимости.
  2. Построение системы бюджетирования преследует главную цель: скоординировать все стороны деятельности предприятия путем составления бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств и т. д.), служащих решением задачи планирования финансов по различным центрам финансовой ответственности. Наряду с составлением бюджетов система предполагает последующий их анализ на наличие отклонений от плановых показателей и поиск приведших к тому обстоятельств.

То есть, система бюджетирования представляет собой своего рода информационную базу для осуществления внутреннего контроля на предприятии. Эффективной она считается в том случае, если отклонение фактических результатов деятельности от плановых не превышает 20–30 %. А, поскольку бюджет служит основой для принятия управленческих решений, его систематическое неисполнение может не только привести к срыву всех планов, но и стать причиной того, что главная цель предприятия, стратегия его развития, не будет достигнута.

  1. Бизнес-планирование отвечает за составление планов, которые касаются хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и сравнительно отдаленные периоды (3–5 лет) и должны соответствовать потребностям рынка и реальным возможностям предприятия получать необходимые для развития и функционирования ресурсы.

Так, в таблице 1 приведены необходимые условия для осуществления финансового планирования в унитарных предприятиях.

Таблица 1

Условия проведения финансового планирования вГУП

Факторы, влияющие на финансовое планирование ГУП

Неоднородность внешней среды

Цели и задачи ГУП

Зависимость от государства

Организационная структура

Частота финансового планирования

Стратегическое

Среднесрочное

Оперативное

Источники поступления финансов

Внешние

Внутренние

Полученные в результате приватизации.

Целевое финансирование.

Субсидии государства

От предпринимательской деятельности

Взносы учредителей (членские и вступительные).

Выручка от продукции.

Доходы от вкладов.

Доходы от объектов государственной собственности, которые принадлежат ГУП.

Проценты по депозитным счетам.

Операции с ценными бумагами.

Доход от целевого капитала

[Источник: Харлова Ю. В. Евстафьева И. Ю. Особенности финансового планирования на государственных унитарных предприятиях в условиях приватизации государственного имущества]

Таким образом, в основе составления финансовых планов лежит принцип сбалансированности, то есть соответствия доходов и расходов, что способствует обеспечению финансовой устойчивости унитарного предприятия и гарантирует выполнение государственных заказов.

Несмотря на то, что строгая регламентация по составлению планов финансовой деятельности унитарными предприятиями отсутствует, как правило, они все равно занимаются разработкой бизнес-планов.

Бизнес-план включает в себя девять разделов, которые обобщают задачи среднесрочного и стратегического развития унитарного предприятия. Регулярное составление бизнес-планов дает возможность выбирать наиболее эффективные решения возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности вопросов, что, в свою очередь, повышает финансовую устойчивость унитарного предприятия.

Обобщением бизнес-плана служит завершающий его раздел, финансовый план, концентрирующий итоги предыдущего периода планирования производственной деятельности, конкурентной среды, объемов продаж и размеров полученной (предполагаемой) прибыли, использования различных финансовых ресурсов.

Если же речь идет о федеральных государственных унитарных предприятиях(ФГУП), то показатели экономической эффективности их деятельности должны ежегодно утверждаться федеральными органами исполнительной власти в составе программы их деятельности, которая должна обязательно включать в себя четыре следующие раздела [5]:

1) краткая характеристика процесса реализации программы деятельности унитарного предприятия в предыдущем году и в первом полугодии текущего года;

2) мероприятия по развитию предприятия в таких сферах как снабженческо-сбытовая, производственная, финансово-инвестиционная и социальная, с указанием подробной их классификации, сумм затрат и ожидаемых эффектов от проводимых мероприятий;

3) бюджет унитарного предприятия на планируемый период, то есть финансовое обеспечение программы;

4) показатели финансовой деятельности унитарного предприятиях за планируемый период: выручка от продажи товаров, оказания услуг или проведения работ, очищенная от НДС и аналогичных обязательных платежей; чистая прибыль (убыток), часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет (например, 25 % в бюджет Санкт-Петербурга), стоимость чистых активов.

Контроль за перечисление в федеральный бюджет части прибыли унитарного предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти и Министерством имущественных отношений РФ в течение года исходя из анализа ежеквартальной отчетности ГУП и данных реестра показателей экономической эффективности.

Таким образом, финансовое планирование играет существенную роль для развития и функционирования унитарных предприятий. Составление финансовых планов способствует решению ряда важнейших задач в процессе управления финансами. Во-первых, производится расчет потребности унитарного предприятия в денежных средствах. Во-вторых, определяются источники финансирования, соответствующие требованиям собственника имущества унитарного предприятия. В-третьих, определяется степень рентабельности, ликвидности, платежеспособности и самоокупаемости ГУП.

Кроме того, если вспомнить о социальной направленности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, их финансовые планы являются объектами бюджетных правоотношений, поскольку лежат в основе плана развития государственного или муниципального сектора экономики соответственно, на основании которого, в свою очередь, составляется проект бюджета данного территориального уровня.

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены особенности процесса управления финансами в унитарных предприятиях, обусловленные данной организационно-правовой формой и спецификой управления, также были сформулированы индивидуальные выводы о практической значимости проведенного исследования.

1) Составление бизнес-планов играет существенную роль для унитарного предприятия, поскольку в них задаются основные показатели развития, прописываются инвестиционная и ценовая политика, соотношение собственных (внутренних) и заемных (внешних) источников финансирования.

2) Бизнес-план служит отражением финансового состояния унитарного предприятия, его изучение позволяет собственнику и потенциальным кредиторам составить представление о том, насколько эффективна деятельность предприятия и в какой степени оно отвечает цели своего создания.

3) Руководству унитарного предприятия следует также заниматься оперативным и среднесрочным планированием, поскольку именно период до одного года охватывает все жизненно важные события в деятельности предприятия, а стратегическое планирование должно предусматривать риски изменения ежегодных нормативов, тарифов, обязательных отчислений в соответствующий бюджет, которые устанавливаются государственными ведомствами.

Итак, совершенствование системы управления финансами в унитарных предприятиях не только повысит эффективность их деятельности и укрепит финансовое состояние, но и позволит субъекту Федерации или муниципальному образованию, за которым имущество предприятия закреплено на праве собственности, развиваться и достигать устойчивых темпов экономического роста.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Абызова Е. В. Особенности финансового обеспечения унитарных предприятий // Вестник Академии знаний; Е. В. Абызова, О. В. Ищенко. 2017 № 22 (3). С 6–13. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30123584_35386330.pdf (дата обращения: 8.01.2018).
  3. Забелин Д. Л. Финансирование государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. — 2014 № 2. С. 8–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-unitarnyh-predpriyatiy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 9.01.2018).
  4. Цинделиани И. А. Финансовое право. 3-е издание. Учебник для бакалавров под ред. Цинделиани И. А. / Б. Г. Бадмаев, А. Р. Батяева, К. С. Бельский [и др.] ФГБОУ ВУ Российский государственный университет правосудия. — ПРОСВЕТ, 2016.
  5. Харлова Ю. В. Особенности финансового планирования на государственных унитарных предприятиях в условиях приватизации государственного иму-щества // Журнал правовых и экономических исследований; Ю. В. Харлова, И. Ю. Евстафьева.. URL: http://giefjournal.ru/sites/default/files/40.pdf. (дата обращения: 8.01.2019).
  6. Чуняев Д. В. Оценка влияния управления финансами в государственных и муниципальных унитарных предприятиях на социально-экономическое развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. 2016 № 2 (15) июнь.. URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2016/02/7/. (дата обращения: 8.01.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): унитарное предприятие, предприятие, финансовое планирование, муниципальное образование, организационно-правовая форма, субъект Федерации, финансовая устойчивость, внешняя среда, исполнительная власть, недвижимое имущество.


Ключевые слова

финансовое планирование, унитарные предприятия, источники формирования финансовых ресурсов, финансовые планы

Похожие статьи

Теоретические аспекты бюджетирования в системе управления муниципальными финансами

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и роль бюджетирования при планировании муниципальных финансов. Определяются особенности функционирования местных бюджетов, выявляются проблемы, возникающие при формировании и использовании бюджето...

Система государственных закупок как механизм повышения эффективности использования бюджетных средств

Статья посвящена системе государственных и муниципальных закупок как механизму регулирования основных элементов рынка государственного заказа, субъектами которого являются органы государственной власти, государственные корпорации, органы управления г...

К вопросу о важности оценки финансового состояния и возможности совершенствования методик

В статье рассматриваются актуальные вопросы определения понятия и сущности оценки финансового состояния, проводится сравнение точек зрения разных авторов в рамках правовой и экономической составляющей данной дефиниции. Имущественное (финансовое) поло...

Особенности бюджетного учета расчетов с поставщиками

В процессе осуществления своей деятельности государственные учреждения приобретают необходимые материальные ценности и получают услуги. На этой стадии у них возникают широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками. В статье рассматриваются отличит...

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Меры административного пресечения, используемые органами государственного надзора и контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье предпринята попытка исследовать виды мер административного пресечения, используемых в области жилищно-коммунального хозяйства разными органами и их должностными лицами. В данном исследовании будут рассматриваться такие вопросы, как определен...

Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне

Научная статья посвящена исследованию современного состояния системы межбюджетных отношений в Российской Федерации (РФ) на региональном уровне. Определены наиболее актуальные проблемы и основные пути/направления совершенствования системы межбюджетных...

Проблемы государственного регулирования строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важн...

Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий на примере государственных программ

Государственные программы представляют собой правовой механизм решения проблем устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет повышения занятости, доходности и улучшения качества жизни сельского населения, рационального исп...

Похожие статьи

Теоретические аспекты бюджетирования в системе управления муниципальными финансами

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты и роль бюджетирования при планировании муниципальных финансов. Определяются особенности функционирования местных бюджетов, выявляются проблемы, возникающие при формировании и использовании бюджето...

Система государственных закупок как механизм повышения эффективности использования бюджетных средств

Статья посвящена системе государственных и муниципальных закупок как механизму регулирования основных элементов рынка государственного заказа, субъектами которого являются органы государственной власти, государственные корпорации, органы управления г...

К вопросу о важности оценки финансового состояния и возможности совершенствования методик

В статье рассматриваются актуальные вопросы определения понятия и сущности оценки финансового состояния, проводится сравнение точек зрения разных авторов в рамках правовой и экономической составляющей данной дефиниции. Имущественное (финансовое) поло...

Особенности бюджетного учета расчетов с поставщиками

В процессе осуществления своей деятельности государственные учреждения приобретают необходимые материальные ценности и получают услуги. На этой стадии у них возникают широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками. В статье рассматриваются отличит...

Особенности цифровой трансформации и внедрения процессного подхода в управлении в государственных бюджетных учреждениях

В статье рассматривается важность перехода от функционального к процессному подходу в управлении в государственных бюджетных учреждениях как федеральных, так и региональных, предлагаются некоторые общие рекомендации. Также рассматривается взаимосвязь...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Меры административного пресечения, используемые органами государственного надзора и контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье предпринята попытка исследовать виды мер административного пресечения, используемых в области жилищно-коммунального хозяйства разными органами и их должностными лицами. В данном исследовании будут рассматриваться такие вопросы, как определен...

Актуальные проблемы и основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений на региональном уровне

Научная статья посвящена исследованию современного состояния системы межбюджетных отношений в Российской Федерации (РФ) на региональном уровне. Определены наиболее актуальные проблемы и основные пути/направления совершенствования системы межбюджетных...

Проблемы государственного регулирования строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важн...

Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий на примере государственных программ

Государственные программы представляют собой правовой механизм решения проблем устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет повышения занятости, доходности и улучшения качества жизни сельского населения, рационального исп...

Задать вопрос