Рассмотрение понятия, сущности и формы прогнозирования посредством метода экстраполяции и тенденции.
Ключевые слова: прогнозирование, оценка, анализ.
Consideration of the concept, essence and form of forecasting through the method of extrapolation and trend.
Keywords : forecasting, estimation, analysis.
Прогнозирование представляет собой специальное научное исследование, которое основывается на поиске перспектив развития явлений или процессов. Понятие «прогнозирование», если перевести его с греческого языка, означает «наперед знание», то есть представляет собой процесс создания прогноза [1].
Метод предвидения (прогнозирование) широко используется в современном мире. Прогнозирование используется в различных сферах: в экономике, управлении, спорте, промышленности и т. д. Можно делать предварительные выводы о различных процессах, явлениях, реакциях и операциях, используя экстраполяцию и тенденцию.
Сложность проблемы прогнозирования определяется тем обстоятельством, что изменение жизни общества и внешних ситуаций влияют на исследование и результаты прогноза [2].
Прогнозирование представляет собой предвидение значимых факторов для организаций и компаний. К тому же, появляется повышенное внимание к прогнозированию значимых параметров экономики страны. Трудности в наиболее точных прогнозах связаны с постоянными изменениями различных сфер жизни, например, действующее законодательство и его преобразование, сезонные колебания, природные катаклизмы [3].
Методы прогнозирования могут подразделяться на количественные и качественные. Качественный метод основывается на мнении эксперта и носит весьма субъективный характер. [5] А количественный метод основан на расчете данных. Однако оба метода не рассчитаны на изменения в будущем. А для качественного прогноза возможность учесть изменения ситуации в будущем и зафиксировать значение этого фактора на результат является очень важным критерием.
Суть прогнозирования в том, что посредством определенных методов обрабатывается вся имеющаяся информация об объекте прогнозирования и, тем самым, получается представление о направлениях развития данного объекта, опираясь на анализ тенденций.
Знание о будущем является итогом познавательной деятельности людей, оно может быть выражено в различных формах:
- Предсказание, основывающееся на логических выводах.
- Предвидение, основывающееся на знаниях о развитии закономерности объекта [4].
В настоящее время есть 3 формы предвидения:
— научное предвидение, включающее в себя результат научной теории, строящийся на основе исследованных научными методами закономерностей в развитии природы, мышления человека, жизни общества (прогнозы погоды, развития государства и др.);
— ненаучное предвидение, основанное на нереальных (фантастические) взаимосвязях (ясновидение, предчувствие, гадание, предсказания);
— эмпирическое предвидение основывается на повседневном опыте человека, (народная примета).
Научное предвидение используется в 3 формах [6]:
- Гипотеза является догадкой или предположением, которое требует доказательства в дальнейшем. Гипотеза носит только качественный характер.
- Прогноз является вероятностным суждением о будущем состоянии объекта исследования, специальное научное исследование. Прогноз, в отличии от гипотезы, носит не только качественный, но и количественный характер. [2]
- План — это постановка четко определенных целей, а также предвидение конкретного детального события (событий) исследуемых явлений (объектов).
В социально-экономические прогнозы включаются следующие показатели развития:
— макроэкономическая ситуация;
— научно-технический процесс;
— динамика производства и потребления;
— уровень и качество жизни;
— внешнеэкономическая деятельность;
— экологическая обстановка;
— системы здравоохранения, образование и социальное обеспечение общества.
Основой социально-экономических прогнозов считается познание определенных факторов, которые определяют эволюцию социально-экономических процессов и количественные зависимости факторов и показателей развития экономики.
Существуют следующие факторы значения прогнозирования:
— прогнозирование дает возможность проведения анализа экономических, социальных, научно-технических процессов, а также их перспектив и тенденций;
— посредством прогнозирования возможно исследование объективных взаимосвязей социально-экономических явлений в процессе развития народного хозяйства (конкретные условия в определенном периоде времени);
— существует возможность оценки объекта прогнозирования;
— с помощью прогнозирования можно выделить объективные альтернативы экономического и социального развития общества;
— при прогнозировании накапливается научный материал для дальнейшего (обоснованного) выбора соответствующих решений;
— прогнозирование дает возможность оценки последствий принимаемых решений.
Таким образом, отметим, что прогнозирование представляет собой один из главных инструментов управления в социально — экономической системе, а также это процесс постановки целей и определения действий, необходимых для их достижения. Результатом является план — документ, в котором отражены цели, последовательные действия по их достижению, их сроки, необходимые ресурсы, ответственные лица [3].
Суть прогнозирования заключается в том, что посредством определенных методов обрабатывается вся имеющаяся информация об объекте прогнозирования и, тем самым, получается представление о направлениях развития данного объекта, опираясь на анализ тенденций.
Литература:
- Экономическая статистика: Учебник / Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова (МГУ); Под ред. Ю. Н. Иванова — 4 изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 668 с.
- Батракова, Л. Г. Социально-экономическая статистика: учеб ник — М.: Логос, 2013. — 480 с.
- Гуральник В. М. Теория статистики.: Учеб ник — 3-e из д., перераб. и до п. — М.: Н ИЦ Инфра-М, 2015. — 476 с.
- Ежов П. С. Методы планирования. Учебное пособие. — М.: И НФРА-М, Из д-во Рос. э кон. акад., 2016. — 110 с.
- Кириллов П. П. Современные тенденции развития составления планов. — М.: О мега, 2016. — 504 с.
- Планирование и анализ деятельности предприятия с практическими примерам и / Ткаченко Н. А. — С пб: Просвещение, 2018. — 344 с.