Статья посвящена роли, задачам Федеральной службы безопасности РФ в системе органов национальной безопасности РФ и в системе обеспечения национальной безопасности РФ в современный период развития отечественных спецслужб.
Ключевые слова: система обеспечения национальной безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, деятельность Федеральной службы безопасности РФ в сфере обеспечения национальной безопасности, руководство деятельностью ФСБ РФ, роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности.
The article is devoted to the role and tasks of the Federal Security Service of the Russian Federation in the system of national security bodies of the Russian Federation and in the system of ensuring national security of the Russian Federation in the modern period of development of domestic security services.
Keywords: system of national security of the Russian Federation, Strategy of national security of the Russian Federation, activity of the Federal Security Service of the Russian Federation in the sphere of national security, management of activity of the Federal Security Service of the Russian Federation, role of the Federal Security Service of the Russian Federation in the system of national security.
Федеральная служба безопасности РФ — это один из самых значимых федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий обнаружение угроз национальной безопасности, а также выявление и ликвидацию источников данных угроз.
Система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) РФ — это система органов, сил и средств, с помощью которых осуществляется обеспечение общенациональной безопасности в соответствии с действующим российским законодательством. СОНБ РФ выполняет множество функций, в число которых входят: получение и анализ информации, связанной с угрозами национальной безопасности; разработка и принятие решений по реагированию, информирование исполнителей данных решений; осуществление деятельности по устранению, нейтрализации или минимизации угроз.
Основные документы, обеспечивающие функционирование СОНБ РФ: Военная доктрина РФ (2014 г.); Морская доктрина РФ на период до 2020 года (2001 г.); Концепция внешней политики РФ (2016 г.); Основы государственной политики по военному строительству (2016 г.); Основы политики РФ в области военно- морской деятельности (2017 г.); Государственная стратегия экономической безопасности РФ (2017 г.); Основы военно- технической политики РФ на период до 2015 года и ее дальнейшая переспектива (2003 г.); Стратегия национальной безопасности РФ (2015 г.); Концепция государственной национальной политики РФ (2016 г.); Доктрина информационной безопасности РФ (2015 г.); Основы государственной политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2032 года и ее дальнейшую перспективу (2019 г.); Основы политики РФ в области развития оборонно- промышленного комплекса на период до 2030 года и ее дальнейшую перспективу (2019 г.); Основы политики РФ в области космической деятельности (2014 г.).
«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г.) представляется наиболее эффективным и имеющим долгосрочную перспективу средством административно-правового регулирования отношений безопасности. «Стратегия» заменила в «Концепцию национальной безопасности», утратившую свою силу. Развитие основного документа, регулирующего систему национальной безопасности, было продолжено Указом Президента РФ № 683 от 12.05.2015 г., утверждавшим обновленный вариант «Стратегии». Понятие национальной безопасности формулируется в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации так: «…состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». ФСБ как один из органов обеспечения национальной безопасности организовывает свою работу, основываясь на Стратегии национальной безопасности, руководствуясь Конституцией, а также федеральными законами Российской Федерации: «О разведке» № 122 от 22.08.2004 г.; «О федеральной службе безопасности» № 40 от 03.04.1995 г.; «Об оперативно- розыскной деятельности» № 144 от 12.08.1995 г.; «О противодействии терроризму» № 35 от 06.03.2006 г.; «О безопасности» № 2446 –1 от 05.03.1992 г.
На данный момент в Российской Федерации действует Федеральный закон «О безопасности» от 07.12.2010 г. В статье 3 данного закона определены элементы содержания деятельности по обеспечению безопасности: прогнозирование и анализ угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; координирование деятельности органов федеральной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения национальной безопасности.
По мере укрепления российского демократического государства и закрепления власти в руках главы государства, роль ФСБ РФ возрастает и в наше время, а также появляются новые направления ее деятельности. В федеральных законах сфера деятельности ФСБ РФ осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность (Департамент контрразведки ФСБ РФ); борьба с терроризмом (Управление по противодействию терроризму и политическому экстремизму ФСБ РФ); борьба с преступностью (Оперативно-розыскное управление ФСБ РФ, Служба собственной безопасности ФСБ РФ); пограничная деятельность (Пограничная служба ФСБ РФ); обеспечение информационной безопасности (Центр информационной безопасности ФСБ РФ); обеспечение экономической безопасности (Служба экономической безопасности ФСБ РФ совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ) [2, c.706–707]. Также, Федеральной службе безопасности РФ во исполнение Указа Президента РФ № 308 от 11.03.2003 г. передана часть функций Федерального агентства правительственной связи и информации РФ (ФАПСИ РФ), упраздненного данным указом.
Также ФСБ РФ выполняет следующие функции, по которым данный орган государственной безопасности можно считать правоохранительным органом: расследование правонарушений; оперативно-розыскная деятельность; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений; обеспечение национальной безопасности; контроль за оборотом наркотических веществ в крупном размере; предотвращение террористических актов на территории РФ. Перечисленные функции не в полной мере отражают цели и задачи работы органов ФСБ РФ, ибо федеральным законодательством могут быть установлены иные направления деятельности Федеральной службы безопасности РФ. По своей сути, Федеральная служба безопасности РФ идентична правоохранительным органам, а именно при осуществлении своей деятельности руководствуется многими нормативными правовыми актами такими, как Уголовно-процессуальный кодекс (например, статья 151 УПК РФ), Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, существуют статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, относящиеся к подведомственности ФСБ России, а согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельные ее подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность (Оперативно-розыскное управление ФСБ РФ). Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ от 03.04.1995 г. (ст.12 и ст.13). [6]
ФСБ России осуществляет деятельность по обеспечению безопасности, которая в свою очередь является элементом правоприменительной деятельности. При этом последняя вместе с нормотворческой деятельностью является одним из видов деятельности ФСБ России по обеспечению государственной безопасности.
Федеральная служба безопасности руководствуется принципами законности, гуманизма, уважения и соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, единства и централизации системы органов федеральной службы безопасности, конспирации, сочетания различных методов и средств деятельности (гласных и негласных) [6]. Федеральным законом № 35 «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. впервые была узаконена деятельность подразделений специального назначения за пределами Российской Федерации: «Подразделения специального назначения органов Федеральной службы безопасности по решению президента могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы национальной безопасности Российской Федерации» [6].
Расширены полномочия подразделений Центра специального назначения ФСБ РФ («Альфа», «Вымпел», «Смерч») — они получили право использовать боевую оружие и технику, физическую силу, специальные средства против террористов, находящихся вне российской территории. В соответствии с законодательством, руководство деятельностью Федеральной службой безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. В его полномочия входит назначение и освобождение от должности директора ФСБ РФ и его заместителей, руководителей региональных управлений ФСБ РФ. Согласно Указу Президента РФ № 724 от 12.05.2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба безопасности напрямую подчиняется Президенту России, что означает, что ФСБ России обладает особым статусом.
Основной задачей ФСБ РФ является информирование Президента и Председателя Правительства Российской Федерации об угрозах безопасности страны. Выполнение этой задачи, безусловно, повышает статус Федеральной службы безопасности, но в то же время возлагает на нее дополнительный груз ответственности.
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что за последние десять лет в разы возросли внешние угрозы: военно-политическая экспансия США, продвижение блока НАТО (Североатлантический альянс) к границам Российской Федерации, рост влияния международных террористических организаций на Ближнем Востоке (ИГИЛ, ХАМАС), усиление информационного противостояния со странами Запада, давление на политическую систему и элиту Российской Федерации со стороны транснациональных корпораций, увеличивающийся поток нелегальной миграции, в том числе и на территории Российской Федерации; изменение мирового климата, увеличение числа катастроф в экологической и техногенной сферах.
ФСБ РФ как ведущая спецслужба страны имеет принципиально важное значение в обеспечении экономической и национальной безопасности страны. Его приоритетным направлением является обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса (в том числе объектов государственной корпорации «Ростех»), атомной энергетики (объекты государственной корпорации «Росатом»), транспорта и связи (объекты, принадлежащие Министерству транспорта и Министерству связи), жизнеобеспечения промышленных центров, городов и прочих стратегических объектов, связанных с приоритетными научными разработками. Основной угрозой безопасности РФ остается деятельность зарубежных спецслужб, в частности — разведывательная и контрразведывательная, а также и иная деятельность иностранных спецслужб и организаций, экстремистских и террористических организаций, радикальных общественных объединений, а также преступных организаций и группировок.
В последнее время заметна тенденция к усилению роли Российской Федерации на мировой арене. Данная тенденция создает необходимость задуматься над изменением основополагающей идеи Стратегии национальной безопасности как правовой и идеологической основы развития российских спецслужб, не забывая при этом уделять особое внимание Федеральной службы безопасности РФ.
На фоне упомянутых угроз для национальной безопасности выборы президента России в марте 2018 года являются продолжением политики сосредоточения власти в руках Президента, укрепления и усиления всех ветвей власти (укрепление принципа «сдержек и противовесов»), в первую очередь исполнительной ветви власти. На основании этого можно предположить, что роль Федеральной службы безопасности РФ как одной из основной специальной службы в системе органов национальной безопасности возрастет в ближайшем будущем. Вследствие усиления угроз во внешнеполитической сфере и в сфере экономических интересов России, ФСБ требуется передача значительно больших полномочий в пределах, установленных Конституцией РФ. Изменение компетенции органов ФСБ предполагает соответствующую реорганизацию и преобразование всей системы органов национальной безопасности. К примеру, одним из возможных преобразований может стать создание Департамента внешней разведки ФСБ РФ и передача ему полномочий Службы внешней разведки РФ.
Также можно выделить основные направления возможного реформирования системы органов ФСБ: развитие материально-технической и научной базы, усиление статуса работника Следственного департамента ФСБ РФ, его социальной защищенности и финансовой независимости.
Заглядывая на 10–15 лет вперед можно представить, что модернизация ФСБ России пойдет по следующим направлениям: усиление безопасности в информационно-аналитической и научно-пропагандистской работе (улучшение работы криптографической защиты информации и алгоритма блочного шифрования), создание новых подразделений (департаментов контрразведки новых технологий, искусственного интеллекта, защиты сознания человека и гражданина и внешней разведки), повышение роли Центра специального назначения ФСБ РФ в сфере обеспечения национальной безопасности (разработка и принятие Федерального закона о «Спецподразделениях РФ»), реорганизация территориальных подразделений ФСБ РФ (пересмотр принципа универсального подхода к развитию системы контрразведывательных подразделений), укрепление традиционных направлений контрразведки и разведки, усиление роли особых отделов и управлений Департамента контрразведки ФСБ РФ.
Делая вывод из всего сказанного, возможно предположить, что название ведущей спецслужбы РФ— «Федеральная служба безопасности» — сегодня не удолетворяет уровню развития государственной власти в России. Ввиду того, что ФСБ РФ является главным органом в системе национальной безопасности, было бы разумным назвать российский орган государственной безопасности «Министерством общенациональной безопасности РФ».
Литература:
- Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 284.
- Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 728–729; 706–707; 778–779.
- Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 266–267.
- ФЗ № 328 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство» от 04.12.2007 г. ст. 9 // Российская газета. 2007. 8 декабря.
- ФЗ № 35 «О противодействие терроризму» от 06.03.2006 г. ст.5 // Российская газета. 2006. 10 марта
- ФЗ № 40 «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995. ст.13, ст.12// Российская газета. 1995. 12 апреля.