Раскрывая тему обеспечения безопасности в системе функций современного государства, обратимся прежде всего к вопросу о функциях государства.
Традиционно под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, обусловленные сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и социальным назначением [9]. Как правило, характерные черты функций государства проявляются в комплексе. Конечно, можно рассматривать их и в каком-то отдельном аспекте деятельности государства, но в этом случае характеристика будет отличаться неполнотой и односторонностью. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако, это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.
В юридической литературе функции государства классифицируются по различным критериям. Наиболее распространенной является классификация по направленности решаемых государством целей и задач, в результате чего выделяются внутренние и внешние функции.
К внутренним функциям традиционно относятся:
– экономическая функция (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности);
– социальная функция (меры, направленные на охрану труда и здоровья граждан, позволяющие гарантировать минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства и детства, пенсионного обеспечения и т. д.);
– правоохранительная функция (деятельность государства в области точного и полного исполнения установленного им общественного и правового порядка, защита от противоправных посягательств как населения, так и организаций, защита конституционного строя и государства от действий противоправной направленности);
– экологическая функция (деятельность государства, направленная на охрану окружающей природной среды, ее восстановление после негативного воздействия человека, воспроизводство природных ресурсов, их рациональное использование, соблюдение правопорядка в отношении природопользования).
Также традиционно к внешним функциям относятся:
– политическая функция (развитие межгосударственных взаимоотношений, проявляющееся в создании представительств одних государств на территории других, в подписании международных договоров, в совместном участии на уровне действия международных организаций и т. д.);
– функция обороны (защита государства от нападения извне и укрепление собственных вооруженных сил);
– функция интеграции в мировую экономику (характерным для данной функции является осуществление внешней экономической деятельности, которая проявляется в увеличении объемов мировых торговых оборотов, рынка услуг, повышения уровня инвестиционных потоков, усиление роли информации).
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общества, личности, безопасности в области экологии, полномочия и функции Президента РФ, Совета безопасности, всех ветвей власти в области безопасности определены Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Федеральный закон о безопасности) [2].
Однако названный нормативно-правовой акт не содержит определение термина «безопасность». В соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446–1 «О безопасности» безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [6]. Нам представляется, что приведенное определение, утраченное во вновь принятом юридическом акте, наиболее полно отражает юридическую сущность понятия «безопасность». Трудно не согласиться с позицией Г. З. Мансурова, что отсутствие понятийного аппарата является серьезным недостатком действующего Закона о безопасности, поскольку отсутствие легитимного определения создает трудности для юрисдикционных органов при применении нормативных актов, содержащих соответствующий термин [9].
Кроме того, по мнению А. И. Стахова, отсутствие легального определения приводит к невозможности единообразного понимания природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации [11]. Этот вывод следует из определений понятия «обеспечение безопасности», закрепленных в отдельных нормативных правовых актах.
Так, например, в Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» закреплено, что обеспечение безопасности гидротехнического сооружения осуществляется посредством разработки и осуществления мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения [3]. А в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к обеспечению безопасности дорожного движения законодатель относит деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий [1].
Ясность и точность формулировки в нормах действующего законодательства, определяющей безопасность, способствуют единообразному пониманию природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации.
Анализ функций современного государства, свидетельствует о том, что обеспечение безопасности охватывает значительный круг общественных отношений в различных областях.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации необходимо осуществлять такие мероприятия как:
– разработка системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности;
– определение основных направлений деятельности органов государственной власти и управления в данной области;
– создание и регулирование деятельности органов обеспечения безопасности.
Традиционно, как и в любом аспекте деятельности, система правовых норм строится на Конституции РФ, поскольку именно Основной Закон является фундаментом для формирования общественных отношений в любом направлении, в том числе и в рассматриваемой нами области обеспечения безопасности.
Основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации можно назвать Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, сущность которой также подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и функций государства [5].
Выполнение государством определенных функций определяют и задачи, правила взаимоотношений государственных органов обеспечения безопасности, призванных выполнять непосредственное обеспечение безопасности личности, общества и государства. При этом всегда следует учитывать, что функции являются всегда первичными по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция — это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация — это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.
Полномочия Президента РФ как лица, определяющего основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, установлены ст. 8 Федерального закона о безопасности. Следует отметить, данные полномочия основываются на положениях гл. 4 Конституции РФ, вполне соответствует установленным законодательным нормам, так как гл. 4 начинается со ст. 80, определяющей, Президент РФ является главой государства.
На Правительство РФ, осуществляющее в соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть, Федеральным законом о безопасности возложено участие в осуществлении государственной политики в области обеспечения безопасности. Нам представляется, что одним из важнейших направлений его деятельности в рассматриваемом направлении является закрепление за подведомственными субъектами компетенций в области обеспечения безопасности.
Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) вопросы безопасности в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Невозможно не отметить широкий спектр видов деятельности рассматриваемого субъекта. Данное обстоятельство обусловило и объем, и важность поставленных перед ним задач. Так, государственная политика в сфере обеспечения безопасности в указанных направлениях является прерогативой МЧС России. Осуществление названной функции невозможно при отсутствии права на нормотворчество, что так же обусловило задачу подготовки и принятия нормативных правовых актов. Надзор, контроль, разрешительные полномочия — это так же задачи, которые решает рассматриваемый субъект в целях обеспечения безопасности.
Рассматривая задачи, решаемые МЧС России, трудно выделить какую-то определенную функцию государства, на которую они направлены. Нам представляется очевидным, что данная деятельность касается всех функций государства.
Обеспечение безопасности складываются из многих направлений деятельности, продекларированных в ст. 3 Федерального закона о безопасности. Исследователи вопросов безопасности отмечают, что из приведенных направлений деятельности по обеспечению безопасности приоритетным является прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности. Данное положение трудно оспорить, поскольку превентивные меры в любой деятельности являются более целесообразными и менее экономически затратными по сравнению с ликвидацией непосредственно возникших негативных ситуаций.
Направление деятельности в сфере безопасности определено Федеральным законом о безопасности не только на долгосрочную перспективу, но и в целях применения комплекса оперативных мер, которые необходимы при возникновении определенных ситуаций, например, экономического характера.
Нам представляется, что именно такая ситуация возникла после введения государствами Европейского Союза, США, Канадой, Австралией и другими политики санкций против России в результате проведенного референдума по присоединению полуострова Крым к России, проявившуюся в отношении отдельных физических лиц, а затем запрета на поставку специального оборудования, осуществления пятью банками долгосрочного заимствования.
Президентом РФ в ответ на угрозу национальной безопасности были подписаны два Указа — от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Указанными подзаконными актами был введен запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются указанные государства, и уничтожению ввезенных санкционных товаров. По этому поводу Верховный Суд РФ рассмотрел административное дело по исковому заявлению ООО «Урман» о признании недействующим п. 1 Указа Президента РФ № 391, в соответствии с которым подлежат уничтожению продовольственные товары по определенному перечню, ввезенные из государств, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц (объектом уничтожения явились «яблоки свежие», приобретенные по заключенному контракту с эстонской фирмой BLAZE FOCUS OU).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения, поскольку Указ издан в рамках компетенции Президента Российской Федерации, определенной федеральным законодательством.
За аналогичное правонарушение была привлечена к административной ответственности компания-перевозчик SIA «NOVA TRANS» (Латвия), которая посредством грузового транспортного средства SCANIA с полуприцепом SCHMITZ под управлением водителя Кондрука М. осуществила ввоз на территорию Российской Федерации через таможенный пост МАПЛ «Убылинка» Псковской таможни в целях дальнейшего перемещения в Узбекистан товара (шкурки куриные замороженные), запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации.
Верховный Суд РФ, рассматривающий жалобу директора компании SIA «NOVA TRANS» (Латвия) на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области и решение судьи Псковского областного суда, сделал вывод о правомерности привлечения к административной ответственности, поскольку имело место нарушение указанных выше нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации [7].
Следует отметить, что приведенные нами направления деятельности по обеспечению безопасности являются только частью тех мероприятий, которые предусматриваются на законодательном уровне, а затем реализуются в практической деятельности во исполнение внутренних и внешних функций государства. При этом мы считаем обоснованной точку зрения А. И. Стахова в том, что обеспечение безопасности является основной функцией Российского государства [11], что подтверждается следующими аргументами.
Во-первых, обеспечение безопасности охватывает всю совокупность конституционных и иных законных интересов, носителями которых выступают личность, общество, государство и нация. Следовательно, в обеспечении безопасности проявляется социальное назначение российского государства.
Во-вторых, обеспечение безопасности возлагается на все ветви органов власти, о чем мы указывали при характеристике полномочий различных государственных структур.
В-третьих, рассматриваемые правоотношения охватывают широкий круг субъектов-участников.
Литература:
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О безопасности дорожного движения» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 20.12.2017.
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 06.10.2015.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 23.05.2018) «О безопасности гидротехнических сооружений» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3589.
- Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 24.10.2018) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2882.
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015.
- Закон РФ от 05.03.1992 № 2446–1 «О безопасности» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 769.
- Постановление Верховного Суда РФ от 12.10.2018 № 91-АД18–3 // СПС «КонсультантПлюс». 2020.
- Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21.05.2019 № АПЛ19–137 // СПС «КонсультантПлюс». 2020.
- Мансуров Г. З. Законодательство о безопасности: некоторые проблемы дальнейшего совершенствования // Безопасность бизнеса. 2011. № 3. С. 10–13.
- Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект. С. 408.
- Стахов А. И. Обеспечение безопасности как основная функция российского государства // Вестник Вятского государственного университета. С. 93–96.