В статье рассматривается место органов ФСБ России в системе органов контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Исследуются аспекты межведомственного взаимодействия органов ФСБ России и налоговых органов в процессе реализации форм налогового контроля, в частности, проведения налоговых проверок, вносятся предложения, направленные на изменение налогового законодательства.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, ФСБ России, межведомственное взаимодействие.
The article examines the place of the FSB of Russia in the system of bodies monitoring compliance with legislation on taxes and fees. The aspects of interdepartmental interaction between the FSB of Russia and tax authorities in the process of implementing forms of tax control, in particular, conducting tax audits, are investigated, proposals aimed at changing tax legislation are made.
Keywords: tax control, tax authorities, the FSB of Russia, interdepartmental cooperation.
В Российской Федерации налоговый контроль играет важную роль в обеспечении функционирования государства и напрямую связан не только с экономическим и финансовым благосостоянием страны, но и его экономической безопасностью. В современном понимании налоговый контроль можно толковать как систему мер и средств, состоящих в проверке исполнения норм российского законодательства о налогах и сборах. Основной целью контрольно-налоговых правоотношений является выявление и пресечение нарушений налогового законодательства. Как утверждают Г. М. Коркина и О. П. Смирнова в своей работе «Влияние качества налогового контроля на обеспечение экономической безопасности страны» [10, с. 301–305] — экономическая безопасность и её налоговая составляющая в нашей стране в последнее десятилетия приобрели особую значимость, что связано с многочисленными правонарушениями в сфере налогов и сборов, а также наличием задолженностей по налоговым платежам перед всеми уровнями бюджетной системы РФ. Для существования сильного государства, обеспечения его суверенитета, независимости, обороноспособности, решения социальных и экономических задач по развитию общества необходима передовая и эффективная налоговая система с отлаженным механизмом налогового контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [2] налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции. В процессе осуществления контрольной деятельности налоговые органы используют различные формы и методы налогового контроля.
Налоговые органы осуществляют налоговый контроль непосредственно, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, как указывается в ст. 4 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» [6]. К числу субъектов, с которыми взаимодействуют налоговые органы, реализующие свои контрольные полномочия, относятся органы Федеральной службы безопасности.
В ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [4] сказано — Федеральная служба безопасности (ФСБ России) представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющую решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Общее руководство деятельностью ФСБ России осуществляет Президент Российской Федерации.
Проанализировав положения ст. 82 НК РФ можно прийти к выводу, что органы ФСБ России не относятся к органам налогового контроля. Главные задачи органов государственной безопасности в экономической и взаимосвязанных с ней сферах указаны в пп. 6, 13 п. 8 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации [7]. Они состоят в обеспечении безопасности российского государства, а также борьба с организованной преступностью, легализацией преступных доходов, организация оказания содействия федеральным органам государственной власти в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала. Но несмотря на их специальное целевое назначение сотрудники органов ФСБ России правомочны участвовать в реализации отдельных форм налогового контроля.
Следует отметить, что участие сотрудников ФСБ России в деятельности по осуществлению налогового контроля носит закрытый характер, а сама Федеральная служба безопасности не входит в перечень участников контрольно-налоговых правоотношений и, соответственно, формально не могут участвовать в налоговых проверках. В отличие от них органы внутренних дел, следственные органы привлекаются к проведению налоговых проверок, проводимых налоговыми органами, о чём прямо говорится в ст. 36 НК РФ.
ФНС России указывает, что российская налоговая служба совместно с ФСБ России правомочна проводить налоговые проверки отдельных налогоплательщиков и выявлять правонарушения в указанной сфере [12]. Как следует из Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2017 г. № 03–02–08/6449 «О взаимодействии налоговых органов с органами федеральной службы безопасности при проведении налоговых проверок» [9], участие сотрудников ФСБ России не является основанием для признания судами нарушений налоговыми органами условий и процедур проведения налоговых проверок. В рамках соответствующих налоговых проверок участие сотрудника ФСБ России следует трактовать и рассматривать исключительно как оказание содействия налоговому органу в рамках проведения межведомственных мероприятий, что, в свою очередь, подтверждает судебная практика, которая гласит, что нарушений налоговым органом процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов при проведении налоговой проверки с участием сотрудников ФСБ России, не установлено (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. по делу № А63–5209/2009-С4–17) [11].
По общему правилу налоговые органы в процессе проведения налоговых проверок и осуществления других форм налогового контроля организуют работу с сотрудниками подразделений экономической безопасности ФСБ России и непосредственно взаимодействует с ними в процессе контрольно-налоговой деятельности. При этом НК РФ не содержит правовых норм, которые могли бы регламентировать задачи и функции органов ФСБ России или определяли бы порядок их взаимодействия с налоговыми органами в ходе проведения совместных налоговых проверок. Если систематизировать нормативную базу, которая регламентирует совместную деятельность налоговых органов и органов Федеральной службы безопасности при осуществлении налогового контроля, к ней следует отнести:
1) Конституцию Российской Федерации [1];
2) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и часть вторая [3]) — исключительно в вопросах порядка организации и проведении различных форм налогового контроля;
3) Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации»;
4) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О федеральной службе безопасности»;
5) Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В дополнение к правовым актам можно указать на такой нормативно-правовой акт как Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» [5], т. к. согласно п. 5 ст. 7 органы Федеральной службы безопасности взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении функций по вопросам применении контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) на территории РФ. Стоит заметить, что законодательством о налогах и сборах не урегулирован вопрос проверки контрольно-кассовой техники. И не случайно, поскольку возникающие в данной области общественные отношения не относятся к налоговым в понимании ст. 2 НК РФ, закрепляющей круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Однако, контроль за применением ККТ осуществляется налоговыми органами. Данная деятельность регулируется Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения [8]. Но нельзя исключать того факта, что это тоже контрольная деятельность, осуществляемая налоговыми органами совместно с органами ФСБ России. Этот вид финансового контроля, проводимого налоговыми органами, тесно связан с такими формами налогового контроля, как налоговые проверки и налоговый мониторинг. На практике же налоговый мониторинг в отношении ККТ представляет собой проведение контроля за расчетами через онлайн-ККТ с помощью автоматизированной информационной системы налоговых органов, анализ поступающих фискальных данных. И в свою очередь можно говорить, что данная деятельность обладает особенностями и характером деятельности по налоговому контролю.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие органов ФСБ России и налоговых органов в настоящее время носит общий, закрытый и ограниченный характер. Хотя ещё в 2020 году утверждалось, что будет расширение компетенции Федеральной службы безопасности по межведомственной работе с ФНС России. Был подготовлен проект совместного приказа ФСБ России и ФНС России, в рамках которого органы государственной безопасности предоставляли бы сотрудникам налоговых органов результаты оперативно-розыскной деятельности. Данная информация планируется использоваться для контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также в вопросах по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации налогоплательщиков юридических лиц [13].
Целесообразно в ближайшей перспективе разработать проект межведомственного соглашения по особо значимым направлениям, в том числе по вопросам безопасности отечественной экономики и взаимодействия с налоговыми органами в сфере налогового контроля. Также рационально будет включить в Налоговый кодекс Российской Федерации ряд норм, касающихся целей, задач, форм взаимодействия органов ФСБ России с сотрудниками налоговых органов в процессе осуществления деятельности по налоговому контролю. На современном этапе совместная деятельность сотрудников органов ФСБ России и ФНС России является исключительно важной как для всей системы налогового контроля, так и для предупреждения, пресечения налоговых преступлений и иных правонарушений в указанной сфере деятельности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // «Российская газета». 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 11. — Ст. 1416.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824; 2021. — № 49 (часть I). — Ст. 8144.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340; 2021. — № 49 (часть I). — Ст. 8147.
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 15. — Ст. 1269; 2021. — № 27 (часть I). — Ст. 5100.
- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 21. — Ст. 1957; 2020. — № 48. — Ст. 7626.
- Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. № 15. Ст. 492; Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 46. — Ст. 7215.
- Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 (ред. от 01.06.2021) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 33. — Ст. 3254; 2021. — № 23. — Ст. 4037.
- Приказ Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения» // Российская газета. 2012. 25 янв.
- Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2017 г. № 03–02–08/6449 «О взаимодействии налоговых органов с органами федеральной службы безопасности при проведении налоговых проверок» // Официальные документы (приложение к «Учет. Налоги. Право»). 2017. № 9.
- Коркина Г.М, Смирнова О. П. Влияние качества налогового контроля на обеспечение экономической безопасности страны // материалы V Международной научно-практической конференции — «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» 2019. Екатеринбург: Издательство: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. С. 301–305.
- Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. Доступ из Справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- ФНС России совместно с ФСБ России обнаружили нарушения в работе популярного интернет-магазина электроники // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/7636240/ (дата обращения: 05.03.2022).
- ФСБ поделится оперативными данными с налоговыми органами // Legal.Report — электронное периодическое издание. URL: https://legal.report/fsb-podelitsja-operativnymi-dannymi-s-nalogovymi-organami/ (дата обращения: 13.03.2022).