Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Место и роль органов налоговой службы в механизме российского государства

Юриспруденция
26.10.2020
2685
Поделиться
Библиографическое описание
Царева, Е. И. Место и роль органов налоговой службы в механизме российского государства / Е. И. Царева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 267-268. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74449/.


Федеральная налоговая служба имеет ведущее значение в развитии государства. Органы налоговый службы взаимодействуют с другими государственными структурами и охватывают все сферы. Изучение роли органов ФНС и их места в системе российского государства позволяет выявлять слабые места в правовом регулировании и совершенствовать законодательство.

Ключевые слова: налоговые органы, налоговая служба, ФНС, налоговая система.

В любом обществе для обеспечения нормального функционирования необходима эффективная деятельность различных государственных структур. К ним относятся и налоговые органы. Существование налоговых платежей — один из признаков государства. Налогообложение в России имеет многовековую историю, несмотря на то, что упорядоченной деятельность ФНС на всех уровнях стала после внедрения рыночных реформ [2, с. 21].

Виду вышесказанного можно сделать вывод, что органы налоговой службы существуют с момента образования государства и составляют основу его функционирования.

Процесс становления и формирования органов налоговой службы в России начался почти 500 лет назад и продолжается по сей день. Ежегодно ФНС России реализует политику, способствующую совершенствованию налоговой системы Российской Федерации и преобразованию органов налоговой службы. Цель проводимых преобразований — действенное и результативное функционирование органов налоговой службы, минимизация издержек на их функционирование, сокращение задолженности налогоплательщиков, путем обеспечения для них своевременного информирования об имеющихся начислениях и недоимках, а также создание условий доступности информации и повышение налоговой грамотности.

Большинство ученых придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов. Детализация функций, выделение подфункций представляются рациональными и оправданными, поскольку позволяют уточнить и расширить существующую систему взглядов на механизмы действия налогов [4, с. 50].

ФНС России, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет контрольную функцию, которая предполагает надзор за соблюдением законодательства и проведение мер, направленных на предотвращение налоговых правонарушений [3]. Контрольная — первостепенная и главная функция налоговых органов [1].

На ряду с контрольной, в перечень функций ФНС по общему правилу входят регулирующая, фискальная и социальная, но некоторые ученые в своих работах дополняют классификацию и рассматривают и иные функции, кроме общепринятых.

Одной из таких функций является стимулирующая. Она выражается в стимулировании технического прогресса как для определенного вида деятельности, так и для экономической системы в целом. Такое разграничение функций носит условный характер, так как они переплетаются и осуществляются одновременно [4, с. 50].

Изучив функции налоговой службы и проведя их анализ, можно сделать вывод, что налоговая система — не отдельная обособленная структура, а часть государственного аппарата, охватывающая все уровни и сферы общественной жизни. Перечисленные функции реализуются для достижения задач, выполнение которых возложено на налоговые органы, и обусловлены они правовым положением ФНС и территориальных органов.

Роль органов налоговой службы в государственном механизме можно оценить через изучение степени и необходимости взаимодействия ФНС не только с налогоплательщиками, но и с государственными структурами.

Налоговые органы активно взаимодействуют с органами внутренних дел МВД России и следственным комитетом, банками, Пенсионным Фондом, Службой судебных приставов, финансовыми, таможенными, судебными органами и органами федерального казначейства, а также с администрацией и другими [].

Такое взаимодействие обеспечивает не только выполнение непосредственных функций, возложенных на каждый государственный орган, но и позволяет обмениваться информацией по соответствующим запросам. Обмен сведениями позволяет выявлять и пресекать правонарушения, в том числе уклонение от уплаты налогов, нарушения законодательства о валютном регулировании, неправомерное возмещение из федерального бюджета, а также позволяет выявлять адреса массовой регистрации, фирмы-однодневки и предотвращать фиктивную миграцию налогоплательщиков.

Важность взаимодействия можно наглядно рассмотреть на конкретном примере. Фиктивная миграция — существенная проблема, ведь за счет нее растет задолженность перед бюджетами всех уровней, что оказывает непосредственное влияние на экономику страны. Поэтому предотвращение уклонения от налогов этим способом — одно из приоритетных направлений осуществления функций ФНС.

С целью пресечения данного вида миграции налоговые органы принимают решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц по причини предоставления недостоверных сведений об адресе регистрации.

Проверка достоверности сведений — сложный процесс, в котором задействованы не только органы налоговой службы, но и другие государственные органы, в которые направляются запросы с целью проверки.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие налоговых органов с другими органами исполнительной власти, а также с судебными органами позволяет в полной мере реализовывать свои функции органам налоговой службы.

Стоит отметить, что в работах многих современных авторов подход к изучению места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства различный, но все они сходятся во мнении, что исследование данного вопроса актуально и требует особого внимания.

С развитием налоговой системы перечень обязанностей, возложенных на налоговые органы, растет. Примером может служить администрирование страховых взносов. Поэтому всегда остаются вопросы, изученные не в полной мере, и их разработка будет оказывать огромное влияние на эффективность механизма налогообложения, а значит, на благосостояние государства в целом.

Литература:

  1. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 N 943–1 (последняя редакция). — Текст: электронный // Федеральная налоговая служба. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/3897370/(дата обращения: 23.10.2020).
  2. Пепеляев, С. Г. Налоговое право: Учебник / С. Г. Пепеляев, Е. В. Кудряшова, И. Ф. Ивлиева и др. — М.: Юристъ, 2003. — 591 c.
  3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 01.08.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». — Текст: электронный // Федеральная налоговая служба. Официальный сайт.: [сайт]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/official_data/3909898/ (дата обращения: 23.10.2020).
  4. Цинделиани И. А., Налоговое право: Учебник / под ред. Цинделиани И. А. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Проспект, 2019. — 704 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
налоговые органы
налоговая служба
ФНС
налоговая система
Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 267-268):
Часть 4 (стр. 215-281)
Расположение в файле:
стр. 215стр. 267-268стр. 281

Молодой учёный