Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с иными правоохранительными органами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 16.05.2024

Статья просмотрена: 619 раз

Библиографическое описание:

Науменко, О. В. Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с иными правоохранительными органами / О. В. Науменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114120/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены вопросы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и иных правоохранительных органов. Проанализированы специфика и нормативно-правовая основа взаимодействия с отдельными правоохранительными органами, перечислены традиционные формы взаимодействия.

Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов России, взаимодействие, исполнительное производство, Федеральная налоговая службы, Росгвардия, МВД, формы взаимодействия.

Федеральная служба судебных приставов является правоохранительным органом, в обязанности которого входит исполнение решений суда и уполномоченных органов исполнительной власти в отношении физических и юридических лиц. От эффективности работы ФССП зависит престиж государства, так как не только наличие решения суда, но и их исполняемость являются основой доверия населения к государству.

На Федеральную службу судебных приставов возложены следующие задачи: обеспечение безопасности деятельности судов; исполнение решений судов; осуществление розыска должников на основании международных соглашений; осуществление дознания по делам, отнесенным к полномочиям ФССП; осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности и ведение государственного реестра таких юридических лиц и др.

Реализация поставленных задач на практике невозможна без помощи и поддержки иных правоохранительных органов. Считается, что деятельность правоохранительных органов направлена на защиту и охрану прав и свобод граждан. Каждый орган власти (МВД, ФССП, ФСБ, Росгвардия и др.) решает эти вопросы в пределах своих полномочий. Однако, межведомственное взаимодействие службы судебных приставов и иных правоохранительных органов служит основанием повышения эффективности выполнения профессиональных задач.

Понятие взаимодействия не имеет легального определения. Но широко представлено в научных исследованиях. Например, С. А. Потапова видит во взаимодействии деятельное участие и взаимопомощь правоохранительных органов, согласованное по целям и задачам [1].

А. Г. Головко, определяет взаимодействие в качестве совместных действий правоохранительных органов, направленных на обеспечение самостоятельной правомерной, качественной и полной реализации гражданами своих прав и свобод [2].

О. Е. Корыстин считает, что сущность взаимодействия состоит в совершении совместных действий для решения поставленных задач. Такое взаимодействие имеет правовую основу, служит определенным целям и имеет обозначенные в законе формы [3].

Все приведенные определения позволяют признать, что они актуальны для совместной деятельности Федеральной службы судебных приставов и иных правоохранительных органов. С учетом приведенных определений сущность взаимодействия ФССП и правоохранительных органов имеет следующие признаки:

1) благодаря взаимодействию ФССП и иных правоохранительных органов решаются совместные задачи, направленные на защиту прав и интересов граждан;

2) взаимодействие осуществляется между ФССП и одним или несколькими правоохранительными органами. С учетом необходимости в совместной деятельности могут быть привлечены как один орган (МВД, ФСБ), так и несколько;

3) вовлекаемые в совместную деятельность органы решают общие задачи охраны правопорядка;

4) действия ФССП и иного правоохранительного органа направлены на общий позитивный результат [4].

Содержание взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и иных правоохранительных органов раскрыто в ведомственных нормативных акта, принятых заинтересованными ведомствами. Так, взаимодействие ФССП и МВД РФ определено в Приказе Минюста «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов» [5]. Согласно данному приказу, судебные приставы-исполнители и полиция осуществляют совместные действия, направленные на взыскание штрафов; розыск подозреваемых и обвиняемых; розыск и задержание лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Соглашение о принятии совместных решений заключено также между ФССП и налоговыми органами. Их совместные действия направлены на повышение эффективности исполнения постановлений, выдаваемых налоговыми органами, и иных исполнительных документов, а также на регулярный обмен информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

Федеральная служба судебных приставов заключила соглашение с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) [6]. В совместном документе принято решение об осуществлении сотрудничества в профессиональной и служебной сфере. Достигнута договоренность о выполнении требований исполнительных документов в делах, где должником выступают военнослужащие Росгвардии. Соглашение носит рамочный характер. Оно нуждается в дополнительном согласовании совместных действий, направленных на решение задач по взысканию задолженностей и исполнению судебных решений.

Взаимодействие ФССП и таможенных органов определено соглашением «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов» [7]. Соглашение регламентирует особенности взаимодействия ФТС России и ФССП России при исполнении постановлений таможенных органов, исполнительных документов судов о конфискации имущества и иных исполнительных документов. Особенностью данного соглашения является четкая регламентация процедурных вопросов, обеспечивающих принятие совместных решений. Благодаря детальной регламентации отдельных вопросов сотрудничество по исполнению документов о взыскании задолженностей осуществляется эффективно.

Во всех соглашениях прослеживается специфические формы взаимодействия, в которые облекается совместная деятельность правоохранительных органов. Традиционно выделяют процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия.

В качестве процессуальных форм взаимодействия могут применяться те, которые регламентированы уголовно-процессуальным законодательством. К ним относятся оперативно-розыскные мероприятия, оказание содействия проведению следственных действий, привлечение сведущих лиц.

Непроцессуальными формами взаимодействиями ФССП и иных правоохранительных органов являются совместные действия, урегулированные специальными соглашениями и нормативно-правовыми актами. К ним можно отнести:

1) обмен информацией о фактах неуплаты задолженности по судебным и иным решениям, которые поступили в службу судебных приставов;

2) передача имеющегося опыта ФССП, накопленного в регионах, в процессе осуществления профессиональной деятельности;

3) проведение совместных рейдов по выявлению должников и акцентирования внимания на необходимость уплаты задолженности перед кредиторами;

4) разработка совместных нормативных актов о правовом регулировании в сфере исполнения судебных решений;

5) совместные семинары, конференции;

6) разработка совместных предложений о внесении изменений в законодательство.

На практике в процессе взаимодействия правоохранительных органов возникает немало проблемных вопросов, нуждающихся в разрешении правовыми средствами. Одной из них можно назвать необходимость формирования единого стандарта требований от разных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и принудительное исполнение решений.

Одним из способов оптимизации взаимодействия между различными органами власти, участвующими во взыскании заложенности по исполнительным производствам является создание единого личного кабинета, в котором формируется единая информация о всех задолженностях. Такой личный кабинет может быть создан на портале Госуслуг, актуализирован в электронной почте или в почтовой рассылке.

Для актуализации работы такого сервиса требуется разработка соглашения между всеми контролирующими органами, заинтересованными во взыскании задолженности по исполнительным документам. Благодаря специально созданному информационному обеспечению в единый личный кабинет могла бы поступать информация о наличии задолженности и порядке ее погашения. Координатором работы по данному направлению должна стать федеральная служба судебных приставов. Вся информация от разных взыскателей будет аккумулироваться и рассылаться гражданам и юридическим лицам по единому стандарту. Для этого следует разработать инструкцию по сбору информации и публикации материалов на портале государственных услуг и в иных источниках.

Таким образом, взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с правоохранительными органами (Министерство внутренних дел, таможенные органы, налоговые органы и др.) повышает эффективность решения профессиональных задач, связанных с исполнением судебных решений. Для повышения эффективности их работы следует внедрить практику создания единого кабинета по взысканию задолженности в рамках исполнительного производства.

Литература:

  1. Потапова С. А. К вопросу о понятии и сущности взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами // Актуальные проблемы рос. права. 2009. — 50–56 с.
  2. Головко А. Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан: вопросы теории: дис канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. -230 с.
  3. Корыстин А. Е. Экономическая безопасность. М., 2010. — 105 с.
  4. Коваленко Т. С. Понятие и формы взаимодействия правоохранительных органов // Вестник Российской правовой академии. 2017. № 4. С. 12–16.
  5. Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 18 октября 2018 г. № 216/689 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов” [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).
  6. Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов» (утв. Росгвардией N 1/11-МВС, ФССП России N 00094/21/37-МВ 17.11.2021) [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Федеральная служба, орган, взаимодействие, пристав, совместная деятельность, действие, решение, соглашение, исполнительная власть, Российская Федерация.


Ключевые слова

взаимодействие, формы взаимодействия, исполнительное производство, МВД, Росгвардия, Федеральная служба судебных приставов России, Федеральная налоговая службы

Похожие статьи

Взаимодействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной службы судебных приставов

В статье изложены особенности и актуальные проблемы взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП), описан механизм взаимодействия, выделены проблемы, обозн...

Совершенствование деятельности службы судебных приставов

В статье рассматривается Деятельность Федеральной службы судебных приставов. Обозначен круг проблем, характерных для большинства территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Рекомендованы мероприятия с учетом приоритетных направлени...

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел

В статье описываются основы взаимодействия Федеральной миграционной службы и органов внутренних дел. Раскрываются формы такого взаимодействия. Особое внимание авторов обращено на особенности одной из форм межведомственного взаимодействия — депортации...

Административно-правовая деятельность судебных приставов

В статье автор рассматривает вопрос о сущности и особенностях административного регулирования как метода государственного управления и в контексте этого — полномочия Федеральной службы судебных приставов. Подчеркивается важная роль и место Федерально...

Проблемы взаимодействия органов Следственного комитета России с оперативными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета России с оперативными работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, основные проблемы реализации взаимодействия, а также решения данных проблем.

Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации

В статье описаны особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Отмечаются основные проблемы взаимодействия, возникающие из-за недостаточности проработки данного вопроса.

Особенности правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

В публикации рассматриваются ключевые аспекты правового положения органов внутренних дел в Российской Федерации, их место и роль в системе органов исполнительной власти. Анализируется законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел...

Роль казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг

В статье рассмотрена динамика развития казначейского контроля в сфере государственных закупок на территории Российской Федерации, а также проанализирована роль Федерального казначейства, как основного контрольного органа в сфере закупок товаров, рабо...

Росгвардия: целесообразное решение или стратегическая ошибка?

В статье рассматривается Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) как вновь образовавшаяся силовая структура, не имеющая аналогов. Рассмотрены основные задачи Росгвардии и ее структура. Выделены актуальн...

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Похожие статьи

Взаимодействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной службы судебных приставов

В статье изложены особенности и актуальные проблемы взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП), описан механизм взаимодействия, выделены проблемы, обозн...

Совершенствование деятельности службы судебных приставов

В статье рассматривается Деятельность Федеральной службы судебных приставов. Обозначен круг проблем, характерных для большинства территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Рекомендованы мероприятия с учетом приоритетных направлени...

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел

В статье описываются основы взаимодействия Федеральной миграционной службы и органов внутренних дел. Раскрываются формы такого взаимодействия. Особое внимание авторов обращено на особенности одной из форм межведомственного взаимодействия — депортации...

Административно-правовая деятельность судебных приставов

В статье автор рассматривает вопрос о сущности и особенностях административного регулирования как метода государственного управления и в контексте этого — полномочия Федеральной службы судебных приставов. Подчеркивается важная роль и место Федерально...

Проблемы взаимодействия органов Следственного комитета России с оперативными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета России с оперативными работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, основные проблемы реализации взаимодействия, а также решения данных проблем.

Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры в Российской Федерации

В статье описаны особенности взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры. Отмечаются основные проблемы взаимодействия, возникающие из-за недостаточности проработки данного вопроса.

Особенности правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

В публикации рассматриваются ключевые аспекты правового положения органов внутренних дел в Российской Федерации, их место и роль в системе органов исполнительной власти. Анализируется законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел...

Роль казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг

В статье рассмотрена динамика развития казначейского контроля в сфере государственных закупок на территории Российской Федерации, а также проанализирована роль Федерального казначейства, как основного контрольного органа в сфере закупок товаров, рабо...

Росгвардия: целесообразное решение или стратегическая ошибка?

В статье рассматривается Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) как вновь образовавшаяся силовая структура, не имеющая аналогов. Рассмотрены основные задачи Росгвардии и ее структура. Выделены актуальн...

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Задать вопрос