Понятие налогового контроля закреплено п.1 ст. 82 Налогового Кодекса РФ. Налоговый контроль выступает как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Таким образом, в понятии налогового контроля усматриваются и сами методы его проведения. [1]
Специалистами в области права проведены попытки сформулировать иное понятие налогового контроля. Так, к примеру Ядрихинский С. А. считает, что понятие налогового контроля, представленное законодателем, является не совсем удачным, поскольку оно не отражает существенные признаки. [7]
Климова С. С. в ходе проведенного анализа дефиниций она сформулировала авторское определение налогового контроля — деятельность компетентных органов налогового учета, целью которых является контроль за соблюдением законодательства по уплате налогов и сборов, а также устранения выявленных нарушений. Также, по ее справедливому мнению, понятие налогового контроля тесно связано с понятием экономической безопасности, которая рассматривается в трех аспектах: совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз; состояние экономики страны, которое позволяет защищать ее жизненно-важные интересы; способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональным и международном уровнях. [4]
Следует отметить, что многие специалисты в области права сходятся в том, что налоговый контроль должен проводиться должностными лицами налогового органа в пределах своей компетенции. Критики в данном вопросе не усматривается.
Определённого мнения по поводу объекта и предмета налогового контроля в настоящий момент нет. В то же время, необходимо отметить, что объектом чего-либо выступает конкретное явление, и в данном случае объектом налогового контроля будут выступать контрольные действия по проверке за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов.
Предметом выступают налоговые декларации, расчеты, банковские операции налогоплательщика и иные документы, участвующие в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Налоговый контроль зарекомендовал себя как эффективный инструмент в системе финансового контроля. В то же время наличие инструментов еще не предполагает эффективной работы.
К примеру, Белоцеркович Д. В. критикует взаимодействие налоговых служб и банков, по причине того, что последние зачастую в интересах клиентов нарушают закон об осуществлении банковской деятельности. [2]
Все это говорит о неэффективной работе, а также о наличие возможности для представителей теневого сектора экономики скрываться от налогообложения. В связи с этим, перед налоговой службой стоят определённые цели и задачи, которые необходимо решать.
Главная цель налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков. Эффективность системы налогового контроля — один из важнейших факторов стабильности экономики государства.
Учитывая вышеизложенное, представляется возможным прийти к выводу, что перед налоговой службой стоят очень важные задачи, в число которых входит обеспечение большой доли доходной статьи бюджета страны. Стабильное поступление денежных средств залог стабильной работы государства, в таком положении возможно планирование и прогнозирование экономического роста. Цели налогового контроля должны соответствовать, и соотносится с целями налоговой политики государства, а также с целями остальных направлений деятельности страны.
Задачи налогового контроля вытекают из целей, и в перспективе должны меняться, что и будет доказательством эффективной работы. Постановка одних и тех же целей из года в год будет говорить о неэффективном их достижении, о наличии препятствий и трудностей, разрешению которых не уделено должного внимания.
Любое государство заинтересовано в постоянном поступлении денежных средств, для чего создаются специальные органы, используются различные правовые и неправовые средства и методы. В современных условиях образование денежных фондов в основном осуществляется за счет налогов и иных фискальных платежей. Без образования (формирования) денежных фондов невозможно их использовать. [5]
Федеральная налоговая служба занимает важное место в системе финансового контроля. В ее полномочия включена возможность постановки на учет налогоплательщиков, так и последующий их учет и контроль, что дает возможность наиболее полно и всесторонне анализировать проблемы, возникающие при налоговом контроле, опираясь на все этапы осуществления налогоплательщиками своей деятельности.
Говоря о налоговом контроле, стоит сказать, что он является одним из видов государственного финансового контроля, поэтому его формы и методы позволит выявить главные черты и содержание налогового контроля.
Сахапов Д. Р. справедливо подметил, что не решена проблема разделения и соотношения форм и методов налогового контроля. На данный момент, как в теории, так и в практике, смешиваются понятия форм и методов налогового контроля, впрочем, как и видов. Так, законодатель, выделяя, проверки в качестве методов финансового контроля, в НК РФ говорит о них как о формах. Например, статья 82 НК РФ закрепляет, при использовании каких методов проводится налоговый контроль, но далее оставляет данный список открытым, закрепляя, что налоговый контроль может проводиться и «в других формах, предусмотренных НК РФ». Данные понятия нуждаются в законодательном разграничении с учетом сложившейся правоприменительной практики. [6]
Быкова Н. Н. в приведенной ею классификации форм и методов налогового контроля, также усматривает трудности с четким разграничением форм и методов налогового контроля. Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. [3]
Формы и методы налогового контроля хоть и содержат в себе много общего, тем не менее, отождествлять эти понятие было бы неправильно. Мероприятия налогового контроля проводятся в рамках выездных и камеральных проверок посредством методов налогового контроля.
Данные методы призваны выявлять обстоятельства фактической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливать совершенные ими факты налоговых правонарушений.
В то же время, определенный законодателем круг методов налогового контроля не всегда позволяет установить налоговым органам налоговые правонарушения, с целью доначисления сумм неуплаченных налогов. Зачастую даже выявленные в ходе проведения мероприятий налогового контроля факты о действии (бездействии) налогоплательщиков, повлекшие занижение налоговой базы, неверное исчисление и уменьшение уплаты налога в бюджет далеко не во всех случаях приводят к доначислению и успешному взысканию сумм налогов.
Что касается ряда причин, способствовавших совершению налоговых правонарушений, а также установление лиц, принимающих непосредственное участие в уклонении от уплаты налогов и сборов, то налоговые органы не наделены полномочиями для решения данных проблем, однако те данные, которыми они располагают, имеют большое значение для разрешения важных задач. Имеющиеся формы налогового контроля осуществимы в отношении организаций ведущих реальную финансово-хозяйственную деятельность, методы же позволяют выявлять фирмы, созданные с целью применения иными участниками рынка формальных прав с целью занижения налоговой базы с последующим неверным исчислением и уплатой заниженной суммы налога. В то же время настоящая ситуация говорит о том, что необходимо более тщательно подходить к вопросу о формах и методах налогового контроля.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
- Белоцеркович Д. В., Гармышев М. А. Проблемы налогового мониторинга как вида налогового контроля // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. С. 94–96.
- Быкова Н. Н. Классификация форм и методов налогового контроля в Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2017. № 4 (21). С. 141–144.
- Климова С. С. Раскрытие содержания дефиниции «налоговый контроль» // Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: Проблемы и перспективы развития. Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2018. С. 147–150.
- Саттарова, Н. А. Финансовое право: учебник для бакалавров/ Н. А. Саттарова, С. Д. Сафина; ред. С. В. Запольский. — М.: Прометей, 2018. — 208с.
- Сахапов Д. Р. Виды, формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами // ACADEMY. 2017. № 2 (17). С. 84–85.
- Ядрихинский С. А. К вопросу о понятии налогового контроля // Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН России. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 316–320.