В данной статье выделены особенности налогового контроля, представлена классификация признаков налогового контроля. Раскрытие особенностей налогового контроля позволяет дать полное представление о государственном контроле как одной из функций государственной власти.
Ключевые слова: налоговый контроль, признаки, особенности налогового контроля
Налоговый контроль является одним из видов государственного финансового контроля, поэтому раскрытие значения финансового контроля позволит определить основные его черты и признаки.
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов. Во-вторых, как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций [3].
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Так, согласно Указа Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [2]. Таким образом, налоговый контроль выступает как самостоятельная функция управления, которая обладает своей целью, формами и способами осуществления поставленных задач.
Согласно статьи 2 Налогового кодекса РФ [1] законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсюда следует, что налоговый контроль является деятельностью уполномоченных государственных органов, наделенных властью.
Поскольку налоговый контроль, является одним из видов государственного финансового контроля среди которого важнейшее место занимает проверка выполнения финансовых обязательств организациями и физическими лицами пред государством и муниципальными образованиями, то одной из целей контрольной деятельности государства является создание совершенной системы налогообложения, где нарушения налогового законодательства стремятся к нулю. Так, Г. Г. Нестеров полагает, что основная стратегическая цель налогового контроля конкретизируется задачах, среди которых он выделяет предупреждение нарушений налогового законодательства [4]. В свою очередь, у Е. В. Поролло среди задач налогового контроля можно увидеть следующие: анализ причин отклонений (исследование обстоятельств, определивших финансовые потери бюджетной системы, и установление фактов нарушения налогового законодательства); превенцию (выявление и минимизация негативного воздействия факторов, способствующих нарушениям налогового законодательства, осуществление профилактических мероприятий по предупреждению уклонения от уплаты налогов); правоохрану (привлечение к ответственности лиц, виновных в налоговых правонарушениях) [5]. Тем самым, для налогового контроля характерно, что это особая деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению и выявлению нарушений налогового законодательства, одной из основных задач которой является выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности виновных в совершении налогового правонарушения.
Рассмотренные особенности налогового контроля являются общими признаками. Тем не менее, в процессе реализации функции налогового контроля следует отметить и более частные особенности, раскрывающие организационную составляющую самого процесса налогового контроля.
Так, в процессе своей деятельности уполномоченные органы при осуществлении налогового контроля должны применять эффективные формы, приемы и методы налоговых проверок, которые основаны как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков. Среди основных актов, определяющих полномочия налоговых органов являются Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации», а также Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
Процедуры же проведения мероприятий по налоговому контролю закреплены как в Налоговом кодексе РФ, так и подзаконных актах (методических рекомендациях, указаниях, приказах и т. п.). Анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет увидеть следующие процедуры, возможные при осуществлении налогового контроля: инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ), осмотр (ст. 91, 92 НК РФ), истребование документов (информации) (ст. 93, 93.1 НК РФ), выемка (ст. 94 НК РФ), экспертиза (ст. 95 НК РФ), допрос (ст. 90 НК РФ), вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ), получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ), привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ). Кроме того, Приказом Федеральной налоговой службы от 15 января 2018 г. № ММВ-7–2/3@ «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Федеральной налоговой службы» на уполномоченный орган возложены функции по разработке комплексных стандартных процедур выездных налоговых проверок, регламентации порядка и форм проведения мероприятий налогового контроля в процессе указанных проверок, оформления и реализации их результатов и другие функции.
Особую значимость в условиях множества нарушений налогового законодательства, характерных для настоящего времени является наличие эффективного отбора налогоплательщиков, склонных к совершению налоговых правонарушений, либо вероятность таких нарушений у которых велика. Таким образом, проведение документальных налоговых проверок осуществляется как по специальной системе отбора, так и в случайном порядке. Под специальный отбор могут попасть налогоплательщики, которые были замечены в сомнительных схемах финансово-хозяйственной деятельности, либо ранее уже попавших в обзор налоговых инспекций, а также налогоплательщики, допустившие убытки от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении ряда отчетных периодов, либо же те, которые предоставляют нулевую отчетность и др.
В связи с тем, что налоговые органы ограничены в численности и требуют немалое финансирование для выполнения поставленных задач, то отбор налогоплательщиков является наиболее оправданным средством оптимального использования как кадрового, так и материального ресурса государства. Одним из документов по реализации системы отбора налогоплательщиков для проверок является Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, где отражены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, и которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Еще одной особенностью при осуществлении налогового контроля является способность дать оценку результатам налогового контроля, а также объективно учесть результаты деятельности каждого из сотрудников налоговой службы, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы. Так, по данному вопросу были изданы ряд приказов. Например, приказом ФНС России от 15 ноября 2007 г. № ББ-425/31дсп утверждена методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в целях распределения средств материального стимулирования государственных гражданских служащих ФНС России, которая направлена на создание единого механизма оценки результатов эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, их структурных подразделений, эффективности работы федеральных государственных гражданских служащих и качества исполнения ими должностных обязанностей. Приказом ФНС России от 22 февраля 2013 г. № ММВ-7–12/95@ регламентируется использование методики расчета качественных показателей для оценки эффективности деятельности руководителя ФНС. Приказом Министерства финансов РФ № 90н от 17.10.2007 года утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Приказом ФНС России от 15 декабря 2015 г. № ММВ-7–1/580@ утверждена Стратегическая карта ФНС России на 2016–2020 годы, согласно которой к основным направлениям деятельности Службы отнесены обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах; создание комфортных условий для исполнения налоговых обязанностей; снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом; укрепление и совершенствование кадрового потенциала; оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.
Анализ налогового законодательства РФ, принятых подзаконных актов и научной литературы позволяет выделить общие и специфические признаки (особенности) налогового контроля, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Признаки налогового контроля
Общие признаки |
Специфические признаки |
разновидность государственного контроля. одна из самостоятельных функций управления. властные отношения, урегулированные законодательством о налогах и сборах. особая деятельность уполномоченных государственных органов, направленная на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности. |
- применение форм и методов, основанных на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, а также на прочной законодательной базе, представляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков; — наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой службы, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств за счет отбора для таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушениях у которых представляется наибольшей; — использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы. |
В научной литературе указанные специфические признаки, как правило, представляются направлениями для дальнейшего совершенствования налогового контроля, что безусловно верно. Но, с другой стороны, они одновременно являются и его специфической особенностью, позволяющих отнести их в ряд признаков налогового контроля.
Таким образом, налоговый контроль, как одно из направлений деятельности государства, обладает своими особенностями, позволяющими его отличить от других видов контроля. В ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль определен, как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном этим же кодексом. При этом, закрепленное в налоговом законодательстве понятие налогового контроля, не отражает все его признаки. Поэтому раскрытие особенностей налогового контроля позволяет дать более полное представление о данном направлении деятельности государства.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 08.06.2020), // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 31, ст. 3696.
- Грачева Е. Ю., Ивлиева М. Ф., Соколова Э. Д. Финансовое право в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Проспект, 2011. — с. 42.
- Нестеров Г. Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности России: дис. … канд. эконом. наук. М., 2009. 269 с.
- Поролло Е. В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля // Terra Economicus. 2013. № 3. Т.11. С.86.