В статье анализируется сущность, методы и формы налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Ключевые слова: налоговый контроль, налог
Российская Федерация оказывает воздействие на экономику посредством специальных механизмов, экономических рычагов. Один из основных таких механизмов являются налоги, которые играют значительную роль в управлении рыночной экономикой.
В соответствии со статьей 8 НК РФ, налог — это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований» [1].
Своевременность и полнота поступлений налогов в бюджеты различных уровней обеспечивается налоговыми органами, которые осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль является одной из функций управленческой деятельности и рассматривается как часть налогового администрирования.
Специфика налогового контроля заключается в его более узкой сфере применения по сравнению с государственным финансовым контролем. Если последний в качестве объекта имеет денежные отношения, тесно связанные с материальным производством, то объектом налогового контроля являются налоговые правоотношения, как их экономическая, так и правовая составляющая.
В статье 82 НК РФ указано, что «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщики, налоговыми агентами и плательщиками сборов в порядке, установленном НК РФ».
В теории существуют иные определения налогового контроля.
К. В. Новоселов признает налоговый контроль составной частью механизма управления государства, который представляет собой специфический вид деятельности уполномоченных органов. Указанная деятельность направлена на обеспечение установленных НК РФ обязанностей субъектов финансово-хозяйственной деятельности в вопросах налогообложения, установление оснований для изъятия дополнительных поступлений денежных средств в бюджеты различных уровней, выявление оснований для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [3, с.85].
По мнению А. В. Брызгалина, налоговой контроль представляет собой установленную налоговым законодательством систему приемов и способов, используемую уполномоченными органами при осуществлении деятельности по контролю за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечислению налога в бюджетную систему [4, с.26].
И. И. Кучеров считает налоговый контроль важной частью финансового контроля, которая представляет собой деятельность уполномоченных органов, обладающих необходимой компетенцией, по созданию безошибочно функционирующей системы налогообложения, направленной на повышение уровня налоговой дисциплины налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и недопущению среди них нарушений налогового законодательства [2, с.191].
Д. Г. Черник, А. П. Починок и В. Л. Морозов определяют налоговый контроль как контроль обеспечения полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей [2, с.48].
Таим образом, налоговый контроль изучается учеными в 3 основных направлениях:
1) как деятельность налоговых органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства;
2) как совокупность методов, способов, приемов и действий по проверке соблюдения налогового законодательства;
3) как совокупность организационных, методических, технических аспектов.
Налоговый контроль представляет собой систему, включающую в себя следующие элементы: объекты, субъекты, предмет, формы и методы налогового контроля.
Объект налогового контроля — правоотношение по вопросу выполнения подотчетным субъектом финансово-хозяйственной деятельности обязанности по своевременной и полной уплате правомерно начисленных налогов и сборов.
Выделяют 2 категории субъектов налогового контроля: контролирующие субъекты и контролируемые субъекты. Первую категорию составляют уполномоченные органы, в лице которых государство реализует свои интересы в сфере налогообложения. Ко второй категории относятся субъекты финансово-хозяйственной деятельности, на которых лежит обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Предмет налогового контроля — материалы и действия плательщиков налогов, плательщиков сборов, налоговых агентов (декларации, бухгалтерская и налоговая отчетность, кассовые и валютные операции, использование налоговых вычетов и др.), в отношении которых уполномоченных органы осуществляют налоговый контроль.
Форма налогового контроля — совокупность способов, приемов и методов, используемая уполномоченными органами при осуществлении и закреплении результатов налогового контроля.
К формам налогового контроля относятся:
— получение объяснений;
— проверка данных учета и отчетности;
— налоговые проверки;
— налоговый мониторинг.
Получение объяснений как форма налогового контроля заключается в праве уполномоченных органов вызвать налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента для дачи пояснений по любому вопросу, касающемуся исполнения налогового законодательства. Пояснения могут быть представлены как в устной форме (с обязательным протоколированием), так и письменной форме.
В рамках осуществления проверки данных учета и отчетности уполномоченные органы в соответствии со статьями 93, 93.1. НК РФ вправе потребовать у налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента, представления документов, необходимых для осуществления налогового контроля. Налогоплательщик обязан исполнить требование уполномоченного органа в течение рабочих дней с момента получения. В соответствии со статьями 88 и 89 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, выездная налоговая проверка — по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговая проверка — это форма осуществления налогового контроля, основной целью которой является контроль за соблюдением налогового законодательства. Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.
Налоговый мониторинг отличается от иных форм контроля добровольным характером. Налоговый мониторинг заключается в проверке уполномоченным органом хозяйственных операций налогоплательщика за календарный год, следующий за годом представления заявления о проведении налогового мониторинга. При выявлении фактов неправильного исчисления, неполноты или полной неуплаты налогов и сборов, уполномоченный орган составляет мотивированное мнение, обязательное для исполнения налогоплательщиком.
Контроль в рамках налогового мониторинга происходит не по усмотрению налогового органа, а по волеизъявлению налогоплательщика. Налоговый мониторинг подразумевает доступ уполномоченных органов к данным бухгалтерского и налогового учета. В результате проведения налогового мониторинга организация получает мотивированное мнение уполномоченного органа о правильности и полноте исчисления и уплаты налогов.
Применяться налоговый контроль может только в отношении крупных налогоплательщиков, т. е. организаций, отвечающим критериям ст. 105.26 НК РФ.
Под методами налогового контроля понимается система способов и приемов, которые используются уполномоченными органами при осуществлении налогового контроля в целях выяснения информации о возможных фактах нарушения налогового законодательства.
Методы налогового контроля можно классифицировать по следующим основаниям:
1. В зависимости от источника получения информации и периодичности проведения:
— документальный, который включает в себя проверку документов с точки зрения арифметики, логики, соблюдения установленной формы; встречная проверка (истребование документов (информации) у контрагентов проверяемого лица с целью подтверждения идентичности представленных налогоплательщиком документов); оценка хозяйственных операций налогоплательщика на соответствие действующему законодательству и т. д.;
— фактический: допрос свидетелей; осмотр территории, помещений, предметов и документов; выемка предметов и документов; учет налогоплательщиков; исследование документов и т. д.
2. В зависимости от времени проведения налогового контроля:
— предварительный, который предшествует по времени совершению хозяйственных операций. Предварительный контроль направлен на предотвращение возможных нарушений налогового законодательства;
— текущий (оперативный) контроль, проводимый для профилактики нарушений налогового законодательства. Примером текущего налогового контроля является налоговый мониторинг;
— последующий, направленный на установленные совершенных налоговых правонарушений (например, выездная налоговая проверка).
3. В зависимости от объекта налогового контроля:
— комплексный контроль, включающий проверку всех хозяйственных операций и документов налогоплательщика;
— тематический контроль, при котором проверяется какая-либо часть финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (например, применение контрольно-кассовой техники).
Говоря о сущности налогового контроля, стоит также определить его место в системе финансового контроля. В соответствии с классификацией государственного финансового контроля, налоговый контроль относится к внешнему контролю, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, обладающими специальными полномочиями в налоговой сфере.
Осуществление эффективного налогового контроля в настоящее время является одним из способов построения взаимовыгодных отношений между государством и субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
Установление схем минимизации налоговых обязательств и доначисление сумм невыплаченных налогов способствуют увеличению доходов бюджета, сто в свою очередь, предоставляет возможность государству выполнять возложенные на него функции.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что налоговый контроль — это деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами налоговых правонарушений. Налоговый контроль осуществляется в соответствии с положениями НК РФ. Систему налогового контроля составляют объекты, субъекты, предметы, формы. Сущность налогового контроля заключается в уменьшении, а в будущем, полного отсутствия нарушений налогового законодательства.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
- Паулов П. А., Скитяева Е. И. Сущность и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. В 2 частях. 2018. С. 189–192.
- Поролло Е. В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля // Пространство экономики. 2013. № 3–3. С.84–88.
- Снигирева А. А., Иода Ю. В. Налоговый контроль — вид финансового контроля // Миллионщиков-2019. Грозный, 30–31 мая 2019 г. 2019. С.25–29.