Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействуют на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной̆ экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги являются мощным инструментом управления экономикой̆ в условиях рынка.
Развитие рыночных отношений в России по-новому поставило проблемы налогового контроля. Налоговый̆ контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной̆ государственной финансовой̆ политики, экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов. Объектами налогового контроля являются: движения денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметами налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Ключевые слова: налоговый контроль, финансовая система, ответственность, налоговые правонарушения.
Актуальность темы статьи обусловлена важностью налогового контроля для финансовой системы Российского государства и наличием проблем в сфере правового регулирования налогового контроля, требующих разрешения.
Значение налогового контроля состоит в следующем:
– во-первых, налоговый контроль обеспечивает поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней;
– во-вторых, налоговый контроль способствует укреплению налоговой дисциплины и финансового правопорядка;
– в-третьих, важность выполняемых налоговым контролем функций (налоговый контроль выполняет охранительную функцию, в результате чего происходит привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и превентивную функцию, которая способствует предупреждению новых налоговых правонарушений).
Основная проблема правового регулирования данной сферы — это определение налогового контроля.
В литературе можно встретить различные определения налогового контроля [1].
Е. В. Поролло подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование» [2].
Д. В. Тютин считает, что налоговый контроль — вид деятельности налоговых органов, урегулированный НК РФ, целями которой является получение информации об исполнении частными субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей, установление оснований для их принудительного исполнения и привлечения к налоговой ответственности [3].
Указанные авторы сходятся в том, что налоговому контролю присущ юридический аспект, и подчеркивают то, что он действует
на основании норм российского законодательства, а также имеет однородную цель в виде своевременности уплаты налогов, сборов и взносов, неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения, а также соблюдении налогового законодательства [4].
Статья 82 Налогового кодекса Российской Федерации [5] (далее — НК РФ) определяет налоговый контроль, как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Определение, данное в пункте 1 статьи 82 НК РФ, не отражает всех признаков налогового контроля. В частности, определение любой деятельности предусматривает следующие элементы: субъект, объект, цель, результат.
Приведённое законодателем определение не содержит указание на цель налогового контроля и его результат.
Цель налогового контроля состоит в своевременной и полной уплате налогов и сборов.
Результатом является устранение выявленных нарушений, привлечение к ответственности виновных лиц.
Кроме этого, нормы о налоговом контроле содержат ряд других неточностей. Так, абзац 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации среди форм налогового контроля называет получение объяснений налогоплательщиков. Данное действие при этом не регламентировано в НК РФ, не урегулирован его процессуальный порядок [6]. Поэтому следует внести изменения в Налоговый кодекс РФ, урегулировав порядок получения объяснений налогоплательщиков.
Законодатель среди форм называет налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, проверки данных учёта и отчётности, осмотр помещений и территорий, тем самым смешивая понятия форм и методов налогового контроля. Среди указанного перечня необходимо выделить формы налогового контроля: камеральные и выездные проверки, а также методы налогового контроля.
Формулировка методов налогового контроля в виде открытого перечня может обусловить превышение полномочий сотрудниками налоговых органов и чрезмерное вмешательство в деятельность подконтрольных субъектов, поэтому в статье 82 НК РФ следует предусмотреть закрытый перечень методов налогового контроля.
Таким образом, изменение норм, посвященных сущности и формам налогового контроля, позволит сделать данный процесс более эффективным.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2018 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2018. № 49 (часть I). Ст. 7496.
- Миланко А. М. Применение зарубежного опыта в решении проблем налогового контроля // Эпомен. 2018. № 14. С. 75–82.
- Передернин А. В. Правовые проблемы исполнения налоговыми органами государственных функций по контролю и надзору // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 1 (10). С. 127–134.
- Попов В. В., Тришина Е. Г. Об особенностях налогово-контрольных мероприятий в рамках защиты интересов публичных образований в сфере налогообложения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 233–236.
- Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е. В. Поролло. М.: Гардарика. 1996. 402 с.
- Тютин Д. В. Налоговое право: курс лекций // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.12.2018).