Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Сущность процесса обеспечения общественной безопасности

Юриспруденция
13.05.2024
46
Поделиться
Библиографическое описание
Чернышова, Е. А. Сущность процесса обеспечения общественной безопасности / Е. А. Чернышова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/518/114022/.


Обеспечение общественной безопасности Российской Федерации является необходимым условием стабильного и поступательного развития общества и государства, создания достойных условий и качества жизни граждан. Поэтому обеспечение общественной безопасности Российской Федерации нельзя рассматривать исключительно в узком смысле: как конкретную деятельность государства по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Не менее важным обеспечение общественной безопасности следует рассматривать и в широком смысле как осуществление в рамках долгосрочной государственной политики комплекса мер по созданию социально-экономических и государственно-правовых гарантий соблюдения прав и свобод личности, охраны материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

В современной России угрозы общественной безопасности Российской Федерации проявляются в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства: в системе отправления государственно-властных полномочий; в социально-экономической сфере; в сфере здравоохранения, науки, образования и культуры, организации производства и коммуникационных связей, экологии, правопорядка и т.д. [1, с. 19].

Основная роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности принадлежит органам внутренних дел Российской Федерации. Для профилактики и пресечения нарушений общественного порядка, используется широкий спектр форм и методов как юридических, так и моральных, а также предусмотренные законом различные меры убеждения и принуждения, в тесном контакте и взаимодействии с другими государственными органами и различными организациями, полиция охраняет общественный порядок и обеспечивает общественную безопасность.

Органы внутренних дел ведут последовательную деятельность по охране общественного порядка. Однако только они не могут снизить распространение преступности в этой сфере. Поддержка населения — одно из основных условий эффективной работы правоохранительных органов, как в охране общественного порядка, так и в предупреждении и сдерживании преступности в целом, устранении или нейтрализации криминальных факторов, защите гражданских прав и законных интересов [2, с. 48].

Участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности является также и задачей Росгвардии. Кроме того, этот федеральный орган в рамках обеспечения правопорядка и общественной безопасности принимает участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Определенные задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности возложены на Федеральную службы безопасности, которая в пределах своих полномочий организует выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление досудебного производства по делам, отнесенным к ведению органов безопасности, организует борьбу с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляют противодействие экстремистской деятельности, организует и осуществляет борьбу с терроризмом и диверсионной деятельностью [3, с. 387].

Агабалаев М. И. подчёркивает, что наличие постоянной угрозы правам и свободам личности, материальным и духовным ценностям общества обусловливает объективную необходимость разработки и создания комплексного предупредительного, непрерывно действующего административно-правового режима обеспечения общественной безопасности.

Представляется, что данный режим является органической частью более общего режима безопасности, установленного Законом РФ «О безопасности» и рядом нормативных правовых актов, принятых в его развитие. Однако в сфере обеспечения общественной безопасности нет основного или единого нормативного правового акта. Указанный режим формируется разнообразными нормативными правовыми актами, нормы которых образуют в совокупности самостоятельный институт административного права, а именно институт общественной безопасности [4, с. 34].

Исследователи отмечают, что в настоящее время в России фактически создан организационно-правовой механизм межведомственного взаимодействия правоохранительных органов, который представляет собой совокупность нормативных правовых актов и организационных решений, позволяющих противодействовать любым угрозам общественной безопасности.

Практика реализации организационно-правового механизма обеспечения общественной безопасности показывает, что наиболее острые проблемы возникают в том случае, когда в деятельность по нейтрализации какой-либо угрозы общественной безопасности вовлечены несколько ведомств. Как правило, это происходит в том случае, когда полномочий одного из них недостаточно для полномасштабного решения проблемы. В этом случае происходит как бы дополнение административно-правового статуса одного из ведомств, полномочиями другого, что позволяет решать проблему комплексно [5, с. 110].

В литературе также отмечается, что принцип реальности правового обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. Оценить состояние режима обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития.

Общественный порядок и общественная безопасность отсутствует, если правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, или если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их. Нормативной основой обеспечения общественного порядка и общественной безопасности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников [6, с. 254].

Таким образом, процесс обеспечения общественной безопасности происходит посредством участия различных государственных органов: полиции, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Росгвардии и иных ведомств. На сегодняшний день правоохранительные органы в России осуществляют между собой активное взаимодействие и взаимное дополнение, которое выражается в создании общей нормативной базы, наличии общих механизмов противодействия правонарушениям. Такая деятельность перечисленных органов позволяет устранять угрозы безопасности государства и граждан и гарантировать соблюдение ключевых прав и свобод личности. Она базируется на специальных принципах и больше всего активизируется в период возникновения наиболее опасных угроз общественной безопасности.

Литература:

  1. Варгузова А. А., Агабалаев М. И. Роль и значение административного права в обеспечении общественной безопасности Российской Федерации / А. А. Варгузова, М. И. Агабалаев // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2009. — № 8. — С. 19–21.
  2. Филиппов В. В., Умеренко О. Н. Охрана общественного порядка как инструмент профилактики административных правонарушений / В. В. Филиппов, О. Н. Умеренко // Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции: ст.в сб.конф. — 2021. — С. 44–49.
  3. Кононов А. М. О возможностях и перспективах развития негосударственных форм реализации функции обеспечения правопорядка и общественной безопасности / А. М. Кононов // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы: ст.в сб.конф. — 2020. — С.385–396.
  4. Агабалаев М. И. Особенности правового регулирования режима обеспечения общественной безопасности Российской Федерации / М. И. Агабалаев // Вестник социально-педагогического института. — 2022. — № 3 (43). — С. 31–35.
  5. Никулин Р. В., Нестеренко П. А. Актуальные проблемы практики взаимодействия правоохранительных органов в сфере обеспечения общественной безопасности / Р. В. Никулин, П. А. Нестеренко // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. — 2022. — № 4. — С. 109–113.
  6. Чаптыков О. А., Сапронова И. В., Захарова Ю. В. Некоторые правового обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в Российской Федерации / О. А. Чаптыков, И. В. Сапронова, Ю. В. Захарова // Форум. — 2022. — № 1 (27). — С. 250–255.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 243-246):
Часть 4 (стр. 197-263)
Расположение в файле:
стр. 197стр. 243-246стр. 263

Молодой учёный