Общая характеристика органов государственной власти по вопросам обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 02.02.2022

Статья просмотрена: 990 раз

Библиографическое описание:

Федоренко, А. В. Общая характеристика органов государственной власти по вопросам обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации / А. В. Федоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88471/ (дата обращения: 17.12.2024).



Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 46 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации) [1].

Таким образом, полагаем, что в Стратегии прямо указано на роль и место правоохранительных органов в системе обеспечения национальной безопасности.

Служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации [2].

Анализ нормативного правового регулирования и результатов деятельности органов внутренних дел показывает, что, несмотря на отсутствие прямого закрепления их участия в обеспечении национальной безопасности, они выполняют задачи по обеспечению практически всех ее видов [3].

Основными задачами, отнесенными к сфере компетенции МВД России, являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности [4].

В структуру правоохранительных органов входит значительное количество подразделений, рассмотрим несколько из них.

Главное управление по вопросам миграции в части обеспечения национальной безопасности осуществляет следующие функции и полномочия [5]:

— выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции.

В данном случае речь идет о легальном пребывании иностранных граждан на территории России и/или лиц без гражданства, внутренний контроль передвижения граждан. По-нашему мнению, это один из малоизвестных, но в о же время достаточно эффективный способ обеспечения национальной безопасности, так как благодаря достоверной и емкой информации о всех миграционных процессах, государство (с использование спец служб) имеет возможность своевременно пресекать любое посягательство и/или организацию такового на национальную безопасность. Например, стремительный выезд из России граждан конкретного иностранного государства или нескольких государств может свидетельствовать о наличии угрозы внешней опасности для национальной безопасности РФ.

Главное управление собственной безопасности [6]. В соответствии с п. 10 Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, к основным задачам собственной безопасности относится организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.

Борьба с коррупций входит в перечень первоочередных задач, стоящих перед Главой государства и Правительством. Своевременное выявление коррупционных деяний, совершенных должностными лицами, позволяет избежать информационных потерь (разглашение сведений, составляющих государственную тайну, например), возможности посягательств на национальную безопасность через должностных лиц и т. д. Это и есть по-нашему мнению основной задачей УСБ, кроме того, следует отметить, что сотрудники собственной безопасности имеют широкий спектр должностных полномочий, в том числе и осуществление оперативно-розыскной деятельности, также следует обратить внимание на высокий уровень материально-технического обеспечения рассматриваемой службы, который позволяет беспрепятственно реализовывать свои полномочия для достижения поставленных задач в максимально короткие сроки.

Организационно-аналитический департамент [7]. Состояние преступности является одним из критериев оценки уровня национальной безопасности. Общее состояние преступности, обобщение причин и условий совершения преступлений невозможно без аналитических данных, таким образом, рассматриваемый Департамент, по-нашему мнению, является информационной основой организации обеспечения национальной безопасности.

Национальное центральное бюро Интерпола [8]. Как уже было отмечено, национальная безопасность включает в себя как внутренние, так и внешние факторы и если внутренние можно контролировать в рамках российского законодательства, в том числе и наделяя подразделения ОВД властными полномочиями в своей деятельности, то за пределами РФ указанные полномочия ограничены. Тем не менее в целях пресечения преступлений, способствованию поимки преступника за пределами одного государства и существует Интерпол.

Контрольно-ревизионное управление [9]. Материально-техническое обеспечение ОВД осуществляется за счет средств федерального бюджета, в свою очередь средства федерального бюджета формируются из общих доходов граждан и юридических лиц. Любое посягательство на федеральный бюджет несет прямую угрозу национальной безопасности, так как является средством существования граждан (пособия, льготы, социальные выплаты, денежное довольствие и т. д.). В целях недопущения данных противоправных деяний необходим контроль и учет всех денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых для обеспечения деятельности ОВД.

Оперативное управление [10] и Организационно-штатное управление [11] неразрывно связаны друг с другом постоянным взаимодействием, так как организуют порядок организации подразделений, их структуру, и представляют собой совокупность сил и средств, предназначенных для выполнения конкретных функций в конкретной обстановке (обстоятельствах).

Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации [12] и Управление международного сотрудничества [13] представляют собой способы общения с гражданами и обществом в целом как внутри государства, так и за его пределами (контроль ведется и за гражданами, проживающими за пределами РФ). Взаимодействие со СМИ является средством связи с обществом и возможностью влияния на общество, формируя гражданскую право сознательность и чувство патриотизма, которые присущи государства с высоким уровнем организации национальной безопасности.

Таким образом, важно отметить, что обеспечение национальной безопасности возможно лишь путем комплексного и организованного применения всех подразделений ОВД, в части их касающейся.

По нашему мнению, достичь наиболее эффективного применения методов обеспечения национальной безопасности органами государственной власти возможно, лишь путем слаженной работы всех органов с максимальным снижением бумажной волокиты, то есть на уровне устных межведомственных запросов, что значительно сокращает время реагирования на ту или иную ситуацию и позволяет максимально быстро принять решение на принятие мер по обеспечению национальной безопасности.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ дата обращения 25.12.2021
  2. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ
  3. С.Г. Мазов. Роль органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности/ Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).
  4. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газ. 2011. 2 марта.
  5. Приложение № 1 к Приказу МВД России от 13.12.2019 №940 «О Вопросах деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. N 679 «Об утверждении Положения о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации»
  7. Приказ МВД России от 27.06.2011 N 727 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении Положения об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280592/ дата обращения 23.12.2021
  8. Приказ МВД России от 31.03.2012 N 305 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола МВД России» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282086/ дата обращения 23.12.2021
  9. Приказ МВД России от 18.07.2011 N 844 (ред. от 10.12.2020) «Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионном управлении МВД России» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280457/ дата обращения 24.12.2021
  10. Приказ МВД России от 16.06.2011 N 682 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения об Оперативном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280325/ дата обращения 24.12.2021
  11. Приказ МВД России от 21.06.2011 N 699 (ред. от 30.09.2020) «Об утверждении Положения об Организационно-штатном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280581/ дата обращения 24.12.2021
  12. Приказ МВД России от 16.06.2011 N 683 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280442/ 24.12.2021
  13. Приказ МВД России от 18.01.2019 N 15 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения об Управлении международного сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335362/ дата обращения 24.12.2021
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, собственная безопасность, Главное управление, орган, федеральный бюджет, государственная политика, государство, материально-техническое обеспечение, предел РФ.


Похожие статьи

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

К вопросу об организационных основах управления в органах внутренних дел Российской Федерации

Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

К вопросу о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере науки

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Проблемы развития организационной культуры в органах государственной власти субъектов РФ

История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации

Состояние законности и работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере правовой статистики

Похожие статьи

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

К вопросу об организационных основах управления в органах внутренних дел Российской Федерации

Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

К вопросу о полномочиях Правительства Российской Федерации в сфере науки

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Теоретические и правовые основы осуществления судебной власти в Российской Федерации

Проблемы развития организационной культуры в органах государственной власти субъектов РФ

История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации

Состояние законности и работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере правовой статистики

Задать вопрос