Ни одно коммерческое предприятие сегодня не сможет успешно вести свой бизнес без тщательно организованных и проведенных рекламных мероприятий, так как реклама в современных условиях как инструмент маркетинговой деятельности занимает большое место в продвижении товаров и услуг предприятия.
Отдел рекламы — структурное подразделение, которое планирует, контролирует, осуществляет мероприятия в области маркетинговых коммуникаций в рамках, выработанной маркетинговой и коммуникационной стратегии.
Одной из целей отдела рекламы является организация и проведение рекламных мероприятий, целью которых является создание, осуществление, объединение, поддержание и контроль за процессами, связанными с осуществлением функций рекламы на предприятии для продвижения товара или услуги и позиционирования их на рынке.
Что касается задач, возлагаемых на отдел рекламы, то следует отметить следующие: создание рекламы производимых товаров и (или) выполняемых услуг с целью продвижения их на рынок и увеличения сбыта продукции; организационное руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации в области рекламы; подготовка и предоставление информационных и аналитических материалов о состоянии и перспективах развития рекламной деятельности организации; совершенствование и внедрение новых технологий в организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий, участие в пределах своих компетенций в подготовке и исполнении управленческих решений руководства организации; решение иных задач в соответствии с целями конкретной организации [1].
Значение отдела рекламы реализуется через выполняемые им функции. Среди них выполнение административного управления, которое предполагает собой проведение работы по формированию и набору штата, руководство и контроль над его деятельностью, распределение обязанностей между сотрудниками данного отдела, участие в разработке структуры рекламного отдела и т. д.
Важной функцией является планирование рекламных мероприятий, участие в создании коммуникационной и рекламной политики предприятия. Планирование является постоянным и непрерывным процессом определения целей и задач коммуникационной и рекламной политики, их оценки, разработки планов проведения рекламных мероприятий.
Планирование мероприятий отделом рекламы является сложным процессом, в котором должны учитываться различные аспекты. Нужно учитывать, что для правильного планирования рекламных мероприятий, компании необходимо знать свою целевую аудиторию.
Процесс планирования рекламных мероприятий можно разделить на последовательные этапы:
- Постановка цели, которую хочет достичь компания, а также задач.
- Распределение заданий между сотрудниками отдела рекламы.
- Составление и корректировка бюджета рекламного мероприятия.
- Определение и разработка тем, а также выбор конкретных каналов коммуникации.
- Непосредственная подготовка и создание рекламных сообщений, разработка дизайна, предварительная экспериментальная оценка рекламных работ.
- Выбор частоты и времени показа рекламных сообщений.
- Анализ совместных усилий, рефлексия, обратная связь, выявление эффективности.
- Оценка эффективности рекламных мероприятий, сбор результатов, подсчитывание расходов и доходов, анализ мнения целевой аудитории о продукте и (или) услуге [2].
На разработку плана рекламных мероприятий оказывает прямое влияние анализ маркетинговой среды фирмы, изучение рынков сбыта и рекламной деятельности конкурентов, определение внутренних возможностей самой компании.
Координация деятельности и взаимодействие с другими отделами (производственными, сбытовыми, финансовыми, бухгалтерскими и др.) по вопросам осуществления маркетинговых коммуникаций тоже входит в функции отдела рекламы.
В связи с тем, что реклама является одной из маркетинговых функций, менеджеры по рекламе должны обеспечивать координацию работы как отдела рекламы в рамках маркетинговой службы предприятия, так и отделов, занимающихся производством, финансированием, кадровой работой, юридической службой и т. д.
В процессе решении данной задачи у отдела рекламы происходит взаимодействие с рекламными агентствами.
Наличие отдела рекламы на предприятии, каким бы крупным оно ни было, не исключает возможность использования профессиональных рекламных агентств.
Поэтому важной задачей является обоснованный выбор внешних партнеров, обсуждение условий и подготовка необходимых документов с рекламным агентством, систематическое взаимодействие с ним, в том числе правильная постановка целей, своевременное предоставление необходимой информацией о рекламодателе и его товарах и услугах, контроль за исполнением агентством своих прямых обязанностей и т. д.
Отдел рекламы занимается разработкой предложений руководству предприятия и финансовой службе по вопросам утверждения рекламного бюджета.
Менеджер по рекламе анализирует, какие затраты должен нести рекламодатель для эффективной рекламы, разрабатывает индивидуальный проект рекламного бюджета и представляет его на согласование финансовому отделу, а также на утверждение руководству предприятия.
Сложность и неоднозначность оценки эффективности рекламных мероприятий обусловило использование комплексного подхода.
Он основан как на оценке коммуникативнойрезультативности рекламы, которая показывает число контактов потенциальных потребителей с рекламным сообщением, воздействие рекламных мероприятий на него и на мотивы покупок, оценивает привлечения внимания, запоминаемость рекламы, так и на экономической эффективности рекламы, отражающей результат от рекламного мероприятия [3].
Говоря о сотрудниках отдела рекламы, следует отметить, что их количество и должности зависят от многих факторов: от сферы деятельности, масштабов производства предприятия, финансового состояния компании, стиля управления и т. д.
На отдел рекламы предприятия любого размера возлагается выполнение широкого перечня задач. Деятельность каждого сотрудника отдела направлена на достижение поставленной цели в сфере создания эффективного рекламного мероприятия, удовлетворяющего нужды потребителей и приносящего выгоду предприятию.
Литература:
Аксёнов, А. А. Организация работы отделов рекламы: учеб. пособие / А. А. Аксёнов. — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО КнАГТУ, 2013. — 54 с.
Аксенова, К. А. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций. — М.:Приор-издат, 2005. — 96 с.
Хромов, Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. –Петрозаводск: Филиум, 2004. –250 с.