Построение организационной структуры задает вектор дальнейшей деятельности отдела рекламы, а значит и всей компании.
Отдел рекламы — органически неотделимый механизм компании. Особенность рекламы состоит в том, что она является эффективным каналом, который влияет на становление мнений и настроений, способствующий закреплению привычек, навыков покупателя, что, несомненно, на руку любой компании [1].
Таким образом, необходимость повышения эффективности деятельности компании, естественным путем привело к созданию особых организаций, а именно отделов рекламы, которые вывели эту деятельность на профессиональный уровень, позволили более рационально использовать имеющиеся средства и обеспечивать высокое качество коммуникаций с внешней средой.
К тому же, комплексные исследования рынка и оценка его ситуации, позволили оперативно реагировать на изменения потребностей среды, сделав компанию более производительной.
В современном обществе ни одна коммерческая компания не может обойтись без такого механизма в «своей рабочей машине», как отдел рекламы.
Основные задачи, которые выполняет отдел рекламы в рамках существования в компании, для эффективного результата:
− предоставление информации потенциальным покупателям;
− предъявление подтверждений высокого качества продукции;
− предоставление сведений о гарантиях и защите интересов покупателя и [3].
Выполняя эффективно вышеперечисленные задачи, можно выделить следующие функции, которые выполняет отдел рекламы: экономическая (реклама способствует созданию спроса на товары и услуги и стимулирует их сбыт); информационная (организует движение информационных потоков потребителям о товаре, его производителе, потребительских свойствах); коммуникационная (способствует развитию обратной связи с рынком и потребителем); стимулирующая (развивает, восстанавливает и поддерживает спрос); контрольная (корректировки процессов продвижения и сбыта продукции).
Стоит отметить, что в зависимости от объема работы в компании отдел рекламы может выступать как самостоятельное подразделение, отдел в составе службы маркетинга.
В связи с тем, что рекламная служба связана с деятельностью службы маркетинга, ее структура и иерархические взаимосвязи во многом определяются организационной структурой маркетинговой службы.
В крупной рекламной службе могут, как и в рекламном агентстве, выделяться участки работы по проведению необходимых исследований, по созданию рекламы, по отдельным видам маркетинговых коммуникаций (например, по PR) и [2].
В штат рекламной службы могут входить также специалисты, занимающиеся медиа-планом, размещением рекламы, созданием рекламных текстов и иллюстраций, по компьютерному набору и дизайну и др.
Задача директора отдела — сформировать команду, которая эффективно справляется с поставленными задачами.
Директором не может стать человек, который не способен взять на себя ответственность в решение каких-либо задач и самое главное будет не компетентен в разборе, появившихся проблем, с которым могут столкнуться сотрудники и сама компания.
Заместитель директора — управленец, который контролирует выполнение поставленных задач.
Медиапланер, который отвечает за размещение рекламы. Совместно с директором данный специалист разрабатывает медиаплан на рекламу.
Незаменим в отделе рекламы — дизайнер, который может выполнять сразу несколько задач: иллюстрации, web-дизайн, дизайн рекламных и сувенирных материалов и т. д.
Следующий специалист — менеджер проекта. Менеджеров может быть несколько и это зависит от того, насколько много товарных марок или различных продуктов у компании.
Менеджер способен вести несколько проектов или работать только над одним. Перед менеджером стоят следующие задачи: поиск подрядчиков, разработка технических заданий, описание проектов и организация тендеров.
Менеджер проекта несет полную ответственность за ту рекламную продукцию, которая будет освещать его проект.
После составления медиаплана менеджер проекта уже отвечает за подготовку к проведению тендеров, на разработку тех или иных рекламных материалов, которые необходимы компании.
В число обязанностей менеджера проекта еще входит и контроль за SEO (поисковая оптимизация) и контекстной рекламой его проекта. И контроль над тем, чтобы товар или услуга были представлены по максимуму.
Можно считать, что менеджер проекта это account и project менеджер в одном лице и [5].
В команде еще может присутствовать event-менеджер, который учувствует при большой активности компании на различных мероприятиях и выставках.
В его функции входит подготовка по всем предстоящим мероприятиям и наличие рекламных материалов, контроль над персоналом, которые учувствуют в подготовке мероприятия. Самое главное для event- менеджера это проведение корпоративных мероприятий.
Нельзя обойтись и без маркетолога или, другими словами, менеджера по маркетингу. Их также может быть два, это зависит от того, каким количеством товаров и услуг располагает компания.
В обязанности может входить проведение исследований и анализов, мониторинг рынка и составление отчетов, проведение тендеров и контроль над деятельностью подрядчиков.
Маркетолог должен вовремя заметить неточности или неправильную методологию при проведении исследования, чтобы не допустить неправильных результатов.
Именно на основе маркетинговых анализов директор по PR и Рекламе принимает решение относительного того или иного продукта.
За креативную составляющую в первую очередь отвечает директор, но в креативных штурмах участвуют все сотрудники, относящиеся к проекту, который обсуждается и для которого необходимо сформировать придуманную идею и концепцию и [4].
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что отдел рекламы является одним из компонентов маркетинговой деятельности предприятия и играет одну из ключевых ролей, способствуя повышению конкурентоспособности организации, что является наиболее важным для компании.
Литература:
- Аксенов А. А. Организация работы отделов рекламы: учеб. пособие. — Комсомольск-на-Амуре: ФБГОУ ВПО «КнАГТУ», 2013.– 92 с.
- Евстафьев В. Организация и практика работы рекламного агентства / В. Евстафьев. М.: Дашков и Ко, 2018. — 512с.
- Ковалевский В., Калиева О., Лужнова Н. Организация рекламной деятельности: учебное пособие, — ОГУ, 2012. — 240с.
- Макушева О. Н. Креативные подходы к изучению бизнес- дисциплин / Макушева О. Н. // Креатив в коммуникациях: теория и практика. — М.: МГИК, 2017. — 70 с.
- Ромат Е. В. Реклама. / Е. В. Ромат. — СПб.: Питер, 2003. — 556 с.