Статья посвящена исследованию Образа Я матерей, воспитывающих детей-инвалидов с умственной отсталостью. Выборку составили две группы матерей в общем количестве 60 человек. В основной группе исследовано 30 матерей, воспитывающих детей инвалидов с умственной отсталостью в возрасте 10–14 лет. Вторую группу составили матери, воспитывающие здоровых детей. Была применена проективная методика «Кто Я?» М. Кун и Т. Макпартленд (модификация Т. В. Румянцева). Проведенный анализ позволил определить Образ Я матерей, воспитывающих детей-инвалидов с умственной отсталостью. Данная работа является начальным этапом исследования Образа Я матерей, воспитывающих детей-инвалидов с умственной отсталостью, в которой отразилось сравнение описательных характеристик и выявились общие тенденции. Дальнейшее исследование Образа Я матерей будет происходить с помощью построения субъективных семантических пространств использованием методики семантического дифференциала.
Ключевые слова: Образ Я, матери детей-инвалидов, тест «Кто Я».
В психологической науке и практике, не только в нашей стране, но и за рубежом, проблемы и нужды семьи, которая воспитывает ребенка-инвалида с особенностями в развитии, рассматриваются чаще всего через призму проблем самого ребенка. Родителям даются методические рекомендации и советы по вопросам здоровья, обучения и воспитания «особенных детей». Оказывается комплексная государственная помощь в плане обеспечения жизнедеятельности детей-инвалидов, их психологической поддержки и патронажа [6]. В обществе развивается гуманное отношение к лицам с отклонениями в развитии, непрерывно осуществляются поиски новых эффективных путей их социальной адаптивности [3, 5].
Однако, часто из поля зрения исключается один из важных аспектов, требующий особого внимания, а именно: сами родители ребенка с отклонениями в развитии. Мать ребенка-инвалида, на которую чаще всего ложатся проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности семьи, воспитанием, обучением детей, в том числе и больных, находится под воздействием длительного патогенного фактора — стресса [4]. Личность матери претерпевает существенные изменения под действием психотравмирующих факторов, меняется взгляд на мир, отношение к самой себе, к другим людям и к ребенку [3, 4, 5].
Образ Я, который развивался в сознании женщины, до рождения ребенка-инвалида с умственной отсталостью, в течение многих лет изменяется в связи с переориентацией жизненных установок. Несмотря на всю устойчивость Образа Я, это не статическое, а динамическое образование. При изменении к себе и внешнему миру изменяется и сдвигается многоуровневая система всех взаимосвязанных компонентов Я-концепции. С нарастанием противоречий в структуре Образа Я нарушается устойчивость, внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, возникает психическая напряжённость, которая в свою очередь преобразовывает всю структуру [1].
Образ Я матерей, воспитывающих детей-инвалидов с умственной отсталостью изучен недостаточно и требует дальнейшего исследования.
Наша работа посвящена исследованию Образа Я матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, имеющих инвалидность. Целью данной работы является изучение Образа Я матерей, воспитывающих детей-инвалидов с умственной отсталостью с помощью методики «Кто Я?», разработанной М. Куном и Т. Макпартлендом в 1954 году и модифицированной Т. В. Румянцевой [2].
Данная методика используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с собственным восприятием самого себя, то есть Образом Я. По условиям теста в течение 12 минут необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос: «Кто Я?». Далее респондент каждую свою характеристику оценивает по четырехзначной системе: знак «плюс» ставится, когда в целом вам лично данная характеристика нравится; знак «минус» ставится, когда в целом вам лично данная характеристика не нравится; «±» — ставится, когда данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно; «?» — знак «вопрос» ставится, когда вы не знаете на данный момент времени, как вы точно к ней относитесь, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.
В ходе содержательного анализа выполнения методики «Кто Я?» в первую очередь изучаются следующие составляющие Образа Я: особенности самооценки идентичности; уровень рефлексии; особенности временной идентичности.
Интерпретация результатов включает в себя изучение следующих моментов: определение уровня дифференциации идентичности; применение в процессе оценивания идентификационных характеристик таких знаков, как «плюс минус одновременно» и знака вопроса («?»); соотношение в ответах обозначения социальных ролей и индивидуальных характеристик; психолингвистический аспект ответов [2].
В нашем исследовании приняли участие матери, воспитывающие детей-инвалидов, и матери, воспитывающие здоровых детей. Основную группу составили 30 матерей, воспитывающих детей-инвалидов с умственной отсталостью в возрасте 10–14 лет. В контрольную группу из 30 человек вошли матери, воспитывающие детей без патологии развития мыслительной сферы в возрасте 10–14 лет. Количество обследованных матерей составило 60 человек.
В ходе проведённого исследования нами были выявлены следующие результаты. При интерпретации эмоционально-оценочной составляющей Образа Я — самооценки – обнаружено, что у 63 % матерей, воспитывающих детей-инвалидов, наблюдались показатели завышенной самооценки. Матери детей-инвалидов оценили свои качества, перечисленные в тесте знаком плюс, причем знак «минус» отсутствовал в оценках. Согласно условиям, знак «минус» ставился, когда в целом лично данная характеристика не нравится. Возможно, отвечавшие хотели показать себя с наилучшей стороны, социально-одобряемой обществом и выглядеть «правильной». В группе матерей, воспитывающих детей без отклонения в развитии показатель завышенной самооценки составил 50 % от общего количества.
Также важно отметить, что в группе матерей, воспитывающих здоровых детей показатель заниженной самооценкой составил 11 % от общего количества. В группе же матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, такой показатель не выявлен.
Адекватной самооценкой, согласно ответам, обладают в равной степени матери обеих групп (по 37 %).
Следующую важную информацию для изучения образа Я матерей дает анализ материала, касающегося применения при оценке характеристик знаков «плюс-минус» одновременно. Использование человеком знака «плюс-минус» говорит о способности рассматривать явление с разных сторон, иногда противоположных. А также говорит о степени уравновешенности, взвешенности реакции на значимые явления с точки зрения эмоций.
В группе матерей, воспитывающих здоровых детей показатель уравновешенного типа людей составил 63 % от общего числа анкет группы. В группе матерей детей инвалидов, данный показатель составил 33 %. В данном критерии оценивания выявилась существенная разница между группами матерей. В связи с полученными результатами можно говорить о том, что матери здоровых детей имеют большую степень стрессоустойчивости, быстрее разрешают конфликты, терпимее относятся к недостаткам других людей, поддерживают конструктивные отношения с разными людьми.
В группе мам, воспитывающих детей с умственной отсталостью преобладал наибольший процент (45 %) — эмоционально-полярный тип. Люди, относящиеся к эмоционально-полярному типу, используют категоричные, максималистские оценки людям и явлениям, не склонны к рассматриванию явлений с разных сторон. Возможно, это связано с перепадами в эмоциональном состоянии матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, чувством тревоги и небезопасности.
Применение знака «?» при оценке характеристик является отличительной чертой человека, способного переносить ситуацию внутренней неопределённости. Это косвенно свидетельствует о том, что человек способен к изменениям, готов к переменам. Применение знака «?» в ответах в группе матерей здоровых детей достиг 47 % (14 матерей). В группе матерей, воспитывающих детей инвалидов выявлено использование знак «?» в семи анкетах (21 %). Это говорит о том, что возможно, матери данной группы в большинстве своем, испытывают трудность в способности перенести внутреннюю неопределённость, испытывают страх перед переменами.
Далее, при анализе полученных результатов, был исследован уровень рефлексии. Считается, что человек с высоким уровнем рефлексии в ответах на вопрос «Кто Я?» дает больше ответов, у него не возникают трудности при самоопределении. В группе матерей, воспитывающих детей без особенностей развития показатель высокого уровня рефлексии достиг 80 % (20 человек) от общего числа анкетируемых в данной группе. В группе же матерей детей-инвалидов 33 % (8 человек) не затруднились ответить на вопрос «Кто Я», дали более 15 разных ответов. 67 % матерей детей инвалидов затруднялись или писали с трудом ответы на вопрос, ограничиваясь существительными («мать», «работник», «жена», «женщина»). Вероятно, что низкий уровень рефлексии в ответах матерей, воспитывающих детей-инвалидов связан с недостаточностью саморефлексии респондентов, возможного избегания исследования внутреннего мира.
Далее был проанализирован временной аспект идентичности обеих групп матерей. Он заключался в выявлении показателя перспективной идентичности (перспективного Я) в ответах. На основе анализа глагольных форм рассматривали наличие устремленности в будущее, временной интегрированности личности.
При ответе на вопрос «Кто Я?» в описательных характеристиках матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, глаголов будущего времени не было обнаружено. Характеристики, связанные с перспективами, намерениями, пожеланиями, мечтами, относящимся к разным сферам жизни были мало выражены и, практически отсутствовали. Можно предположить, что у матерей детей-инвалидов будущее менее определено, они чаще представляют свою жизнь «одним днем».
В группе матерей здоровых детей 30 % респондентов ответили «будущая бабушка», «человек, который поедет жить к морю», «будущий ученый», «будущий психолог». Все это интерпретируется, как показатель наличия планов, целей на будущее, жизненных перспектив.
Следующий значимый показатель — анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности. 67 % матерей детей-инвалидов с умственной отсталостью в ответах на вопрос «Кто Я?» указали множество различных социальных ролей («мать», «дочь», «коллега», «работник» «сестра»). При этом наблюдалось отсутствие индивидуальных характеристик («умная», «хорошая», «веселая», «общительная»). Преобладание в ответах только существительных, указывающих на социальные роли, говорит об опасении в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите, недостаточной уверенности. В группе матерей, воспитывающих здоровых детей данный показатель достиг лишь 21 % от общего количества респондентов.
Анализ представленных в идентичности сфер жизни дает представление о том, что в наибольшей мере актуализировано в его сознании. Эта характеристика является самой значимой для субъекта и человек записывает в самом начале списка ответов на вопрос «Кто Я?». В обеих группах в ответах превалировал ответ: «мама».
Анализ физической идентичности в обеих группах показал, что в наименьшей степени звучали идентификационные характеристики, связанные с описанием своих физических данных, болезненных проявлений, привычек, пристрастий. Можно предположить, что рефлексия телесных ощущений слабо выражена у матерей обеих групп.
«Деятельное Я» как компонент идентичности включает в себя обозначение занятий, увлечений, самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Показатель в группе матерей здоровых детей составил 80 %, в группе матерей, воспитывающих детей-инвалидов с умственной отсталостью составил 50 %.
Анализ психолингвистического аспекта включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующим в самоописании человека. 70 % респондентов из группы матерей, воспитывающих детей-инвалидов использовали в описании только существительные, что говорит о потребности в определённости и постоянстве. Показатель в группе матерей здоровых детей ниже — 58 %. Недостаток прилагательных (85 %) в ответах наблюдался в обеих группах испытуемых. Возможно, предположить, что о слабой дифференцированности личности.
Таким образом, выявлено, что Образ Я матерей, воспитывающих детей-инвалидов с умственной отсталостью, преобладают следующие характеристики: меньшая степень стрессоустойчивости, конфликтность. Матери детей-инвалидов часто не склонны рассматривать явления с разных сторон, часто поддаются эмоциям, категоричны и максимальны в оценках. Испытывают трудности в переживании условий внутренней неопределённости, трудность в самораскрытии, саморефлексии, страх перед переменами. Можно сказать, что их образ Я «закрыт». Они чаще, чем матери здоровых детей испытывают потребность в постоянстве и определенности.
Анализ перспективного Я выявил, что матерям детей-инвалидов сложно представить свое будущее, оно не определено и чаще они живут по принципу «одним днем».
Анализ же деятельного Я показал, что матери детей-инвалидов идентифицируют себя как «хорошего работника», «ценного кадра», «умелицу на все руки», «опытную хозяйку». В описательных характеристиках матерей детей-инвалидов присутствуют в основном социальные роли («жена», «мать», «дочь», «коллега», «студент») при минимальном количестве индивидуальных характеристик.
Дальнейшие исследования образа Я матерей детей-инвалидов способствует более точному его определению. В рамках нашего исследования следующим этапом будет применение метода семантического дифференциала, что позволит получить новые углубленные данные. Это, в свою очередь, даст основания для разработки более эффективных инструментов в работе психолога-консультанта с данной категорией матерей.
Литература:
- Агапов В. С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности // Вестник Российского университета дружбы народов. 2003. № 1. С. 90–97.
- Иванова Н. Л. Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика. — М.: Современный гуманитарный университет, 2009. 453 с.
- Гринина Е. С. Рудзинская Т. Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т.5, вып. 2(18). С. — 163–169.
- Заборина Л. Г. Изучение состояния психологической напряженности и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 131–136.
- Левченко И. Ю. Ткачева В. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие. — М, Просвещение, 2008. — 239 с.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. — 2-е изд., перераб. И дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.