Исследование самооценки подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 31.05.2022

Статья просмотрена: 6765 раз

Библиографическое описание:

Струк, Л. А. Исследование самооценки подростков / Л. А. Струк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 655-659. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92368/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков.

Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня самооценки, разработанная Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн, методика С. В. Ковалева на определение уровня самооценки.

В результате выдвинутая гипотеза о том, что большинство подростков имеют неадекватную самооценку, была подтверждена.

Соответственно требуется проведение коррекционных мероприятий, направленных на приближение самооценку к адекватному уровню.

Работа посвящена изучению самооценки подростков ее влиянию на формирования образа «Я» у подростков. Самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком поведения и всей деятельности, как индивидуальная характеристика личности, ее центрующий компонент, формируется при активном участии самой личности и отражающий полноту разнообразия ее внутреннего мира.

Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, психолого-педагогическая диагностика.

Актуальность темы связана с необходимостью осуществления психолого-педагогического сопровождения подростков в период обучения в девятом классе среднеобразовательной школы, в момент их выбора дальнейшего жизненного пути, места обучения, выбора профессии. Социальные изменения накладываются на время, когда происходят психофизиологические изменения в развитии школьников.Самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком поведения и всей деятельности, как индивидуальная характеристика личности, ее центрующий компонент, формируется при активном участии самой личности, отражающий полноту разнообразия ее внутреннего мира. Подростковый период характерен резкими изменения всех сфер жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки влияют успехи и неудачи в школьной жизни, как оценивают его окружающие, как складываются его отношения со сверстниками.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Анализ литературных источников показал, что,феномен самооценки широко изучается и старательно описывается, но несмотря на это, до сих пор нет однозначного определения понятия «самооценка». Также отсутствует единство понимания природы этого явления и его особенностей. Учеными исследовались вопросы: онтогенеза самооценки, ее функции, структура, закономерности и возможности формирования.

Многие авторы акцентируют внимание на формировании самооценки в подростковом периоде и на факторах, которые могут способствовать ее становлению. Данную проблему исследовали следующие ученные: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, А. И. Липкина, А. А. Реан, А. Г. Стужин, Е. А. Соколова, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. Бернс, П. М. Якобсон, А. Адлер, Б. В. Зейгарник, К. Левин и 3игмунд Фрейд. Авторы пришли к мнению, что становление самооценки происходит непосредственно в подростковом возрасте. И на сегодняшний день основной задачей современной психологии в данной области, являются исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.

Подростковый период характерен резкими изменения всех сфер жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки влияют успехи и неудачи в школьной жизни, как оценивают его окружающие, как складываются его отношения со сверстниками. Исследования межличностных отношений подростков проводились такими отечественными учеными как Н. П. Аникеева, Е. Л. Дубовская, Р. Л. Кричевский, Л. Р. Мадорский, Е. Н. Резников, Х. Ремшмидт, М. В. Смирноваи т. д. А. Н. Леонтьев, описывая проблему самосознания как дилемму важнейшего жизненного значения, возглавляющую психологию личности, расценивал её как нерешенную и уходящую от научного психоанализа. Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960гг) отмечал: «Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца».

Многие ученые отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем или иным показателям, которые представляются им самыми важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать самооценку собственных качеств. По мнению А. В. Гайфуллина, самооценка — это сложная система, формирующая характер самоотношения индивида и включающая как общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие либо непринятие себя, так и парциальные, иначе говоря, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, действиям, поступкам, успешности либо неспешности отдельных видов деятельности.

Таким образом, мы видим, что, мнение ученых разных стран сводится к одному выводу — подростковый период в онтогенезе человека имеет большое значение в формировании самооценки.

Материалы и методы

Проведенное исследование состояло из следующих этапов:

  1. Теоретические — изучение отечественной и зарубежной литературы.
  2. Эмпирические — эксперимент констатирующий
  3. Математико-статистические.

Результаты

По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки ( Р. В. Овчаровой ) были получены следующие результаты:

– 50 % имеют завышенную самооценку (15 человек)

– 33,33 % имеют заниженную самооценку (10 человек)

– 16,67 % имеют адекватную самооценку (5 человек)

По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки ( Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан) были получены следующие результаты:

– 56,6 % имеют завышенную самооценку (17 человек)

– 30 % имеют заниженную самооценку (9 человек)

– 13,34 % имеют адекватную самооценку (4 человека)

По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки ( С. В. Ковалева ) были получены следующие результаты:

– 53,33 % (16 человек) учащихся испытывают высокийуровень самооценки,адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия других и трезво оценивают свои действия;

– 33,34 % (10 человек) учащихся испытывают средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают не объяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований, необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.

– 13,34 % (4 человека) учащихся испытывают средний уровень самооценки, при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости, не переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.

Сравнительный анализ проведенных исследований самооценки подростков

Рис. 1. Сравнительный анализ проведенных исследований самооценки подростков

Таким образом, подведя общий итог проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что 53,3 % исследуемых школьников имеют завышенную самооценку, 32,2 % — заниженную самооценку и 14,5 % имеют адекватную самооценку. Итого 85,5 % учащихся имеют неадекватную самооценку, и нуждаются в ее корреляции.

Заключение

Проведенное исследование, в определенной степени дает подтверждение изученной теоретической базы в 1й главе, а также подтверждает, выдвинутую гипотезу о том, что большинство подростков имеют неадекватную (заниженную, завышенную) самооценку. По результатам тестирования школьников по трем методикам: Дембо-Рубинштейна, Овчаровой Р.В и Ковалева С.Дают примерно одинаковые цифры и говорят о том, что свыше 60 % учащихся нуждаются в корреляции уровня существующей самооценки. Завышенная самооценка имеет в своей природе выдвижение личности самому себе часто, нереалистичные требования, переоценивание своих возможности, и как следствие эта необоснованная уверенность в себе может раздражает других, вызывает конфликты, неудачи и что более важно — разочарования, при получении результата, отличающегося от задуманного. Заниженная самооценка, напротив может не дать личности сделать нужный шаг и как следствие, разочарование, раздражение, прокрастинирование и не получение желаемого, в виду отсутствия действий по его получению. Поэтому крайне важно человеку, особенно подростку иметь адекватный уровень самооценки.

Литература:

  1. Азимова Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст]: / Р. Н. Азимова Известия АПАз ССР. — 1969. — № 3.- С. 95–104, с. 99
  2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды [Текст]: Педагогика / Борис Геннадьевич Ананьев — Том 2. Москва, 2009. — 134 с.: с ил.
  3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. [Текст]: Практическая психология в образовании / Марина Ростиславовна Битянова — Москва: Совершенство, 2001. — 298 с.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.: пер. с англ / Роберт Бернес — Москва: Прогресс, 1986. — 1986.- 421с.
  5. Бернс Р. Я — концепция и Я — образы. Самосознание и защитные механизмы личности.: пер.с анг/ Роберт Бернс — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2009. 656 с
  6. Брызгалов, Н. В. Формирование и коррекция самооценки [Текст]: Молодёжь и наука / Брызгалов Н.В / Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50 -летию первого полета человека в космос — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011
  7. Божович Л. И. Личность и учение подростка [Текст]: Психологическая наука и образование / Лидия Ильинична Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил.
  8. Волков, Б. С. Психология подростка [Текст]: учебное пособие / Борис Степанович Волков. — Москва: — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2018. — 266 с.
  9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: Анри Валлон. — Москва: Просвещение, 1997. — 190 с.
  10. Выготский Л. С. Психология [Текст]: Мир психологии / Лев Семенович Выготский — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  11. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки [Текст]: Алексей Викторович Гайфулин — Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009 — № 1. 76 с.
  12. Гонина, О. О. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст]: Ольга Олеговна Гонина. — Москва: Флинта, 2014. — 542 с., с. 452
  13. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст]: — Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. 120 с.
  14. В. И. Долгова, А. А. Кошелева //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №
  15. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст]: учебник для вузов / Евгений Павлович Ильин. СПб.: Питер, 2014 190 с.
  16. Запорожец A. B. Психологическое развитие ребенка [Текст] / Александр Bладимирович Запорожец / Избр. психологические труды в 2 т. Москва: 1986. 360с.
  17. Кашкуш А. Специфика формирования самооценки [Текст]: Мир науки, культуры, образования/ Айман Кашкуш // Мир науки, культуры, образования № 2 (69): сб. науч. тр / Великий Новгород. Новгородский гос. ун-т — Великий Новгород 2018. — С- 70 -72.
  18. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст]: учебник для вузов / Борис Дмитриевич Карвасарский. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 553 с
  19. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./ Игорь Семенович Кон — Москва: Просвещение, 1979. — 175 с.
  20. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности [Текст] / Игорь Семенович Кон // Психологический журнал. — 1997. — № 4. — 126 с.
  21. Личко А. Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения [Текст]: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / Андрей Евгеньевич Личко// Возрастная и педагогическая психология — Москва: Академия, 2001. — 266 с.
  22. Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст]: учебное пособие. /Ольга Николаевна Молчанова — Москва: Наука, 2010. 392 с.
  23. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: учебник / Людмила Филиповна — Москва: Роспедагентство, 1996. — 374 с.
  24. Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст]: Спецкурс / Сергей Рэмович Пантилеев Москва: Изд-во МГУ 1991 108 с.
  25. Прихожан A. M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Прихожан Анна Михайловна Москва: Юрайт 2016–480 с.
  26. Столин В. В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во МГУ 1983–288с.
  27. Столин В. В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во: Академия, 2009. 284 с
  28. Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста [Текст] / Савонько Елена Ивановна,- Москва: 2004. № 4. 157 с.
  29. Сидоров К. Р. Самооценка в психологии [Текст]: Сидоров Константин Рудольфович // Мир психологии. 2006. № 2. 234 с.
  30. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития [Текст]: Высшая школа /Слободчиков Виктор Иванович // Вопросы психологии — 1991. — № 2. — 49 с.
  31. Соколова Е. Т. Нормальные трудности подросткового возраста [Текст]: учителям и родителям о психологии подростка / Соколова Елена Теодоровна Москва, 1990. 66 с.
  32. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зинченко В. П., Мещеряковой Б. Г. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд-во: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
  33. Умарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка [Текст] Умарова А.С // Молодой ученый. 2014. № 3. 162 с.
  34. Хлебодарова О. Б. Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка // Молодой ученый. 2010. № 1–2–2. 230 с.
  35. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Психология развития и возрастная психология/ Шаповаленко Ирина Владимировна — Москва: Юрайт, 2013. 576 с
  36. Шаяхметова В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков [Текст]: // Концепт. — 2015. -№ 03 (март).
Основные термины (генерируются автоматически): завышенная самооценка, заниженная самооценка, подростковый период, формирование самооценки, адекватная самооценка, количественное выражение уровня самооценки, подростковый возраст, результат диагностики, самооценка, уровень самооценки.


Похожие статьи

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Мотивация учебной деятельности современного студента

В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуск...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Образ будущего и готовность к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте

В статье описывается проведенная работа по выявлению связи образа будущего и готовности к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте. В нашем исследовании мы предположили, что содержание образа будущего в юношеском возрасте связано с уров...

Анализ эффективности тренинга по коррекции личностной автономии у старших подростков

Проблема личностной автономии была поднята ещё Выготским Л. С., и на протяжении многих лет к ней возвращаются многие психологи. Личностная автономия для человека означает возможность выхода его за пределы конкретной ситуации, абстрагирования от внешн...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Похожие статьи

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Мотивация учебной деятельности современного студента

В статье рассматриваются проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности современных студентов различных направлений профессионального образования во время обучения в учебном заведении с момента поступления и до выпуск...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Образ будущего и готовность к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте

В статье описывается проведенная работа по выявлению связи образа будущего и готовности к профессиональному самоопределению в юношеском возрасте. В нашем исследовании мы предположили, что содержание образа будущего в юношеском возрасте связано с уров...

Анализ эффективности тренинга по коррекции личностной автономии у старших подростков

Проблема личностной автономии была поднята ещё Выготским Л. С., и на протяжении многих лет к ней возвращаются многие психологи. Личностная автономия для человека означает возможность выхода его за пределы конкретной ситуации, абстрагирования от внешн...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Задать вопрос