Мотивация персонала — актуальный вопрос в сфере управления независимо от уровня позиции работника, размера компании и сферы ее деятельности. Мотивация труда представляет особую проблемную область для исследований зарубежных и отечественных ученых. Значительный вклад в развитие современных теорий мотивации внесли работы Врума В., Герцберга Ф., МакГрегора Д. и других зарубежных авторов. Отечественные авторы, такие как Андреева Т., Белкин В. Беляева Б., Гнездовский Ю., решали вопросы оплаты и стимулирования труда [1,с.15].
Проблема мотивации тесно связана с проблемой удовлетворенности трудом.
Удовлетворенность трудом-эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется [1,с.47]. Проблемой удовлетворенности и осмысленности труда занимался Замфир К. Герцберг Ф. сформулировал теорию двух факторов, в которой он изучал влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом [5,с.32]. Также А. Реан занимался психологическим анализом проблемы удовлетворенности избранной профессией.
Теоретический анализ проблем мотивации и удовлетворенности работой педагогов показал, что количество исследований, находящихся на стыке проблематики данных феноменов, очень мало. Высокая теоретическая и практическая значимость в сочетании с недостаточным уровнем разработанности определило актуальность изучения проблемы исследования.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи мотивов профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности трудом педагогов.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагогов.
Задачи:
- Выявить теоретические подходы к изучению мотивов профессиональной деятельности и удовлетворенностью трудом педагогов.
- Выявить теоретические подходы к изучению взаимосвязи мотивов профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом педагогов.
- Дать общую характеристику особенностей мотивов профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности трудом у педагогов с разным стажем работы.
- Установить, существует ли взаимосвязь мотивов профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности трудом педагогов.
- Разработать психологические рекомендации директору школы по работе по повышению мотивации педагогов.
В качестве методик исследования выступили:
- Методика на определение удовлетворенности трудом Батрашева А. В.
- Методика на определение структуры мотивации и выделение превалирующим факторов удовлетворенности или неудовлетворенности трудом Герцберга Ф. И.
Для статистической обработки данных применялся критерий φ* — угловое преобразование Фишера, U — критерий Манна — Уитни.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 35» г. Вологда. В исследовании приняли участие 35 педагогов, в том числе 6 педагогов со стажем от 1 года до 3 лет, стаж от 5 до 10 лет — 5 педагогов, стаж более 10 лет — 24 педагога.
В 1-й гипотезе нашего исследования мы предположили, что уровень удовлетворенности будет различаться у педагогов с разным типом мотивов, а именно уровень удовлетворенности с доминированием внутренних мотивов будет выше, чем у педагогов с доминированием внешних мотивов.
Таблица 1
Уровень общей удовлетворенности трудом усотрудников сдоминированием различных типов мотивов трудовой деятельности (в процентах)
Тип мотивов |
Уровень общей удовлетворенности |
|||
В |
С |
Н |
||
Доминируют внутренние мотивы |
79 |
16 |
5 |
|
Доминируют внешние мотивы |
50 |
19 |
31 |
|
Значение U-критерия Манна-Уитни |
Uэмп=85,5, Uкр=101,р≤0,05 |
|||
Значение φ* |
φ* = 1,815 |
|||
Для проверки данной гипотезы мы провели сравнительный анализ уровня общей удовлетворенности у педагогов с доминированием внешней и внутренней мотивации и получили значимые различия, а именно удовлетворенность трудом у сотрудников с доминированием внутренних мотивов выше, чем у сотрудников с доминированием внешних мотивов(Uэмп=85,5, Uкр=101,р≤0,05), (φ* = 1,806). Таким образом, заявленная нами гипотеза подтвердилась на 5 % уровне значимости.
Во 2-й гипотезе нашего эмпирического исследования мы предположили, что также можно ожидать различий в структуре удовлетворенности трудом у педагогов с различным типом мотивации, а именно мы предполагаем, что у педагогов с доминированием внешних мотивов будет выше удовлетворенность такими компонентами как уровень притязаний в профессиональной деятельности, а у педагогов с доминированием внутренних мотивов интерес к работе.
Таблица 2
Выраженность структурных компонентов удовлетворенности трудом упедагогов сразным типом мотивации (в процентах)
Структурные компоненты удовл., % Типы мотивов |
Интерес к работе |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
Внутренние мотивы |
68 |
21 |
11 |
32 |
26 |
42 |
Внешние мотивы |
38 |
24 |
38 |
19 |
25 |
56 |
Значение U-критерия Манна-Уитни |
Uэмп=264,5, Uкр=413 р≤ 0,01 |
— |
||||
Значение φ* |
φ*=1,857 |
- |
||||
Оценивая значимость различий по U- критерию Манна-Уитни и φ* — угловому преобразованию Фишера, можно говорить о том, что существуют значимые различия в структурных компонентах общей удовлетворенности с разным типом мотивов трудовой деятельности, а именно в структурном компоненте интерес к работе (Uэмп=264,5, Uкр=413 р≤ 0,01), (φ*=1,857, на
5 % уровне значимости).
Следовательно, наша гипотеза о том, что можно ожидать различий в структуре удовлетворенности трудом у педагогов с различным типом мотивации, а именно что у педагогов с доминированием внешних мотивов будет выше удовлетворенность таким компонентом, как уровень притязаний в профессиональной деятельности, а у педагогов с доминированием внутренних мотивов компонент интерес к работе, подтвердилась частично, относительно структурного компонента интерес к работе, на 1 % уровне по U- критерию Манна-Уитни и 5 % уровне значимости при оценке различий с помощью φ* — углового преобразования Фишера. Проведя собственное изучение взаимосвязи мотивации и уровня удовлетворенности трудом, мы убедились, насколько сложен этот процесс.
В качестве рекомендаций администрации предложено учитывать и помнить, что для педагогов различных психологических типов лучше «работают» разные методы мотивации, важно эти знания применять для развития организации [4,с.368].
Литература:
- Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. — СПб.: Питер, 2002.
- Герцберг Ф., Моснер Б., Блох Б. Мотивация к работе. М.: Изд-во «Вершина», 2007.
- Герчиков В. И. Мотивация и стимулирование труда в новых условиях // ЭКО. 1996. № 6.
- Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013.
- Замфир К. Удовлетворенность трудом. — м., 1983г.