Особенности уровня удовлетворенности педагогов трудом с разным типом мотивов профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.11.2019

Статья просмотрена: 829 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, В. А. Особенности уровня удовлетворенности педагогов трудом с разным типом мотивов профессиональной деятельности / В. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64613/ (дата обращения: 17.12.2024).



Мотивация персонала — актуальный вопрос в сфере управления независимо от уровня позиции работника, размера компании и сферы ее деятельности. Мотивация труда представляет особую проблемную область для исследований зарубежных и отечественных ученых. Значительный вклад в развитие современных теорий мотивации внесли работы Врума В., Герцберга Ф., МакГрегора Д. и других зарубежных авторов. Отечественные авторы, такие как Андреева Т., Белкин В. Беляева Б., Гнездовский Ю., решали вопросы оплаты и стимулирования труда [1,с.15].

Проблема мотивации тесно связана с проблемой удовлетворенности трудом.

Удовлетворенность трудом-эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется [1,с.47]. Проблемой удовлетворенности и осмысленности труда занимался Замфир К. Герцберг Ф. сформулировал теорию двух факторов, в которой он изучал влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом [5,с.32]. Также А. Реан занимался психологическим анализом проблемы удовлетворенности избранной профессией.

Теоретический анализ проблем мотивации и удовлетворенности работой педагогов показал, что количество исследований, находящихся на стыке проблематики данных феноменов, очень мало. Высокая теоретическая и практическая значимость в сочетании с недостаточным уровнем разработанности определило актуальность изучения проблемы исследования.

Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи мотивов профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности трудом педагогов.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагогов.

Задачи:

  1. Выявить теоретические подходы к изучению мотивов профессиональной деятельности и удовлетворенностью трудом педагогов.
  2. Выявить теоретические подходы к изучению взаимосвязи мотивов профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом педагогов.
  3. Дать общую характеристику особенностей мотивов профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности трудом у педагогов с разным стажем работы.
  4. Установить, существует ли взаимосвязь мотивов профессиональной деятельности и уровня удовлетворенности трудом педагогов.
  5. Разработать психологические рекомендации директору школы по работе по повышению мотивации педагогов.

В качестве методик исследования выступили:

  1. Методика на определение удовлетворенности трудом Батрашева А. В.
  2. Методика на определение структуры мотивации и выделение превалирующим факторов удовлетворенности или неудовлетворенности трудом Герцберга Ф. И.

Для статистической обработки данных применялся критерий φ* — угловое преобразование Фишера, U — критерий Манна — Уитни.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 35» г. Вологда. В исследовании приняли участие 35 педагогов, в том числе 6 педагогов со стажем от 1 года до 3 лет, стаж от 5 до 10 лет — 5 педагогов, стаж более 10 лет — 24 педагога.

В 1-й гипотезе нашего исследования мы предположили, что уровень удовлетворенности будет различаться у педагогов с разным типом мотивов, а именно уровень удовлетворенности с доминированием внутренних мотивов будет выше, чем у педагогов с доминированием внешних мотивов.

Таблица 1

Уровень общей удовлетворенности трудом усотрудников сдоминированием различных типов мотивов трудовой деятельности (в процентах)

Тип мотивов

Уровень общей удовлетворенности

В

С

Н

Доминируют внутренние мотивы

79

16

5

Доминируют внешние мотивы

50

19

31

Значение U-критерия Манна-Уитни

Uэмп=85,5, Uкр=101,р≤0,05

Значение φ*

φ* = 1,815

Для проверки данной гипотезы мы провели сравнительный анализ уровня общей удовлетворенности у педагогов с доминированием внешней и внутренней мотивации и получили значимые различия, а именно удовлетворенность трудом у сотрудников с доминированием внутренних мотивов выше, чем у сотрудников с доминированием внешних мотивов(Uэмп=85,5, Uкр=101,р≤0,05), (φ* = 1,806). Таким образом, заявленная нами гипотеза подтвердилась на 5 % уровне значимости.

Во 2-й гипотезе нашего эмпирического исследования мы предположили, что также можно ожидать различий в структуре удовлетворенности трудом у педагогов с различным типом мотивации, а именно мы предполагаем, что у педагогов с доминированием внешних мотивов будет выше удовлетворенность такими компонентами как уровень притязаний в профессиональной деятельности, а у педагогов с доминированием внутренних мотивов интерес к работе.

Таблица 2

Выраженность структурных компонентов удовлетворенности трудом упедагогов сразным типом мотивации (в процентах)

Структурные компоненты удовл., %

Типы мотивов

Интерес к работе

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

В

С

Н

В

С

Н

Внутренние мотивы

68

21

11

32

26

42

Внешние мотивы

38

24

38

19

25

56

Значение U-критерия Манна-Уитни

Uэмп=264,5, Uкр=413

р≤ 0,01

Значение φ*

φ*=1,857

-

Оценивая значимость различий по U- критерию Манна-Уитни и φ* — угловому преобразованию Фишера, можно говорить о том, что существуют значимые различия в структурных компонентах общей удовлетворенности с разным типом мотивов трудовой деятельности, а именно в структурном компоненте интерес к работе (Uэмп=264,5, Uкр=413 р≤ 0,01), (φ*=1,857, на

5 % уровне значимости).

Следовательно, наша гипотеза о том, что можно ожидать различий в структуре удовлетворенности трудом у педагогов с различным типом мотивации, а именно что у педагогов с доминированием внешних мотивов будет выше удовлетворенность таким компонентом, как уровень притязаний в профессиональной деятельности, а у педагогов с доминированием внутренних мотивов компонент интерес к работе, подтвердилась частично, относительно структурного компонента интерес к работе, на 1 % уровне по U- критерию Манна-Уитни и 5 % уровне значимости при оценке различий с помощью φ* — углового преобразования Фишера. Проведя собственное изучение взаимосвязи мотивации и уровня удовлетворенности трудом, мы убедились, насколько сложен этот процесс.

В качестве рекомендаций администрации предложено учитывать и помнить, что для педагогов различных психологических типов лучше «работают» разные методы мотивации, важно эти знания применять для развития организации [4,с.368].

Литература:

  1. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. — СПб.: Питер, 2002.
  2. Герцберг Ф., Моснер Б., Блох Б. Мотивация к работе. М.: Изд-во «Вершина», 2007.
  3. Герчиков В. И. Мотивация и стимулирование труда в новых условиях // ЭКО. 1996. № 6.
  4. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013.
  5. Замфир К. Удовлетворенность трудом. — м., 1983г.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, уровень удовлетворенности, педагог, удовлетворенность трудом, общая удовлетворенность, тип мотивов, мотив, значение U-критерия, трудовая деятельность, угловое преобразование.


Похожие статьи

Особенности подготовки студентов педагогического вуза к формированию действий нравственно-этического оценивания

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Особенности восприятия образа тела молодыми людьми с разным соматическим и социальным статусом

Особенности мотивов выбора брачного партнёра у студентов различных социально-психологических типов личности

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Похожие статьи

Особенности подготовки студентов педагогического вуза к формированию действий нравственно-этического оценивания

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Особенности восприятия образа тела молодыми людьми с разным соматическим и социальным статусом

Особенности мотивов выбора брачного партнёра у студентов различных социально-психологических типов личности

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Мотивация профессиональной деятельности как основной личностный компонент профессиональной пригодности государственных служащих

Ценностно-смысловые компоненты удовлетворенности педагогической деятельностью

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и социально-психологических установок личности в коллективе

Задать вопрос