Исследование психологической готовности к организационным изменениям педагогов с разным уровнем удовлетворенности трудом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 17.02.2023

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Присмотрова, А. И. Исследование психологической готовности к организационным изменениям педагогов с разным уровнем удовлетворенности трудом / А. И. Присмотрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100109/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены результаты исследования по выявлению взаимосвязи между уровнем удовлетворенности трудом и готовности к организационным изменениям.

Ключевые слова: готовность к организационным изменениям, удовлетворенность трудом, управление образованием, методика оценки психологической готовности к организационным изменениям, методика оценки уровня удовлетворенности трудом.

Современное российское образование находится в состояние перманентного изменения. На сегодняшний день педагоги должны быть готовы к следующим организационным изменениям: стихийные, неотвратимые, вынужденные изменения (организацию обучения в условиях коронавируса (COVID-19), дистанционное обучение и др.) и изменения планируемые органами управления образованием, обязательные к исполнению (обновление ФГОС, изменение статуса образовательного учреждения, внедрение патриотическое воспитание детей, изменение предметов школьной программы, введение ВПР и др.) [1, с. 45–46].

Нами было проведено исследование, целью которого было выявление взаимосвязи между готовностью к организационным изменениям и уровнем удовлетворенности трудом у педагогов среднего образования.

Выборочную совокупность составили 45 человек, женщины — 39 человек, мужчины — 6 человек, в возрасте от 18 до 64 лет. В исследовании приняли участие работники МБОУ «СОШ № 24» г. Братска (см. табл.1).

Таблица 1

Возраст испытуемых и семейное положение

Возраст

Количество человек

Семейное положение

в браке

холосты

18–24 года

6

2

4

25–34 года

9

7

2

35–44 года

4

4

-

45–54 года

9

7

2

55–64 года

7

3

4

Среди испытуемых педагоги с различным стажем и квалификацией. Стаж работы является важным фактором формирования уровня удовлетворенности трудом, поэтому мы считаем значимым рассмотреть стаж педагогов.

По стажу выборка представлена разнообразно. Большинство педагогов имеют небольшой стаж (до 5 лет) — 15 человек и большой стаж свыше 30 лет (11 человек).

В настоящее время педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям труда, быть эффективным в деятельности, все это обеспечивается повышение квалификации педагога. Квалификационный уровень также оказывает влияние на формирование удовлетворенности трудом.

Большинство педагогов имеют достаточно высокий уровень квалификации. 15 человек имеют высшую квалификационную категорию, 16 человек — первую. Данные уровни говорят о высоком профессионализме и компетентности педагогов. Молодые специалисты находятся в самом начале своего профессионального пути и не имеют еще достаточного уровня мастерства, задачей руководства является формирование у этих педагогов мотивации повышения своей квалификации.

В соответствии с целью настоящего исследования мы использовали следующие методики :

  1. Методика определения удовлетворенности трудом А. В. Батаршева.
  2. Методика «Готовность к организационным изменениям» Д. Холта [2].

В исследовании применялись методы статистической обработки данных, с применением программы Statistica 6/0. Для сравнения выделенных нами в ходе исследования групп, мы применяли U-критерий Манна-Уитни. Также для сравнения возрастных групп мы применяли H-критерий Крускала-Уоллиса.

Для обнаружения взаимосвязей между изучаемыми параметрами мы применяли корреляционный анализ (r-коэффициент корреляции Пирсона).

Первым этапом нашего исследования было изучение уровня удовлетворенности трудом у педагогов.

Диагностика уровня удовлетворенности показала, что педагоги имеют высокий и средний уровни удовлетворенности трудом. У одного педагога был выявлен низкий уровень.

Анализ показателей удовлетворенности трудом позволил сделать вывод, что наиболее удовлетворенными являются респонденты в возрасте 18–34 лет, а наименее удовлетворенными — педагоги в возрасте 55–64 лет.

Корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона (r) показал, что удовлетворенность трудом у педагогов зависит от условий труда, изменений в ходе трудового процесса, заработной платы, отношений в коллективе и с руководством, от общего уровня притязаний человека, от профессиональной мотивации педагогов.

Вторым этапом нашего эмпирического исследования было изучение готовности педагогов к организационным изменениям.

Методика «Готовность к организационным изменениям» Д. Холта показала, что в выделенных нами группах есть различия: готовность к организационным изменениям в группе, где педагоги имеют более высокий уровень удовлетворенности трудом, выше. Они считают уместными все происходящие изменения в обществе и в организационных процессах, указывают на необходимость предстоящих нововведений, поддерживают руководство в новых реалиях, оценивают собственные ресурсы адаптации к ним как высокие, и считают перспективными новые направления в образовании.

В группе педагогов со сниженным уровнем удовлетворенности трудом, наблюдаются трудности в перестройки имеющихся способов осуществления профессиональной деятельности. Изменения оцениваются как малоперспективные, разрушительные как для организации в целом, так и для лично каждого сотрудника. Им не хватает навыков и умений для успешной реализации деятельности в условиях стремительных изменений.

Таким образом, было выявлено, что готовность к организационным изменениям в группе, где педагоги имеют более высокий уровень удовлетворенности трудом — выше. Корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона, показывает сильную связь показателей интегральной удовлетворенности трудом с уровнем готовности к организационным изменениям (r=0,61 при р≤0,001) и ее компонентами.

Для группы педагогов с недостаточно высоким уровнем удовлетворенности трудом и сниженной психологической готовностью к изменениям рекомендована программа развития готовности к организационным изменениям.

Литература:

  1. Берестовицкая С. Э., Сизова М. Б. Организационная готовность школы к изменениям: проектирование исследования, опыт диагностики // Управление образованием: теория и практика. — 2020. — № 4.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-gotovnost-shkoly-k-izmeneniyam-proektirovanie-issledovaniya-opyt-diagnostiki (дата обращения: 11.09.2022).
  2. Наумцева Е. А. Анализ психометрических свойств русскоязычной версии опросника Д. Холта «Готовность к организационным изменениям» // Организационная психология. — 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/analiz-psihometricheskih-svoystv-russkoyazychnoy-versii-oprosnika-d-holta-gotovnost-k-organizatsionnym-izmeneniyam (дата обращения: 15.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): изменение, труд, высокий уровень удовлетворенности, корреляционный анализ, педагог, удовлетворенность трудом, уровень удовлетворенности, большинство педагогов, выявление взаимосвязи, семейное положение.


Ключевые слова

удовлетворенность трудом, управление образованием, готовность к организационным изменениям, методика оценки психологической готовности к организационным изменениям, методика оценки уровня удовлетворенности трудом

Похожие статьи

Диагностика психологической готовности к внедрению изменений на индивидуальном и организационном уровне

В настоящей статье рассмотрена сущность такого психологического явления, как готовность персонала к внедрению изменений. Проведен анализ методик диагностики организационной готовности на индивидуальном и организационном уровнях.

Роль удовлетворенности трудом в обеспечении психологической безопасности образовательной среды для педагога

Исследованы основные проблемы удовлетворенности трудом для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Раскрыты научные подходы к понятию психологическая безопасность образовательной среды и удовлетворенность трудом. Даны рекоменд...

Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

В статье рассмотрена проблема психологической готовности дошкольников к учебной деятельности, приведены результаты психодиагностического обследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015–2016 учебного года.

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Влияние стиля управления на удовлетворенность работников условиями деятельности

В статье анализируется взаимосвязь между стилем управления и таким показателем деятельности, как удовлетворенность работниками условиями деятельности, в существующих организациях. Руководитель должен обладать лидерскими способностями, а также хорошим...

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Связь рефлексии и психологической готовности к браку у студентов

В статье представлены результаты изучения психологической готовности к браку у студентов с разным уровнем рефлексии. Установлено, что студенты с высоким и средним уровнем рефлексии имеют более высокую психологическую готовность к браку, чем студенты ...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях дистанционного образования

Статья освещает проблему профессионального стресса и эмоционального выгорания среди педагогов, обусловленную переходом к дистанционному образованию. Обсуждаются трудности, связанные с освоением цифровых инструментов и адаптацией учебных материалов к ...

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Похожие статьи

Диагностика психологической готовности к внедрению изменений на индивидуальном и организационном уровне

В настоящей статье рассмотрена сущность такого психологического явления, как готовность персонала к внедрению изменений. Проведен анализ методик диагностики организационной готовности на индивидуальном и организационном уровнях.

Роль удовлетворенности трудом в обеспечении психологической безопасности образовательной среды для педагога

Исследованы основные проблемы удовлетворенности трудом для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Раскрыты научные подходы к понятию психологическая безопасность образовательной среды и удовлетворенность трудом. Даны рекоменд...

Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

В статье рассмотрена проблема психологической готовности дошкольников к учебной деятельности, приведены результаты психодиагностического обследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015–2016 учебного года.

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Влияние стиля управления на удовлетворенность работников условиями деятельности

В статье анализируется взаимосвязь между стилем управления и таким показателем деятельности, как удовлетворенность работниками условиями деятельности, в существующих организациях. Руководитель должен обладать лидерскими способностями, а также хорошим...

Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе

В статье рассматривается психологическая готовность к школе, дается определение и выделяются компоненты. Рассматриваются способы диагностики, и приводится практический пример. Выделяются уровни готовности к школе и их значение для первоклассников.

Связь рефлексии и психологической готовности к браку у студентов

В статье представлены результаты изучения психологической готовности к браку у студентов с разным уровнем рефлексии. Установлено, что студенты с высоким и средним уровнем рефлексии имеют более высокую психологическую готовность к браку, чем студенты ...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях дистанционного образования

Статья освещает проблему профессионального стресса и эмоционального выгорания среди педагогов, обусловленную переходом к дистанционному образованию. Обсуждаются трудности, связанные с освоением цифровых инструментов и адаптацией учебных материалов к ...

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Задать вопрос