В статье представлены результаты исследования по выявлению взаимосвязи между уровнем удовлетворенности трудом и готовности к организационным изменениям.
Ключевые слова: готовность к организационным изменениям, удовлетворенность трудом, управление образованием, методика оценки психологической готовности к организационным изменениям, методика оценки уровня удовлетворенности трудом.
Современное российское образование находится в состояние перманентного изменения. На сегодняшний день педагоги должны быть готовы к следующим организационным изменениям: стихийные, неотвратимые, вынужденные изменения (организацию обучения в условиях коронавируса (COVID-19), дистанционное обучение и др.) и изменения планируемые органами управления образованием, обязательные к исполнению (обновление ФГОС, изменение статуса образовательного учреждения, внедрение патриотическое воспитание детей, изменение предметов школьной программы, введение ВПР и др.) [1, с. 45–46].
Нами было проведено исследование, целью которого было выявление взаимосвязи между готовностью к организационным изменениям и уровнем удовлетворенности трудом у педагогов среднего образования.
Выборочную совокупность составили 45 человек, женщины — 39 человек, мужчины — 6 человек, в возрасте от 18 до 64 лет. В исследовании приняли участие работники МБОУ «СОШ № 24» г. Братска (см. табл.1).
Таблица 1
Возраст испытуемых и семейное положение
Возраст |
Количество человек |
Семейное положение |
|
в браке |
холосты |
||
18–24 года |
6 |
2 |
4 |
25–34 года |
9 |
7 |
2 |
35–44 года |
4 |
4 |
- |
45–54 года |
9 |
7 |
2 |
55–64 года |
7 |
3 |
4 |
Среди испытуемых педагоги с различным стажем и квалификацией. Стаж работы является важным фактором формирования уровня удовлетворенности трудом, поэтому мы считаем значимым рассмотреть стаж педагогов.
По стажу выборка представлена разнообразно. Большинство педагогов имеют небольшой стаж (до 5 лет) — 15 человек и большой стаж свыше 30 лет (11 человек).
В настоящее время педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям труда, быть эффективным в деятельности, все это обеспечивается повышение квалификации педагога. Квалификационный уровень также оказывает влияние на формирование удовлетворенности трудом.
Большинство педагогов имеют достаточно высокий уровень квалификации. 15 человек имеют высшую квалификационную категорию, 16 человек — первую. Данные уровни говорят о высоком профессионализме и компетентности педагогов. Молодые специалисты находятся в самом начале своего профессионального пути и не имеют еще достаточного уровня мастерства, задачей руководства является формирование у этих педагогов мотивации повышения своей квалификации.
В соответствии с целью настоящего исследования мы использовали следующие методики :
- Методика определения удовлетворенности трудом А. В. Батаршева.
- Методика «Готовность к организационным изменениям» Д. Холта [2].
В исследовании применялись методы статистической обработки данных, с применением программы Statistica 6/0. Для сравнения выделенных нами в ходе исследования групп, мы применяли U-критерий Манна-Уитни. Также для сравнения возрастных групп мы применяли H-критерий Крускала-Уоллиса.
Для обнаружения взаимосвязей между изучаемыми параметрами мы применяли корреляционный анализ (r-коэффициент корреляции Пирсона).
Первым этапом нашего исследования было изучение уровня удовлетворенности трудом у педагогов.
Диагностика уровня удовлетворенности показала, что педагоги имеют высокий и средний уровни удовлетворенности трудом. У одного педагога был выявлен низкий уровень.
Анализ показателей удовлетворенности трудом позволил сделать вывод, что наиболее удовлетворенными являются респонденты в возрасте 18–34 лет, а наименее удовлетворенными — педагоги в возрасте 55–64 лет.
Корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона (r) показал, что удовлетворенность трудом у педагогов зависит от условий труда, изменений в ходе трудового процесса, заработной платы, отношений в коллективе и с руководством, от общего уровня притязаний человека, от профессиональной мотивации педагогов.
Вторым этапом нашего эмпирического исследования было изучение готовности педагогов к организационным изменениям.
Методика «Готовность к организационным изменениям» Д. Холта показала, что в выделенных нами группах есть различия: готовность к организационным изменениям в группе, где педагоги имеют более высокий уровень удовлетворенности трудом, выше. Они считают уместными все происходящие изменения в обществе и в организационных процессах, указывают на необходимость предстоящих нововведений, поддерживают руководство в новых реалиях, оценивают собственные ресурсы адаптации к ним как высокие, и считают перспективными новые направления в образовании.
В группе педагогов со сниженным уровнем удовлетворенности трудом, наблюдаются трудности в перестройки имеющихся способов осуществления профессиональной деятельности. Изменения оцениваются как малоперспективные, разрушительные как для организации в целом, так и для лично каждого сотрудника. Им не хватает навыков и умений для успешной реализации деятельности в условиях стремительных изменений.
Таким образом, было выявлено, что готовность к организационным изменениям в группе, где педагоги имеют более высокий уровень удовлетворенности трудом — выше. Корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона, показывает сильную связь показателей интегральной удовлетворенности трудом с уровнем готовности к организационным изменениям (r=0,61 при р≤0,001) и ее компонентами.
Для группы педагогов с недостаточно высоким уровнем удовлетворенности трудом и сниженной психологической готовностью к изменениям рекомендована программа развития готовности к организационным изменениям.
Литература:
- Берестовицкая С. Э., Сизова М. Б. Организационная готовность школы к изменениям: проектирование исследования, опыт диагностики // Управление образованием: теория и практика. — 2020. — № 4.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-gotovnost-shkoly-k-izmeneniyam-proektirovanie-issledovaniya-opyt-diagnostiki (дата обращения: 11.09.2022).
- Наумцева Е. А. Анализ психометрических свойств русскоязычной версии опросника Д. Холта «Готовность к организационным изменениям» // Организационная психология. — 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/analiz-psihometricheskih-svoystv-russkoyazychnoy-versii-oprosnika-d-holta-gotovnost-k-organizatsionnym-izmeneniyam (дата обращения: 15.02.2023).