Актуальность исследования . На сегодняшний день в условиях современности все больше ученых-психологов уделяет пристальное внимание психологическому благополучию педагогов и детерминантам, способствующим гармоничному развитию.
Различные ученые, изучающие психологическое благополучие, пытаются установить, что именно понимается под этим понятием и как оно выражается, каким образом благополучие оказывает влияние на личностные характеристики, как связано с внутренним ощущением счастья и уровнем удовлетворенности жизнью. Другими словами, понимание детерминантов, влияющих на благополучие, способы проявления, а также границы объективного и субъективного уровня и более детальное изучение сегодня находится в рамках исследований многих специалистов.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения используют термин психологическое благополучие в качестве основного критерия для определения здоровья: «здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия». При этом специалисты данной организации отмечают, что оно в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма и связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека [1].
В соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295, привело к актуализации проблемы соответствия специалистов современным требованиям. Каждый специалист, работающий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должен быть психологически подготовлен к особенностям работы с разными категориями детей. В соответствии с законом от 12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который является основным Федеральным законом, именно он обеспечивает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот закон включает в себя права детей, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями [1].
Специалисты автономного учреждения Воронежской области «Парус Надежды», руководствуются:
− Конвенцией ООН о правах инвалидов;
− Конвенцией ООН о правах ребенка.
Педагоги предоставляют социально-педагогическую помощь семьям, имеющие ребенка или подростка с различными трудностями и ограниченными возможностями здоровья, специалисты разных профилей информируют и консультируют по различным вопросам семей, оказывают необходимую социальную поддержку. В учреждении проводятся диагностические и коррекционные мероприятия по индивидуальным потребностям ребенка на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Российской Федерации [2].
В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы детерминации психологического благополучия, педагогов, как показатель личностной готовности к профессиональной деятельности.
Актуальность исследования определяется наличием противоречий между:
− требованиями ФГОС к личностным компетенциям педагогов, работающих в системе образования, и отсутствием исследований динамики их личностных качеств;
− особенностями профессии педагога, выражающимися в опоре, в практической деятельности на свои позитивные, личностные ресурсы, и наличием определенной доли психологически неблагополучных педагогов;
Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.
Цель исследования : выявить детерминанты психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.
Объект исследования: психологическое благополучие личности.
Предмет исследования: детерминанты психологического благополучия педагогов.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть существующие подходы к сущности и структуре психологического благополучия личности, определить обуславливающие его факторы, обосновать его роль в личностной готовности к профессиональной деятельности педагога.
- Провести исследование и выявить особенности детерминации психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.
- Разработать рекомендации педагогам по повышению уровня психологического благополучия в работе с детьми и подростками с ОВЗ с учетом подхода к реализации психолого-педагогической модели О. И. Идобаевой [4].
Гипотеза исследования : психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.
Методологической основой исследования: являются принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма.
Теоретическим обоснованием работы: концепция психологического благополучия К. Рифф [5]; на представления об особенностях психологического благополучия А. В. Ворониной [3], П. П. Фесенко [6], Т. Д. Шевеленковой [7] и других.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
- Эмпирические методы: анкетирование и тестирование.
- Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Нами была разработана батарея методик:
- Методика изучения психологического благополучия К. Рифф, «Шкалы психологического благополучия» в адаптации П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленковой.
- Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т. А. Крюковой.
- Методика диагностики уровня невротизации по Л. И. Вассерману.
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Исследование осуществляться на базе АУ Воронежской области «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус Надежды».
В исследовании участвовало 60 педагогов: по 30 человек в каждой группе, работающих с разными категориями обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированы научные представления о психологическом благополучии личности, его роли в профессиональной педагогической деятельности.
Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для изучения психологического благополучия личности педагогами любых общеобразовательных учебных заведений.
В ходе исследования были получены средние значения результатов диагностики, по шкалам психологического благополучия, транслируются и сравниваются на рисунке 1.
Рис. 1. Гистограмма сравнения средних значений шкал психологического благополучия между выборками
Из рисунка 1 видно, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, и педагоги, работающие с гармонично развивающимися детьми, имеют некоторые различия. А именно, первые более автономны, у них более высок уровень баланса аффекта и более развита осмысленность жизни.
Сравнивая общий уровень психологического благополучия педагогов, можно сказать, что у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, он ниже, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми (366,3 балла и 378,8 балла, соответственно).
Следовательно, имеются детерминанты, влияющие на различия в уровне психологического благополучия педагогов.
Для выявления детерминант психологического благополучия у педагогов, работающих с разными категориями детей, мы провели расчет корреляционных значений между продиагностированными параметрами. Обнаруживается прямая зависимость между уровнем психологического благополучия педагогов и мотивацией — копингом, ориентированным на решение задач (r = 0,3172, при р = 0,005), и обратная связь между психологическим благополучием и эмоциональной стабильностью (r = -0,448, при р = 0,005). Это говорит о том, что уровень психологического благополучия педагогов будет выше, если развита мотивация к деятельности и ниже при высокой эмоциональной нестабильности. Данные показатели более выражены у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о том, что психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.
Выводы: в ходе проведенного эмпирического исследования двух групп: педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми, получено подтверждение гипотезы. Психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.
Следует выделить факторы, способствующие сохранению благополучия, как психологического, так и профессионального:
1) Умение отдыхать;
2) Стремление к развитию;
3) Чувство долга;
4) Высокая самоорганизация;
5) Здоровая «Я-концепция»;
6) Принятие жизни с опорой на критику;
7) Овладение приемами саморегуляции.
В целом, психологическое благополучие педагога можно определить как важнейший показатель готовности к профессиональной деятельности и ее успешности, а также как фактор жизнеспособности и прогностический показатель удовлетворенности специалиста.
Таким образом, особую роль психологическое благополучие играет в формировании отношения к жизни, к проблемам, с которыми встречается педагог каждый день. Активная позиция в отношении собственного физического и психического здоровья у каждого человека своя. И именно в той мере, в которой она проявляется наиболее сильно, в той же мере будет расти стрессоустойчивость педагога, его самооценка, жизнеспособность, оптимизм при котором и будут наблюдаться уровень снижения или повышения тревожности, агрессии и самодеструкции в социуме.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 06 марта 2019 года № 17ФЗ) от 29 декабря 2012 года № 273. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.01. Радиоэлектронные системы и комплексы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1031 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501.pdf.
- Воронина, А. В. Уровневая модель психологического благополучия человека / А. В. Воронина // Потенциал личности: комплексная проблема: — Материалы второй Всероссийской конференции. Отв. ред. Е. А. Уваров. — Тамбов, 2003. — С. 142–147.
- Идобаева, О. А. Модель формирования психологического благополучия личности автор. диссер…док. псих. наук 19.00.17 / Ольга Афанасьевна Идобаева — Москва, 2013–54 с.
- Рифф, К. Теория и исследования: позитивные основания психологического благополучия./ К.Рифф — М.: Прогресс, 2016–86 с. URL:http://www.ereading.mobi (Дата обращения: 5.03.2020)
- Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. дисер. канд… псих. наук: 11.10.2005 / Павел Петрович Фесенко. Москва — 2005. — 26 с.
- Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова., П. П. Фесенко. // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С.9–12.