Детерминанты психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 07.01.2021

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Данилова, К. А. Детерминанты психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся / К. А. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77342/ (дата обращения: 26.11.2024).



Актуальность исследования . На сегодняшний день в условиях современности все больше ученых-психологов уделяет пристальное внимание психологическому благополучию педагогов и детерминантам, способствующим гармоничному развитию.

Различные ученые, изучающие психологическое благополучие, пытаются установить, что именно понимается под этим понятием и как оно выражается, каким образом благополучие оказывает влияние на личностные характеристики, как связано с внутренним ощущением счастья и уровнем удовлетворенности жизнью. Другими словами, понимание детерминантов, влияющих на благополучие, способы проявления, а также границы объективного и субъективного уровня и более детальное изучение сегодня находится в рамках исследований многих специалистов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения используют термин психологическое благополучие в качестве основного критерия для определения здоровья: «здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия». При этом специалисты данной организации отмечают, что оно в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма и связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека [1].

В соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295, привело к актуализации проблемы соответствия специалистов современным требованиям. Каждый специалист, работающий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, должен быть психологически подготовлен к особенностям работы с разными категориями детей. В соответствии с законом от 12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который является основным Федеральным законом, именно он обеспечивает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот закон включает в себя права детей, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями [1].

Специалисты автономного учреждения Воронежской области «Парус Надежды», руководствуются:

− Конвенцией ООН о правах инвалидов;

− Конвенцией ООН о правах ребенка.

Педагоги предоставляют социально-педагогическую помощь семьям, имеющие ребенка или подростка с различными трудностями и ограниченными возможностями здоровья, специалисты разных профилей информируют и консультируют по различным вопросам семей, оказывают необходимую социальную поддержку. В учреждении проводятся диагностические и коррекционные мероприятия по индивидуальным потребностям ребенка на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Российской Федерации [2].

В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы детерминации психологического благополучия, педагогов, как показатель личностной готовности к профессиональной деятельности.

Актуальность исследования определяется наличием противоречий между:

требованиями ФГОС к личностным компетенциям педагогов, работающих в системе образования, и отсутствием исследований динамики их личностных качеств;

− особенностями профессии педагога, выражающимися в опоре, в практической деятельности на свои позитивные, личностные ресурсы, и наличием определенной доли психологически неблагополучных педагогов;

Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.

Цель исследования : выявить детерминанты психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Объект исследования: психологическое благополучие личности.

Предмет исследования: детерминанты психологического благополучия педагогов.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть существующие подходы к сущности и структуре психологического благополучия личности, определить обуславливающие его факторы, обосновать его роль в личностной готовности к профессиональной деятельности педагога.
  2. Провести исследование и выявить особенности детерминации психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.
  3. Разработать рекомендации педагогам по повышению уровня психологического благополучия в работе с детьми и подростками с ОВЗ с учетом подхода к реализации психолого-педагогической модели О. И. Идобаевой [4].

Гипотеза исследования : психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.

Методологической основой исследования: являются принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма.

Теоретическим обоснованием работы: концепция психологического благополучия К. Рифф [5]; на представления об особенностях психологического благополучия А. В. Ворониной [3], П. П. Фесенко [6], Т. Д. Шевеленковой [7] и других.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
  2. Эмпирические методы: анкетирование и тестирование.
  3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

Нами была разработана батарея методик:

  1. Методика изучения психологического благополучия К. Рифф, «Шкалы психологического благополучия» в адаптации П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленковой.
  2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т. А. Крюковой.
  3. Методика диагностики уровня невротизации по Л. И. Вассерману.
  4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Исследование осуществляться на базе АУ Воронежской области «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус Надежды».

В исследовании участвовало 60 педагогов: по 30 человек в каждой группе, работающих с разными категориями обучающихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированы научные представления о психологическом благополучии личности, его роли в профессиональной педагогической деятельности.

Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для изучения психологического благополучия личности педагогами любых общеобразовательных учебных заведений.

В ходе исследования были получены средние значения результатов диагностики, по шкалам психологического благополучия, транслируются и сравниваются на рисунке 1.

Гистограмма сравнения средних значений шкал психологического благополучия между выборками

Рис. 1. Гистограмма сравнения средних значений шкал психологического благополучия между выборками

Из рисунка 1 видно, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, и педагоги, работающие с гармонично развивающимися детьми, имеют некоторые различия. А именно, первые более автономны, у них более высок уровень баланса аффекта и более развита осмысленность жизни.

Сравнивая общий уровень психологического благополучия педагогов, можно сказать, что у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, он ниже, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми (366,3 балла и 378,8 балла, соответственно).

Следовательно, имеются детерминанты, влияющие на различия в уровне психологического благополучия педагогов.

Для выявления детерминант психологического благополучия у педагогов, работающих с разными категориями детей, мы провели расчет корреляционных значений между продиагностированными параметрами. Обнаруживается прямая зависимость между уровнем психологического благополучия педагогов и мотивацией — копингом, ориентированным на решение задач (r = 0,3172, при р = 0,005), и обратная связь между психологическим благополучием и эмоциональной стабильностью (r = -0,448, при р = 0,005). Это говорит о том, что уровень психологического благополучия педагогов будет выше, если развита мотивация к деятельности и ниже при высокой эмоциональной нестабильности. Данные показатели более выражены у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о том, что психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.

Выводы: в ходе проведенного эмпирического исследования двух групп: педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми, получено подтверждение гипотезы. Психологическое благополучие педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, обуславливается эмоциональными, мотивационными и личностными детерминантами в большей степени, чем у педагогов, работающих с гармонично развивающимися детьми.

Следует выделить факторы, способствующие сохранению благополучия, как психологического, так и профессионального:

1) Умение отдыхать;

2) Стремление к развитию;

3) Чувство долга;

4) Высокая самоорганизация;

5) Здоровая «Я-концепция»;

6) Принятие жизни с опорой на критику;

7) Овладение приемами саморегуляции.

В целом, психологическое благополучие педагога можно определить как важнейший показатель готовности к профессиональной деятельности и ее успешности, а также как фактор жизнеспособности и прогностический показатель удовлетворенности специалиста.

Таким образом, особую роль психологическое благополучие играет в формировании отношения к жизни, к проблемам, с которыми встречается педагог каждый день. Активная позиция в отношении собственного физического и психического здоровья у каждого человека своя. И именно в той мере, в которой она проявляется наиболее сильно, в той же мере будет расти стрессоустойчивость педагога, его самооценка, жизнеспособность, оптимизм при котором и будут наблюдаться уровень снижения или повышения тревожности, агрессии и самодеструкции в социуме.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 06 марта 2019 года № 17ФЗ) от 29 декабря 2012 года № 273. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.01. Радиоэлектронные системы и комплексы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1031 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501.pdf.
  3. Воронина, А. В. Уровневая модель психологического благополучия человека / А. В. Воронина // Потенциал личности: комплексная проблема: — Материалы второй Всероссийской конференции. Отв. ред. Е. А. Уваров. — Тамбов, 2003. — С. 142–147.
  4. Идобаева, О. А. Модель формирования психологического благополучия личности автор. диссер…док. псих. наук 19.00.17 / Ольга Афанасьевна Идобаева — Москва, 2013–54 с.
  5. Рифф, К. Теория и исследования: позитивные основания психологического благополучия./ К.Рифф — М.: Прогресс, 2016–86 с. URL:http://www.ereading.mobi (Дата обращения: 5.03.2020)
  6. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. дисер. канд… псих. наук: 11.10.2005 / Павел Петрович Фесенко. Москва — 2005. — 26 с.
  7. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова., П. П. Фесенко. // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С.9–12.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие, психологическое благополучие педагогов, педагог, ребенок, психологическое благополучие личности, Российская Федерация, детерминант, категория обучающихся, ограниченная возможность здоровья, Воронежская область.


Похожие статьи

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Похожие статьи

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Психолого-педагогические условия ориентации старших школьников на профессию

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Задать вопрос