Данная статья посвящена проблеме эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности в современной психологии. На теоретическом и методологическом уровнях проанализированы вопросы о формировании понятия синдрома эмоционального выгорания. Проведено эмпирическое исследование на двух выборках испытуемых: ЭГ-1 — педагоги со стажем профессиональной деятельности до 5 лет и ЭГ-2 — педагоги со стажем профессиональной деятельности более 5 лет. В исследовании приняли участие 124 респондентов. Обработка полученных данных проводилась с использованием пакета SSPS 17.0. Для выявления особенностей самосознания студентов-психологов был проведен сравнительный анализ данных двух эмпирических групп с использованием U-критерия Манна-Уитни. Использовались следующие методики: методика В. В. Бойко «Эмоционального выгорания», диагностики профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Методика «Шкала организационного стресса» Мак-Лин в адаптации Н. Е. Водопьяновой. В результате проведенного эмпирического исследования были выделены следующие особенности эмоционального выгорания у педагогов сразным стажем профессиональной деятельности: Эмоциональное выгорание упедагогов со стажем профессиональной деятельности до 5 лет (ЭГ-1) проявляется в огорчении в деловых отношениях, в осуждении людей требующих «особого» отношения к себе, и одобрении коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах. Эмоциональное выгорание упедагогов со стажем профессиональной деятельности со стажем профессиональной деятельности более 5 лет (ЭГ-2) проявляется в переживании организационных недостатков на работе, в напряжении при взаимодействии с партнерами; конфликты или разногласия с коллегами, усталость от человеческих проблем, разочарованность в работе, ухудшение физического и психического самочувствия.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, тревожность, стресс.
Эмоциональное состояние, является основополагающим фактором для благополучного и успешного становления личности. Положительное эмоциональное состояние, является одним из важнейших элементов, благодаря которому повышаются адаптационные возможностям организма, показатели стрессоустойчивости и уменьшается риск выгорания. Синдром эмоционального выгорания, часто встречается среди профессий, тесно связанных с постоянной коммуникацией. Работники сферы образования — педагоги, являются одной из наиболее уязвимых групп.
На сегодняшний день, проблема исследования эмоционального выгорания педагогов является по-прежнему актуальной. Связано это с тем, что в современных условиях, растет уровень нагрузки, увеличивается количество обязанностей и возлагается больше ответственности на педагогов. Число педагогов, испытывающих эмоциональное и профессиональное выгорание, растет, а уровень освещения проблемы среди педагогов, остается на прежнем уровне.
Противостоять эмоциональному выгоранию, человеку, самостоятельно без психологической поддирки не представляется возможным. В следствии чего мы можем наблюдать снижение эффективности работы, субъективной удовлетворенности работой, негативное отношение к труду и организации, ухудшение физического здоровья и снижение качества жизни. Поэтому важно исследовать факторы, влияющие на эмоциональное выгорание среди педагогов и предупреждать возникновение симптомов.
Исследованием эмоционального выгорания занимались многие зарубежные авторы: H. Freudenberger, С. Maslach, S. Jackson, A. Pine, Е. Aronson, Е. Edelwich стрессу [8,13,14]. А также отечественные ученые: В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Т. В. Рябова, Е. А. Чикарева и другие стрессу [1,2,3,10].
На сегодняшний день профессия педагога насыщенна многообразными задачами, которые возникают не только на рабочем месте, но зачастую переносятся и на домашний быт. Многозадачность и высокий уровень стресса неблагоприятно влияют на здоровье педагога, как следствие, могут сказываться на его профессиональных качествах, для того чтобы минимизировать последствия стресса и не доводить до выгорания, необходимо найти факторы, которые влияют на выгорание у педагогов.
В рамках данной статьи представлен фрагмент пилотажного исследования особенностей эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности.
Для проведения пилотажного исследования был подобран следующий банк диагностических методик: методика В. В. Бойко «Эмоционального выгорания» [3], диагностики профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, диагностики профессионального выгорания, Методика «Шкала организационного стресса» Мак-Лин в адаптации Н. Е. Водопьяновой, измерение восприимчивости к организационному стрессу [5], методика «Тест на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности» (Ч. Спилбергер, Ю. Ханин) [11].
Для выявления особенностей эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности проводилось эмпирическое исследование на базе школ Кировского района г. Новосибирска. Эмпирическую выборку составили 124 испытуемых в возрасте от 24 до 58 лет.
Следующим шагом мы дифференцировали выборку по признаку стаж профессиональной деятельности на 2 эмпирические группы: эмпирическая группа 1 — стаж профессиональной деятельности до 5 лет (36 %), эмпирическая группа 2 — стаж профессиональной деятельности более 5 лет (64 %), далее ЭГ-1 и ЭГ-2. На рисунке 1 представлено графическое выражение расчета удельной доли испытуемых от общей выборки представлено.
Рис. 1. Удельная доля испытуемых от общей выборки
Для статистической обработки полученных данных использовался пакет SSPS 17.0.
Для выявления особенностей эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности был проведен сравнительный анализ данных двух эмпирических групп с использованием U-критерия Манна-Уитни. Оценка достоверности различий по методике В. В. Бойко «Эмоционального выгорания» между ЭГ-1 и ЭГ-2, показала наличие 7 значимых различий на 1 % уровне значимости. Эмпирическая группа ЭГ-2 достоверно превосходит ЭГ-1 по шкале «Переживание психотравмирующих обстоятельств» — R2=14,3 при р=0,001, по шкале «Расширение сферы экономии эмоций» — R2=12,4 при р=0,001, по шкале «Эмоциональный дефицит» — R2=17,4 при р=0,001, по шкале «Эмоциональная отстраненность» — R2=15,3 при р=0,001, по шкале «Психосоматические и психовегетативные нарушения» — R2=16,9 при р=0,001. Эмпирическая группа ЭГ-1 достоверно превосходит ЭГ-2 по шкале по шкале «Эмоционально-нравственная дезориентация» — R2=16,9 при р=0,001 (данные представлены в табл. 1). Испытуемым ЭГ-2 характерно накапливать отчаяние и недовольство, сложно устранять психотравмирующие факторы, проявлять симптомы эмоционального выгорания в общении с близкими, знакомыми и приятелями, исключать эмоции из сферы профессиональной деятельности. Для испытуемых ЭГ-1 свойственно проявление адекватного эмоционального отношения в сферы профессиональной деятельности.
Таблица 1
Оценка достоверности различий двух групп ЭГ-1 и ЭГ-2 по методике В. В. Бойко «Эмоционального выгорания»
Исследуемый признак/ наименование шкал |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости |
Средний ранг |
|
ЭГ — 1 |
ЭГ — 2 |
|||
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
148,500 |
,001** |
9,6 |
14,3 |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
224,000 |
,001** |
16,2 |
9,7 |
Расширение сферы экономии эмоций |
123,500 |
,001** |
6,8 |
12,4 |
Эмоциональный дефицит |
444,000 |
,001** |
9,3 |
17,4 |
Эмоциональная отстраненность |
386,500 |
,001** |
7,5 |
15,3 |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
190,000 |
,001** |
8,4 |
17,2 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
399,000 |
,001** |
10,3 |
16,9 |
Оценка достоверности различий по «Диагностике профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой) между двумя эмпирическими группами ЭГ-1 и ЭГ-2, показала наличие трех значимых различий на 1 % уровне значимости (данные представлены в табл. 2).
Таблица 2
Оценка достоверности различий двух групп ЭГ-1 и ЭГ-2 по методике «Диагностике профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
Исследуемый признак/ наименование шкал |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости |
Средний ранг |
|
ЭГ — 1 |
ЭГ — 2 |
|||
Эмоциональное истощение |
319,000 |
,001** |
10,3 |
20,7 |
Деперсонализация |
290,000 |
,001** |
11,4 |
24,6 |
Редукция личных достижений |
432,500 |
,001** |
16,0 |
38,0 |
Полученные данные позволяют говорить о том, что испытуемые ЭГ-2 достоверно превосходит ЭГ-1 по шкале «Эмоциональное истощение» — R2=20,7 при р=0,001, по шкале «Деперсонализация» — R2=24,6 при р=0,001, по шкале «Редукция личных достижений» — R2=38,0 при р=0,001. (данные представлены в табл. 1). Испытуемым ЭГ-2 характерно проявление эмоциональной, физической утомляемости, равнодушия, холодности по отношению к окружающим, депрессивные признак и раздражительности; нетерпимость, негативизм при общении, и как следствие уменьшение количества контактов с окружающими; снижение компетентности, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере.
Оценка достоверности различий по шкалам опросника «Шкала организационного стресса» Мак-Лин (в адаптации Н. Е. Водопьяновой) между двумя эмпирическими группами ЭГ-1 и ЭГ-2, достоверных различий между исследуемыми группами выявлено не было (данные представлены в табл. 3).
Таблица 3
Оценка достоверности различий двух групп ЭГ-1 и ЭГ-2 по методике «Шкала организационного стресса» Мак-Лин (в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
Исследуемый признак/ наименование шкал |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости |
Средний ранг |
|
ЭГ — 1 |
ЭГ — 2 |
|||
Организационный стресс |
521,500 |
,632 |
41,3 |
40,7 |
Опираясь на полученные данные, следует, что эмпирическая группа ЭГ-1 и эмпирическая группа ЭГ-2 по уровню организационного стресса не различаются. Следовательно уровень организационного стресса у испытуемых со стажем профессиональной деятельности до 5 лет и со стажем профессиональной деятельности более 5 лет не различается.
Оценка достоверности различий по шкалам методики «Тест на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности» (Ч. Спилбергер, Ю. Ханин) между двумя эмпирическими группами ЭГ-1 и ЭГ-2, показала наличие 1 значимого различия на 0,5 % уровне значимости (данные представлены в табл. 4).
Таблица 4
Оценка достоверности различий двух групп ЭГ-1 и ЭГ-2 по методике «Тест на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности» (Ч. Спилбергер, Ю. Ханин)
Исследуемый признак/ наименование шкал |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости |
Средний ранг |
|
ЭГ — 1 |
ЭГ — 2 |
|||
Ситуативная тревожность |
451,500 |
,075 |
37,6 |
42,6 |
Личностная тревожность |
382,000 |
0,046* |
42,3 |
46,8 |
Эмпирическая группа ЭГ-2 — R2=46,8 при р=0,05 — достоверно превосходит испытуемых ЭГ-1 по показателю «Личностная тревожность». Для испытуемых ЭГ-2 характерно ожидать негативной оценки особенно если это касается оценки компетенции и авторитета.
Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно выделить следующие особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности: Эмоциональное выгорание у педагогов со стажем профессиональной деятельности до 5 лет (ЭГ-1) проявляется в огорчении в деловых отношениях, в осуждении людей требующих «особого» отношения к себе, и одобрении коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах. Эмоциональное выгорание у педагогов со стажем профессиональной деятельности со стажем профессиональной деятельности более 5 лет (ЭГ-2) проявляется в переживании организационных недостатков на работе, в напряжении при взаимодействии с партнерами; конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций; усталости от работы, часто отрицательные эмоции несут домой, сокращение общения с близкими, друзьями и знакомыми; повышенная раздражительность на самые обычные ситуации общения на работе; утрата живого интереса ко всему, что происходит на работе; усталость от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе; разочарованность в работе с людьми, ухудшение физического и психического самочувствия; повышение давления, появление головной боли, дискомфорт в области сердца, недомогание после рабочего дня.
Литература:
- Абрамов, В. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания
- на этапе мета обзоров. Ч. 1 / В. А. Абрамов, И. С. Алексейчук, А. И. Алексейчук // Журнал психиатрии и медицинской психологи. — 2008. — № 1 (18). — С. 117–123.– 288 с.
- Белановская, О. В. Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч.ст.: в 2 ч. / Под общ.ред. Е. Л. Касьяник. — Минск: РИПО, 2014. — Ч.2. — С. 32–33.
- Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с. С 152.77 с.
- Гроза, И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25757 (дата обращения: 23.08.2022).
- Методика «Шкала организационного стресса» (Маклин) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/sos (дата обращения: 15.03.2020).
- Усманова, М. Н. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога: сайт / М. Н. Усманова, М. М. Бафаев, Ш. Ш. Остонов. //Наука. Мысль. Электронный периодический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwenews.esrae.ru/pdf/2014/6/51.pdf (дата обращения 12.08.2022).
- Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. — 2011. — № 6. — С.28–46.
- Хусаинова, Р. М. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности / Р. М. Хусаинова, О. П. Гредюшко // ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт Педагогики и психологии. — Казань, 2012. — С. 2.
- Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет / К. Чернисс // Журнал практического психолога. — 2003. — № 9. — С. 17–19.
- Чикарева, Е. А. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде / Е. А. Чикарева. — Хабаровск, 2018. — С. 6.
- Шкала самооценки уровня тревожности Спилбергера-Ханиан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://painmed.ru/wpcontent/uploads/2020/03/SHkala-samootsenki-urovnya-trevozhnosti-SpilbergaHanina.pdf (дата обращения 29.08.2022).
- Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю. В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
- Maslach, С. Maslach Bumout Inventory Manual / C. Maslach, S. E. Jackson, M. P. Leiter. — Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. — 685 p.
- Maslach, С.The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in / C. Maslach, M. P. Letter. — San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. — 437 p.