Особенности психологической готовности к инновационной деятельности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 03.02.2019

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Кучерявенко, И. А. Особенности психологической готовности к инновационной деятельности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания / И. А. Кучерявенко, М. В. Мацнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56228/ (дата обращения: 17.12.2024).



Необходимость изученияпсихологической готовности педагогов к инновационной деятельности в образовательных организациях обусловлена рядом обстоятельств. Цели развития российского образования остаются сегодня не вполне реализованными и требуют специального научного и методического осмысления, что определяется, в том числе, задачами «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» также утверждается, что инновационная деятельность осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития государства [2].

Изучение особенностей реализации инноваций в сфере образования показывает, что существуют проблемы неподготовленности их внедрения не только в организационном или методическом плане, но и в личностном, психологическом измерении. Именно в связи с этим важной задачей представляется исследование условий развития психологической готовности педагогов к инновационной деятельности.

Общетеоретические вопросы психологической готовности педагога к инновационной деятельности в рамках профессии нашли отражение в работах Б. А. Бенедиктова, Р. Р. Бибриха, И. А. Васильева, М. И. Дьяченко, Ю. М. Забродина, В. П. Зинченко, Л. А. Кандыбович, Е. В. Пряжниковой и др. О возможностях формирования психологической готовности к инновационной деятельности путем специально организованного процесса в практике преподавания писали Н. М. Борытко, Н. М. Дресвянникова, Л. С. Гавриленко, И. А. Колесникова, Е. А. Никитина, И. Е. Пискарева, В. А. Сластенин, Е. Н. Францева. Вместе с тем вопросы, касающиеся анализа психологических детерминант готовности учителя к инновационной деятельности, в контексте психологического сопровождения их профессиональной деятельности, остаются недостаточно изученными.

Целью нашего исследования выступило изучение различий в психологической готовности к инновационной деятельности у педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания. Мы предположили, что психологическая готовность к инновационной деятельности у педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания имеет отличия

Концептуальную основу нашего понимания психологической готовности педагога к инновационной деятельности составляют исследования В. А. Сластенина и Л. С. Подымовой. Готовность педагога к инновационной деятельности рассматривается нами как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики. Мы, вслед за В. А. Сластениным, рассматриваем структуру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности [3].

Для решения задач, поставленных ранее, необходимо проанализировать полученные результаты. В ходе исследования с помощью методики В. В. Бойко были сформированы три группы учителей — с высоким, средним и низким уровнем эмоционального выгорания (см. Рис.1.)

Рис. 1. Распределение педагогов по уровням эмоционального выгорания

К низкому уровню были отнесены 52 педагога (52 % испытуемых). Испытуемые этой группы характеризуются положительным восприятием профессиональной деятельности. Доминирующими состояниями выступают здесь уверенность, удовлетворенность, активность и настроенность на взаимодействие.

К среднему уровню были отнесены 36 педагогов (36 % испытуемых). Испытуемые этой группы характеризуются нейтральным восприятием профессиональной деятельности. Здесь могут возникать проблемы, связанные со снижением самооценки, тревожностью и раздражительностью.

К низкому уровню были отнесены 12 педагогов (12 % испытуемых). Испытуемые этой группы характеризуются отрицательным восприятием профессиональной деятельности. Доминирующими состояниями выступают здесь усталость, равнодушие, апатия.

Выраженность показателей эмоционального выгорания у педагогов трех выделенных групп представлена на Рис.2.

Рис. 2. Выраженность показателей эмоционального выгорания у педагогов (в баллах)

Отметим, что в первой выделенной группе формирующимися симптомами эмоционального выгорания являются «напряжение» (51,3 балла) и «резистенция» (42,6 балла), несформированным — «истощение» (32,5 балла). Испытуемые здесь осознают психотравмирующие факторы профессиональной деятельности, что может сопровождаться переживаниями ситуативной или личностной тревоги. Признаки и симптомы эмоционального выгорания проявляются в данной группе в легкой форме и выражаются, преимущественно, в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

Во второй группе сформированными симптомами эмоционального выгорания можно признать «напряжение» (60,9 балла) и «резистенцию» (83 балла). Формирующейся стадией является «истощение» (53,7 балла). Испытуемые здесь пресыщаются взаимодействием в профессиональной сфере, появляется ощущение «загнанности в клетку». Симптомы эмоционального выгорания проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Педагоги этой группы могут чувствовать себя истощенным даже после хорошего сна и выходных.

В третьей группе сформированными симптомами эмоционального выгорания являются все три из возможных: «напряжение» (72,3 балла), «резистенция» (92,1 балла) и «истощение» (111,2 балла). Испытуемые здесь проявляют ярко выраженное эмоциональное отстранение от проблем профессиональной сферы. В ряде случаев наблюдаются психосоматические и психовегетативные осложнения. Педагоги данной группы часто подвергают сомнению ценность своей работы и профессионального становления, а попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата.

Таким образом, отличие первой выделенной группы (с низким уровнем эмоционального выгорания) от двух других заключается в особенностях исследуемого показателя, характеризующегося отсутствием сформированного симптома.

Отличие же третьей выделенной группы (с высоким уровнем эмоционального выгорания) заключается в наличии трех сформированных симптомов, что является негативной характеристикой для педагога в современных условиях образовательного процесса.

Следующей задачей эмпирического исследования выступило выявление в каждой из выделенных групп педагогов взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и уровнем психологической готовности к инновационной деятельности.

Результаты, полученные по диагностической карте «Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности» В. А. Сластёнина и Л. С. Подымовой представлены на рис. 3.

Рис. 3. Распределение готовности к инновационной деятельности у педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания

Предварительный анализ данных, полученных по данной методике, показал следующее:

  1. В первой выделенной группе высокий показатель психологической готовности к инновационной деятельности отмечен у 29 педагогов (55,7 % испытуемых), средний — у 20 педагогов (38,5 % испытуемых), низкий — у 3 педагогов (5,8 % испытуемых). Средний показатель группы по данной методике составил 71,02 балла, что соответствует высокому уровню готовности учителя к участию в инновационной деятельности. Испытуемым данной группы соответствует характеристика зрелой профессиональной мотивации, направленной на освоение и использование нововведений. Ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
  2. Во второй выделенной группе высокий показатель психологической готовности к инновационной деятельности отмечен у 5 педагогов (13,9 % испытуемых), средний — у 26 педагогов (72,2 % испытуемых), низкий — у 5 педагогов (13,9 % испытуемых). Средний показатель группы по данной методике составил 58,1 балла, что соответствует среднему уровню готовности учителя к участию в инновационной деятельности. Испытуемые здесь хорошо знакомы с теоретическими основами, содержанием, конкретными методиками педагогов-новаторов, нередко применяют элементы этих систем в собственной педагогической деятельности. Однако использование инноваций в их педагогической практике является неупорядоченным и ситуативным. Педагогическая рефлексия выражена недостаточно.
  3. В третьей выделенной группе высокий показатель психологической готовности к инновационной деятельности отмечен у 1 педагога (8,3 % испытуемых), средний — у 8 педагогов (66,6 % испытуемых), низкий — у 3 педагогов (25 % испытуемых). Средний показатель группы по данной методике составил 52,3 балла, что соответствует низкому уровню готовности учителя к участию в инновационной деятельности. Испытуемые здесь не способны генерировать новые нестандартные идеи в педагогическом процессе. При внедрении инновационных процессов слабо используются интеллектуальные инструменты и механизмы самореализации.

Таким образом, только в первой выделенной группе педагогов полученный результат готовности учителя к участию в инновационной деятельности характеризуется высоким уровнем. И только в третьей группе полученный результат относится к низкому уровню.

Литература:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (в ред. постановлений Правительства РФ от 10.02.2017 № 172, от 28.09.2018 № 1151) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru.
  2. Об образовании в Российской Федерации (в ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // официальный сайт Правительства РФ. — Режим доступа: http://government.ru.
  3. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 332 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, эмоциональное выгорание, испытуемый, психологическая готовность, выделенная группа, педагог, профессиональная деятельность, балл, группа, высокий показатель.


Похожие статьи

Особенности мотивации и психологической готовности студентов факультета психологии и специального образования к волонтерской деятельности

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности системного подхода в формировании готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических направлений

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Взаимосвязь эмоционального выгорания, тревожности и стрессоустойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Похожие статьи

Особенности мотивации и психологической готовности студентов факультета психологии и специального образования к волонтерской деятельности

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности системного подхода в формировании готовности к оценочной деятельности у обучающихся экономических направлений

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Взаимосвязь эмоционального выгорания, тревожности и стрессоустойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе

Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора

Задать вопрос