Статья посвящена исследованию эмоционального выгорания педагогов. Рассмотрена выраженность показателей эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных учреждений в зависимости от формы трудовой деятельности. Выявлено, что у педагогов, работающих в условиях дистанционной формы, эмоциональное выгорание выше по сравнению с педагогами, работающими в традиционных условиях.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, формы трудовой деятельности, очная форма, дистанционная форма, педагог.
В настоящее время проблема эмоционального выгорания среди работников образовательных организаций является актуальной в связи со сложностями работы с детьми, с увеличением учебной нагрузки, резких смен форм трудовой деятельности и высокой эмоциональной напряженностью. Выгорание может наносить серьезный ущерб физическому и психологическому самочувствию, может развиваться хронический стресс и переутомление. Поэтому предвидеть развитие эмоционального выгорания является основополагающей задачей любого педагога, независимо от стажа и условий образовательной деятельности.
Вследствие тяжелых жизненных ситуаций, таких как распространение COVID-19 и началом СВО, частично затронувшей территорию Белгородской области, образовательные организации были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Естественно, это сказалось как на трудовом, так и на психофизическом уровне деятельности педагогов. Они должны были вникнуть в новый для них формат [1, 2, 5].
И только с нового учебного 2023 года в Белгородской области приняли решение к постепенному возращению к привычному очному формату обучения. Но и тут большинство педагогов столкнулось с проблемой. Они отвыкли от такой формы трудовой деятельности и поэтому были вынуждены в сжатые сроки вникнуть в ранее привычный традиционный формат обучения [4, с. 89].
Все эти проблемы тем или иным образом сказались на психическом и физическом состоянии. Отсюда интенсивнее стал развиваться синдром эмоционального выгорания [3].
В данной статье нами была использована методика К. Маслач «Диагностика эмоционального выгорания», с помощью которой была выявлена выраженность показателей эмоционального выгорания в зависимости от форм трудовой деятельности, а именно «эмоциональное истощение, которое проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, равнодушием, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом [1, с. 204].
«Деперсонализация, проявляющаяся в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях — в раздражительности, негативизме и циничном отношении к коллегам и пациентам. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков» [1, с. 204].
И «редукция профессиональных достижений, которая проявляется в негативном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Высокое значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически» [1, с. 204].
Мы предположили, что при дистанционной форме работы у педагогов уровень эмоционального выгорания выше по сравнению с педагогами при традиционной форме работы.
С целью выявления статистических различий по показателям эмоционального выгорания между педагогами, работающих в условиях очной или дистанционной формы обучения, был проведён статистический анализ данных с применением критерия U-Манна-Уитни. Нами были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты статистического анализа по показателям эмоционального выгорания в зависимости от формы трудовой деятельности
Изучаемые показатели эмоционального выгорание |
Условия работы педагогов |
U эмп |
|
онлайн |
традиционные |
||
Эмоциональное истощение |
18,22 |
18,94 |
764,000 |
Деперсонализация |
9,00 |
6,63 |
608,000* |
Редукция личных достижений |
31,44 |
30,75 |
808,000 |
Уровень эмоционального выгорания |
58,48 |
56,31 |
800,000* |
Примечание: **- р≤0,01; *- р≤0,05. |
|||
В результате проведённого исследования нам удалось выявить различия на достоверном уровне статистической значимости по показателю эмоционального выгорания «деперсонализация» (U эмп =608; р≤0,05) и по уровню эмоционального выгорания (U эмп =608; р≤0,05).
Принимая во внимание полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что у педагогов, работающих в условиях онлайн, наиболее значимо проявляется деперсонализация, что, в свою очередь, выражается в безразличии и эмоциональном отстранении. Такие педагоги выполняют свои трудовые обязанности без личностной включенности в рабочие моменты, а в отдельных случаях проявляется также раздражительность и негатив по отношению к своим коллегам и учащимся.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что форма трудовой деятельности влияет на уровень эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций. Поэтому необходимы мероприятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов, в особенности работающих в условиях онлайн.
Перспективами дальнейшего исследования может являться поиск личностных и психологических факторов, влияющих на формирование эмоционального выгорания педагогов.
Литература:
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Н. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
- Гут Ю. Н., Ткаченко Н. С., Доронина Н. Н., Ланских М. В., Худаева М. Ю., Овсяникова Е. А. Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза // Перспективы науки и образования. — 2021. — № 2 (50). — С. 340–352.
- Жуков О. Ф., Черкесова Е. В., Алексеева М. Н. Влияние условий дистанционного обучения на эмоциональное и физическое состояние учителя // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30610.
- Милушкина О. Ю., Попов В. И., Скоблина Н. А., Маркелова С. В., Соколова Н. В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения // Вестник Российского государственного медицинского университета. — 2020. — № 3. — С. 85–91.
- Фадейкина, Е. А. Некоторые аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий / Е. А. Фадейкина. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — № 1. — С. 33–40.