Государственная и муниципальная гарантия как непоименованный способ обеспечения исполнения обязательств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 862 раза

Библиографическое описание:

Попов, А. С. Государственная и муниципальная гарантия как непоименованный способ обеспечения исполнения обязательств / А. С. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 279-281. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64510/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данный способ обеспечения обязательств предусмотрен в ст. ст. 115–117 БК РФ. Безусловно, он не входит в систему гражданского законодательства и, на первый взгляд, не должен содержать нормы гражданского права, что следует из предмета регулирования бюджетного (ст. 1 БК РФ) и гражданского (ст. 2 ГК РФ) законодательства. Тем не менее, необходимо констатировать, что не в Гражданском, а в Бюджетном кодексе содержится норма (ст. 115), которая указывает, что государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, основного обязательства перед третьими лицами.

Государственная и муниципальная гарантия — это гражданско-правовой инструмент, который лишь приспособлен для использования в бюджетном процессе. Раскрытие его гражданско-правовой сущности в рамках норм публичного права, как отмечает Р. Пашков, обоснованно не более чем внесением в бюджетное законодательство положений, объясняющих природу договора займа или ценных бумаг, хотя последние играют для бюджетных правоотношений не менее важную роль [1].

Такое положение является причиной того, что в юридической литературе нет единства мнений и о правовой природе государственной и муниципальной гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства. Высказывается три точки зрения.

Первая — государственная и муниципальная гарантия имеет публично-правовую природу [2, 3].

Вторая — государственная и муниципальная гарантия имеет частноправовую природу [4, 5].

Третья — государственная и муниципальная гарантия имеет сложную правовую природу, включающую как частноправовые элементы, так и публично-правовые [6].

В этой связи, на первый взгляд, следует согласиться с мнением тех ученых, которые предписывают государственной и муниципальной гарантии гражданско-правовую природу и относят ее к непоименованным в ГК РФ способам обеспечения исполнения обязательства [7]. Это обусловлено тем, что существование упомянутых нормативных положений исключительно в рамках финансово-правовой системы не в полной мере учитывает их назначение, а также юридический смысл.

Однако, на наш взгляд, в государственных и муниципальных гарантиях находит свое отражение одновременно и частное и публичное начало. Подобное сочетание придает обозначенному правовому явлению статус комплексного с особым набором составляющих, что позволяет рассматривать его в качестве самостоятельного средства обеспечения исполнения обязательств.

Таким образом, предлагаем рассматривать государственную и муниципальную гарантию в качестве комплексной нормативной конструкции, включающей одновременно гражданско-правовой и финансово-правовой компоненты. В то же время стоит отметить, что приоритетность гражданско-правового компонента не вызывает сомнений — это следует из п. 1 ст. 115 БК РФ, в котором указано предназначение государственной (муниципальной) гарантии — обеспечивать как уже возникшие обязательства, так и обязательства, которые возникнут в будущем. В свою очередь, финансово-правовой аспект имеет второстепенное значение и выражается в особой форме учета денежных средств, предоставляемых на обеспечительные цели.

При этом, приоритетность гражданско-правовой направленности содержащихся положений в ст.ст. 115–117 БК РФ, а также их широкое распространение в деловом обороте и самодостаточность, свидетельствует о наличии достаточных оснований для включения данного способа в гл. 23 ГК РФ.

О масштабном применении модели названных гарантий свидетельствует многочисленная судебная практика [8, 9, 10].

О самодостаточности государственной и муниципальной гарантии приходится говорить ввиду ее нормативного закрепления в ряде правовых актов наряду со способами обеспечения обязательств, упомянутыми в гл. 23

ГК РФ (например: п. 1 ст. 27.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» [11], п. 1 ст. 79 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [12], и др.).

Кроме того, это обусловлено тем, что особенности исследуемого нами способа обеспечения обязательств не позволяют рассматривать его как разновидность иных способов, например, как поручительства или независимой гарантии.

Хотя, некоторыми исследователями в юридической литературе государственная и муниципальная гарантия рассматривается как разновидность независимой (банковской) гарантии и поручительства. Так, В. В. Паплинский определяет государственную и муниципальную гарантию как способ обеспечения предпринимательско-правовых обязательств, объединяющий в себе черты поручительства и банковской гарантии, относя при этом ее к разновидности поручительств. Автор утверждает, что по своему содержанию государственная и муниципальная гарантия представляет собой разновидность поручительства с признанием того, что юридический состав возникновения гарантийного обязательства по государственной и муниципальной гарантии подобен банковской гарантии [13].

Н. Ю. Рассказова считает, что легальный анализ положений Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что государственная (муниципальная) гарантия представляет собой типичное поручительство, выдаваемое государственным или муниципальным образованием как участником гражданских правоотношений [4, c. 24].

Аналогичную позицию занимал в свое время и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который рассматривает государственную и муниципальную гарантию как разновидность договора поручительства [14]. Впоследствии в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 этот вывод был уточнен: нормы БК РФ, вступившие в силу с 1 января 2008 г., более полно по сравнению с ранее действующей редакцией БК РФ регулируют соответствующие отношения, в связи, с чем существенно сужена сфера применения норм параграфа 5 главы 23 ГК РФ о договоре поручительства в порядке аналогии закона к правоотношениям, возникающим в связи с государственными (муниципальными) гарантиями, выданными после 31 декабря 2007 г.» [15].

Однако, сравнительный анализ правового регулирования государственной и муниципальной гарантии и правового регулирования независимой гарантии и поручительства, позволяет выделить нам следующие отличия Первое отличие государственной и муниципальной гарантии от независимой гарантии и поручительства заключается в субъектном составе. Второе отличие заключается в акцессорности характера обязательства. Третье отличие заключается в круге обеспечиваемых обязательств. Четвертое отличие заключается в отзыве и изменении гарантии, а также в передаче прав по гарантии. Пятое отличие заключается в возможности перевода долга.

Выделенные особенности не позволяют рассматривать государственную и муниципальную гарантию как разновидность поручительства или независимой гарантии. Представляется возможным еще раз констатировать то, что государственная и муниципальная гарантия является самостоятельным в настоящее время непоименованным в ГК РФ способом обеспечения исполнения обязательства.

Литература:

  1. Пашков Р. Редкие и не указанные в ГК РФ способы обеспечения обязательств / Р. Пашков // Бухгалтерия и банки. — 2014. — № 8. — С. 25. — С. 24–31.
  2. Шохин С. О. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита / С. О. Шохин // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2009. — С. 487. — 609 с.;
  3. Максимович Н. А. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательства: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Максимович Н. А. — СПб., 2003. — С. 21. — 167 с.
  4. Рассказова Н. Ю. Банковская гарантия по российскому законодательству / Н. Ю. Рассказова. — М.: Статут, 2005. — С. 23. — 171 с.;
  5. Андреева Е. Анализ норм бюджетного и гражданского законодательства о государственной гарантии как способе обеспечения обязательств / Е. Андреева // Хозяйство и право. — 2004. — № 6. — С. 26–33.
  6. Грачева И. В., Самсонова А. Е. Государственная гарантия: соотношение частноправовых и публично-правовых начал / И. В. Грачева, А. Е. Самсонова// Финансовое право. — М.: Юрист, 2006. — № 9. — С. 6–10.
  7. Бакшеева Ю. Н. Государственные гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств / Ю. Н. Бакшеева // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 12. — С. 9–13.
  8. Постановление ФАС Центрального округа от 28.01.2013 по делу № А14–9663/2012 // [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.10.2018);
  9. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.06.2013 № Ф03–2276/2013 по делу № А59–3945/2012 // [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.10.2018).;
  10. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.08.2016 по делу № А02–2310/15 // [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 28.10.2018); и др.
  11. О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ: по сост. на 16 октября 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 17.
  12. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ: по сост. на 01 июля 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
  13. Паплинский В. В. Гарантии и поручительства как правовые способы активизации инвестиционной деятельности / В. В. Паплинский. — М., 2005. — С. 12. — 199 с.
  14. О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации: постановление Пленума ВАС РФ от 22 июля 2006 г. № 23: по сост. на 26 февраля 2009 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2006. — № 8.
  15. О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июля 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»: постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2009. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная гарантия, ГК РФ, БК РФ, независимая гарантия, способ обеспечения исполнения обязательства, способ обеспечения обязательств, банковская гарантия, Бюджетный кодекс, муниципальное образование, Российская Федерация.


Похожие статьи

Концессионное соглашение как совокупность различных гражданско-правовых договоров

Юридическая ответственность как способ обеспечения требований земельного законодательства в сфере охраны земель

Трудовой договор как правовая основа трудовой деятельности граждан

Форма договора как предпосылка возникновения договорного обязательства

Судебный контроль над договорными условиями как ограничение свободы договора

Арендная плата как существенное условие договора аренды зданий, сооружений

Финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности

Правовой статус индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Существенное нарушение договора как основание изменения и расторжения гражданско-правового договора

Законодательная конструкция времени совершения преступления в аспекте уголовно-правовой презумпции

Похожие статьи

Концессионное соглашение как совокупность различных гражданско-правовых договоров

Юридическая ответственность как способ обеспечения требований земельного законодательства в сфере охраны земель

Трудовой договор как правовая основа трудовой деятельности граждан

Форма договора как предпосылка возникновения договорного обязательства

Судебный контроль над договорными условиями как ограничение свободы договора

Арендная плата как существенное условие договора аренды зданий, сооружений

Финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности

Правовой статус индивидуального предпринимателя по законодательству Российской Федерации

Существенное нарушение договора как основание изменения и расторжения гражданско-правового договора

Законодательная конструкция времени совершения преступления в аспекте уголовно-правовой презумпции

Задать вопрос