Психологические особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.11.2019

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Пешкова Н. А., Букина М. И. Психологические особенности развития воображения у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №47. — С. 464-465. — URL https://moluch.ru/archive/285/64172/ (дата обращения: 17.02.2020).



Данная статья рассматривает психологические особенности воображения у детей младшего школьного возраста. Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.

Ключевые слова: младший школьник, воображение, реализм, фантазия.

Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Для развития воображения и творческих способностей надо, чтобы ребенок почувствовал, что может осуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке, надо научить его правильно видеть окружающий мир.

Реальность детского воображения проявляется во всех формах деятельности это может быть игра, слушиние сказок так же в изобразительной деятельности и пр.

В ходе наблюдения показывают, ребенок изображает более правдиво известные ему события, которые происходили в его жизни, чем те события которые он некогда не переживал.

Реализм воображения у ребенка младшего школьногно возраста особенно проявляется в подборе атрибутов игры. Отбор этот происходит по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка.

Главным атрибутов в игре у детей 1–2 классов является кукла. С ней ребенок может производить любые действия. Так же для детей этого возраста ждя игры дети могут использовать живого щенка или котенка, котого будут кормить, ухаживать и играть [2, с.36].

Вностимые изменения в ситуацию игры придают образам воображаемые черты, которые более приближают их к реальной деятельности.

Эта требовательность основана на способности ребенка к критической оценке, что становится возможным лишь при наличии необходимого опыта, знаний и наблюдательности. Эта критичность, корригирование образов воображения младшего школьника объективной реальностью увеличивается от класса к классу.

Фантазирование, играет еще большую роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. В сознании у ребенка младшего школьного возраста откладывавются конкретные знания и на их основе основе строятся фантастические образы. С возрастом роль фантазии ослабевает, а реальность детского воображения увеличивается [3, с.22].

Наличие элементов простого воспроизведения это еще одна черта воображения ребенка младшего школьного возраста. Эта черта воображения которая выражается в играх. Дети пытаются повторить дейстия котрые видели вжихни взрослых, в мультфильмах, кино. Тема игры — воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей. Сюжетная линия игры — воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

С возрастом элементы простого воспроизведения в воображении у ребенка младшего школьного возраста становится все меньше и все в большей степени выявляется творческая переработка представлений.

При написании сочинения о прогулке в лесу дети 1–2 классов просто рассказывают о реальной прогулке, то ученики 3–4 классов описыват прогулку в лес творчески преобразуя свои впечатления, придавая им более красочные и реалистичные картины, появляется сюжетную связь и вымысел [2, с. 27].

Конкретность и наглядность это еще одна черта воображения деией младшего школьного возраста.

При чтение или расказывание у детей 1–2 классов требуется опора на картину, на конкретный образ. Если этого у них нет то они не могут воссоздать описываемую ситуацию. Конкретность вообрадения выражается в действиях, игре необходима опора на конкретные предметы, иначе дейстаие не может развиваться.

При развивающемся вербально-мыслительном воображении на первое место становится рассказ, опора на предмет имеет побочное место. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер.

В школьном возрасте из-за отсутствия практического умения воображение редко делается более тусклым. С каждым годом обучения у ребенка младшего школьного возраста развитие воображения происходит на основании использования технческих приемов действий или творческой деятельности.

Вывод: младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Вопрос о детской психологии. М.: Прометей, 2007. 254 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Хрестоматия по психологии. Просвещение, 2005. 96 с.
  3. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. Москва: Знание, 1968. 22 с.
  4. Козубовского «Общая психология» В.М. г. Москва, 2005. 367 с.
  5. Коррекционная педагогика. Учебное пособие для педагогич. Вузов / Под ред. Кукушина В. С. Ростов-на-Дону: Издат. центр «Марат», 2002. 160 с.
  6. Мухина В. С. «Детская психология»: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985.272 с.
  7. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. — Тбилиси: Мецниереба, 2003. 186 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, ребенок, младший школьник, детское воображение, простое воспроизведение, развитие воображения, черт воображения, игра, класс.


Похожие статьи

Воображение и творческие способности детей в младшем...

Воображение и творческие способности в младшем школьном возрасте приобретают самостоятельный характер. Этот период характеризуется быстрым и плодотворным развитием и является наиболее благоприятным, сенситивным. Нами было осуществлено исследование...

Развитие творческого воображения и фантазии младших...

Сложилось такое представление, что воображение ребенка намного богаче, чем у нас, взрослых, и поэтому задача воспитателей сводится в основном к представлению разнообразных возможностей, созданию условия для проявления детского воображения и фантазии.

Развитие воображения младших школьников на уроках...

Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого

Класс делится на 2 команды. 1 команда – Исследователи, 2 команда – Следопыты.

Особенности развития творческого воображения младших...

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческого воображения младших подростков. Рассмотрены различные точки зрения исследователей на сущность и природу воображения как психического процесса. Развитие творческого воображения детей 10–12...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Развитие творческого воображения у младших школьников на... природный материал, творческое воображение, ребенок

Проблемой изучения воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста занималось уже немало ученых, но она...

Сказкотерапия как способ развития творческого воображения...

Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»: Психол. очерк: Кн. Для

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте дети должны научиться внимательно слушать сказки, повести...

Развитие творческих способностей младших школьников

В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Накопление знаний, опыта — это только предпосылка...

Развитие креативности детей младшего школьного возраста...

Воображение и творческие способности детей в младшем... Нами было осуществлено исследование воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Три человека из группы испытуемых были отнесены ко второму уровню развития воображения.

Технология видеоскрайбинга как средство развития творческого...

Таким образом, проблема развития творческого воображения школьников в настоящее время является актуальной. Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы [1]...

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет

Ребенок в младшем школьном возрасте может играть два, а то и три часа, если он занят важной дня него игрой.

Дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, но...

Похожие статьи

Воображение и творческие способности детей в младшем...

Воображение и творческие способности в младшем школьном возрасте приобретают самостоятельный характер. Этот период характеризуется быстрым и плодотворным развитием и является наиболее благоприятным, сенситивным. Нами было осуществлено исследование...

Развитие творческого воображения и фантазии младших...

Сложилось такое представление, что воображение ребенка намного богаче, чем у нас, взрослых, и поэтому задача воспитателей сводится в основном к представлению разнообразных возможностей, созданию условия для проявления детского воображения и фантазии.

Развитие воображения младших школьников на уроках...

Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого

Класс делится на 2 команды. 1 команда – Исследователи, 2 команда – Следопыты.

Особенности развития творческого воображения младших...

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческого воображения младших подростков. Рассмотрены различные точки зрения исследователей на сущность и природу воображения как психического процесса. Развитие творческого воображения детей 10–12...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Развитие творческого воображения у младших школьников на... природный материал, творческое воображение, ребенок

Проблемой изучения воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста занималось уже немало ученых, но она...

Сказкотерапия как способ развития творческого воображения...

Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»: Психол. очерк: Кн. Для

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте дети должны научиться внимательно слушать сказки, повести...

Развитие творческих способностей младших школьников

В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Накопление знаний, опыта — это только предпосылка...

Развитие креативности детей младшего школьного возраста...

Воображение и творческие способности детей в младшем... Нами было осуществлено исследование воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Три человека из группы испытуемых были отнесены ко второму уровню развития воображения.

Технология видеоскрайбинга как средство развития творческого...

Таким образом, проблема развития творческого воображения школьников в настоящее время является актуальной. Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы [1]...

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от 6 до 11 лет

Ребенок в младшем школьном возрасте может играть два, а то и три часа, если он занят важной дня него игрой.

Дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, но...

Задать вопрос