Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (19) август 2010 г.

Статья просмотрена: 475 раз

Библиографическое описание:

Митина Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 175-176. — URL https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 18.07.2018).

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников креативности – одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» трактуется неоднозначно. Существуют различные взгляды на природу, содержание этих понятий и их структуру. В связи с этим возникает множество различных определений. Основные понятия сводятся к тому, что креативность проявляется в трех контекстах: процессе, результате (продукте творческого процесса), характеристиках (свойствах) личности, то есть рассматривается структура взаимодействующих составляющих личности: творческие способности, мотивационный компонент, интеллектуальный компонент [2, c.15].

Для развития креативности детей младшего школьного возраста необходимо развивать составляющие её компоненты. Можно выделить следующие основные условия формирования креативности:

1) учет принципов развивающего обучения (индивидуализация образования, исследовательское обучение, проблематизация);

2) построение педагогического процесса на принципах гуманистического подхода к детям (безоценочность, принятие, безопасность, поддержка);

3) проведение целенаправленных творческих занятий, направленных на развитие креативности младших школьников.

Для определения уровня развития креативности можно использовать следующие методики.

1.                  Методика Е.П. Торренса (диагностика невербальной креативности)

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый тест состоит из 2 заданий:

Задание «Круги»: нарисуйте как можно больше различных предметов, используя круг в качестве составной части. По результатам выполнения задания оцениваются:

- легкость – быстрота выполнения задания – подсчет количества рисунков за определенный отрезок времени;

- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой;

- оригинальность – частота данного ответа в однородной группе испытуемых.

Задание «Завершение картинок». Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

- оригинальность, выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

- уникальность, определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

2.                  Задание «Творческие способности» направлено на оценку количественным показателем творческого воображения и скорости процессов мышления. Испытуемым предлагается три слова, из которых испытуемым предлагается составить как можно больше осмысленных фраз за 5 минут. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная оригинальная комбинация; 4 – правильное, логическое сочетание слов; 3 – пожалуй, и так можно; 2 – два слова связаны, а третье не логично; 1 – бессмысленное сочетание слов [3, c. 84].

Для развития креативности детей младшего школьного возраста можно предложить следующие творческие задания:

1)                 Школьный театр. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, их артистизма.

2)                 Придумайте пять несовместимых сочетаний. Например: горячий снег, стальные нервы, квадратный шар.

3)                 Определите сходство между кошкой и мышью, фортепиано и скрипкой, зайцем и кенгуру, елью и папоротником, машиной и мотоциклом, чашкой и вазой, луной и солнцем, ежом и расческой, спичкой и факелом.

4)                 Игра «Что на что похоже». Задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: “На что это похоже?”.

5)                 Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Например, «все животные и птицы могут разговаривать на человеческом языке», «все люди могут летать», «каким был бы мир, если б люди не умели считать?»

6)                 Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Детям было предложено слово «книга».

7)                 Закодируйте свое имя.

8)                 Девочка пошла в лес и заблудилась…. Допишите рассказ.

9)                 Придумать предложения, состоящие из четырёх слов, причём каждое слово начинается с указанной буквы. Например, были указаны буквы ВМСК, или МКСВ. Нельзя было менять буквы местами.

10)             Нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. И очень многое здесь зависит от деятельности учителя [1, c. 36].

 

Литература:

1.      Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1994. – 120 с.

2.      Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 386 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

3.      Ермолаева – Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей/по материалам зарубежн. исслед.) // Вопросы психологии 1975, №5 – с. 166-176.

4.      Психология творчества/Под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. –224 с.

5.      Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина. Науч. - исслед. институт общей и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): слово, испытуемый, задание, развитие креативности детей, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Воображение и творческие способности детей в младшем...

Нами было осуществлено исследование воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Три человека из группы испытуемых были отнесены ко второму уровню развития воображения.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими

4. Лютова Е. К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками...

Исследование влияния эмоционального переживания на занятиях...

В детском изобразительном творчестве детей младшего школьного возраста

вербальное преподнесение материала (язык, слово); фонд информации, которые передает учитель ученику

Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследование возможностей развития творческого потенциала...

Младший школьный возраст выявлен как наиболее важный период для развития

и соответствующий возраст испытуемыхмладший школьный или подростковый.

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования.

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности.

Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих...

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста.

Познавательное развитие детей младшего дошкольного...

младший дошкольный возраст, познавательное развитие детей, ребенок, уровень, испытуемый, критерий, высокий уровень, познавательное развитие, контрольный этап, Артем.

Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих...

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Цель: повторное исследование творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Таким образом, испытуемые в выборке обладают средней вербальной креативностью.

Развитие творческого мышления младших школьников

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воображение и творческие способности детей в младшем...

Нами было осуществлено исследование воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Три человека из группы испытуемых были отнесены ко второму уровню развития воображения.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими

4. Лютова Е. К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками...

Исследование влияния эмоционального переживания на занятиях...

В детском изобразительном творчестве детей младшего школьного возраста

вербальное преподнесение материала (язык, слово); фонд информации, которые передает учитель ученику

Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследование возможностей развития творческого потенциала...

Младший школьный возраст выявлен как наиболее важный период для развития

и соответствующий возраст испытуемыхмладший школьный или подростковый.

Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования.

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности.

Возможности работы педагога-психолога по развитию творческих...

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста.

Познавательное развитие детей младшего дошкольного...

младший дошкольный возраст, познавательное развитие детей, ребенок, уровень, испытуемый, критерий, высокий уровень, познавательное развитие, контрольный этап, Артем.

Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих...

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Цель: повторное исследование творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Таким образом, испытуемые в выборке обладают средней вербальной креативностью.

Развитие творческого мышления младших школьников

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

Задать вопрос