Автор: Митина Елена Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (19) август 2010 г.

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Митина Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 175-176.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников креативности – одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

В психолого-педагогической литературе понятие «креативность» трактуется неоднозначно. Существуют различные взгляды на природу, содержание этих понятий и их структуру. В связи с этим возникает множество различных определений. Основные понятия сводятся к тому, что креативность проявляется в трех контекстах: процессе, результате (продукте творческого процесса), характеристиках (свойствах) личности, то есть рассматривается структура взаимодействующих составляющих личности: творческие способности, мотивационный компонент, интеллектуальный компонент [2, c.15].

Для развития креативности детей младшего школьного возраста необходимо развивать составляющие её компоненты. Можно выделить следующие основные условия формирования креативности:

1) учет принципов развивающего обучения (индивидуализация образования, исследовательское обучение, проблематизация);

2) построение педагогического процесса на принципах гуманистического подхода к детям (безоценочность, принятие, безопасность, поддержка);

3) проведение целенаправленных творческих занятий, направленных на развитие креативности младших школьников.

Для определения уровня развития креативности можно использовать следующие методики.

1.                  Методика Е.П. Торренса (диагностика невербальной креативности)

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый тест состоит из 2 заданий:

Задание «Круги»: нарисуйте как можно больше различных предметов, используя круг в качестве составной части. По результатам выполнения задания оцениваются:

- легкость – быстрота выполнения задания – подсчет количества рисунков за определенный отрезок времени;

- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой;

- оригинальность – частота данного ответа в однородной группе испытуемых.

Задание «Завершение картинок». Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

- оригинальность, выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа).

- уникальность, определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

2.                  Задание «Творческие способности» направлено на оценку количественным показателем творческого воображения и скорости процессов мышления. Испытуемым предлагается три слова, из которых испытуемым предлагается составить как можно больше осмысленных фраз за 5 минут. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная оригинальная комбинация; 4 – правильное, логическое сочетание слов; 3 – пожалуй, и так можно; 2 – два слова связаны, а третье не логично; 1 – бессмысленное сочетание слов [3, c. 84].

Для развития креативности детей младшего школьного возраста можно предложить следующие творческие задания:

1)                 Школьный театр. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, их артистизма.

2)                 Придумайте пять несовместимых сочетаний. Например: горячий снег, стальные нервы, квадратный шар.

3)                 Определите сходство между кошкой и мышью, фортепиано и скрипкой, зайцем и кенгуру, елью и папоротником, машиной и мотоциклом, чашкой и вазой, луной и солнцем, ежом и расческой, спичкой и факелом.

4)                 Игра «Что на что похоже». Задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: “На что это похоже?”.

5)                 Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Например, «все животные и птицы могут разговаривать на человеческом языке», «все люди могут летать», «каким был бы мир, если б люди не умели считать?»

6)                 Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Детям было предложено слово «книга».

7)                 Закодируйте свое имя.

8)                 Девочка пошла в лес и заблудилась…. Допишите рассказ.

9)                 Придумать предложения, состоящие из четырёх слов, причём каждое слово начинается с указанной буквы. Например, были указаны буквы ВМСК, или МКСВ. Нельзя было менять буквы местами.

10)             Нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. И очень многое здесь зависит от деятельности учителя [1, c. 36].

 

Литература:

1.      Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1994. – 120 с.

2.      Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 386 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

3.      Ермолаева – Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей/по материалам зарубежн. исслед.) // Вопросы психологии 1975, №5 – с. 166-176.

4.      Психология творчества/Под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. –224 с.

5.      Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина. Науч. - исслед. институт общей и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): младшего школьного возраста, детей младшего школьного, креативности детей младшего, развития креативности, развития креативности детей, Развитие креативности детей, следующие показатели креативности, школьников креативности, креативности младших школьников, диагностика невербальной креативности, условия формирования креативности, уровня развития креативности, Похожая статья, выполнения задания, сочетание слов, следующие творческие задания, Задание «Завершение картинок», языку детей младшего, Задание «Творческие способности», результатам выполнения задания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос