Авторы: Малышева Светлана Рудольфовна, Батуева Валентина Львовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 02.10.2017

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Малышева С. Р., Батуева В. Л. Развитие творческого воображения и фантазии младших школьников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 41-42.



Сложилось такое представление, что воображение ребенка намного богаче, чем у нас, взрослых, и поэтому задача воспитателей сводится в основном к представлению разнообразных возможностей, созданию условия для проявления детского воображения и фантазии. При этом упускается из виду, что успех достигается лишь при систематической работе с младшими школьниками по формированию воображения.

Большую возможность в стимулировании воображения, фантазии, детского творчества имеют интеллектуально-развивающие игры.

Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.

В своей работе с детьми, начиная с первого класса, проводим игровые занятия по определению уровня развития воображения:

  1. У меня есть много необычных кружочков. Хотите побыть немного «волшебниками». Превратите фигурки в любую картинку, дорисуй к ней все, что захочешь. Попробуй!

Оценивая, обращается внимание на оригинальность. На основе анализа определяется уровень развития воображения.

  1. Игра «Волшебные очки».

Игровой материал: карандаши, трафареты, «волшебные очки» различной формы.

Показав детям необычные очки, говорим, что стоит надеть их, как все вокруг (предметы, люди, животные) приобретают форму очков. Даются варианты игрового занятия: изобрази, каким ты увидел в этих очках птичку, цветок и др. Игра имеет массу вариантов.

  1. Игры «Фоторобот», «Волшебники», «Составь изображение», «Закончи рисунок», «Тропинка» и т. д.

Игры, развивающие воображение, фантазию детей, в основном ориентированы на внеурочное время. Однако с успехом проводим их и на уроках.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, эмоции, юмор и воображение.

Уроки «Оригами» — возможность поиграть, пофантазировать. Уроки ИЗО — «Кляксование».

Игра поможет изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра помогает учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх учителю легче узнать характер, привычки своих воспитанников, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

Большое влияние в своей работе учитель должен уделять подвижным играм, так как специальные исследования показали, что 85 % времени школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры — лучшее лекарство для детей против гиподинамии. При организации проведения игр, учитель должен знать, что назначение игр не должно сводиться лишь к заполнению свободного времени детей, а помогают педагогу выполнять учебно-воспитательные задачи.

В своем арсенале учитель должен иметь разнообразные виды игр: сюжетные, логические, дидактические, игры, развивающие у детей зрительную и слуховую память, творческое воображение, познание окружающего мира.

Игры обязательно должны быть доступны детям, подобраны в соответствии с возрастом детей, их способностями и уровнем развития. Содержание игр, которые планирует учитель в работе с детьми должно помочь детям закрепить и расширить их знания. Однако игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Здесь учителю надо проявлять величайший такт и осторожность. В играх всегда очень важным стимулом должен быть элемент соревнования: «А можно мне?»

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: игра, как путеводная нить, должна пролегать в учебно-воспитательном процессе с детьми в группе продленного дня, так как это второй дом для детей, где они должны чувствовать себя комфортно.

Стимулируя воображение в одном виде творчества (словесном), мы развиваем и другие его виды (артистические, музыкальные).

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны учителя.

Как известно, период от 6 до 12 лет очень важен в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В этом возрасте развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, наблюдательность, умение анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. «Ученик — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» [Ю. Л. Львов, «Творческая лаборатория учителя»,2000].

Подлинную силу обучение в школе имеет в том случае, если познавательная деятельность учеников на уроке вызывает у них радость, удовлетворение, успешность познания. Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве стимула мыслительной деятельности, оптимизируют навыки мыслительной деятельности, прививают навык гигиены познавательной сферы и определяют её характер. От успешности в развитии творческих способностей во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания человека. Поэтому задания на развитие творческих способностей и логического мышления используются на всех уроках, а не ограничиваются каким-либо одним предметом.

Проводимая в системе работа по развитию творческих способностей младших школьников даёт положительные результаты: у детей развивается устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, желание сделать собственное учение радостным и успешным; дети охотно принимают участие в различных предметных олимпиадах и занимают призовые места.

Есть замечательное правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться — обеспечь им первый успех!

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» Л. С. Выгодский.

Литература:

  1. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте СПб,1997
  2. Гессен С. И. Основы педагогики –М.;1995
  3. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М.; Просвещение; Учебная литература 1996
  4. Психологический словарь под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского-М.; 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): учитель должен, младших школьников, творческих способностей, развития воображения, Развитие творческого воображения, проявления детского воображения, уровень развития воображения, уровня развития воображения, воображение ребенка, развивающие воображение, фантазии младших школьников, работе учитель должен, активную деятельность детей, формированию воображения, учитель должен знать, стимулировании воображения, арсенале учитель должен, творческое воображение, играх учителю легче, мыслительной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос