Библиографическое описание:

Балагурова М. С., Баринова Н. И. Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 46-49.



 

 

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка [5, с.67].

Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении [1, с.102]. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт [7, с.119].

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей [7, с.234].

Формирование творческой личности, умеющей оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно, является главной задачей для современной начальной школы.

Бесценную помощь при работе по формированию и развитию творческих способностей младшего возраста оказывают уроки литературного чтения, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию [11, с.376].

Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес [3, с.72]. Для этого можно использовать викторину «брейн-ринг»; виртуальную викторину; викторину-диалог (вопросы составляются по алгоритму игры «Что? Где? Когда?»).

Приведем пример викторины брейн-ринг:

Первая игра.

- Дополните пословицу: «Глаза - ..., руки - ...». («Глаза - боятся, руки - делают».)

- Расположите литературных героев по времени, в котором они жили, начиная с самого раннего: Чапаев, Илья Муромец, Гарри Поттер. (Илья Муромец, Чапаев, Гарри Поттер.) Тимур со своей командой, Электроник, Робинзон Крузо. (Робинзон Крузо, Тимур со своей командой, Электроник.)

- Из какой сказки взяты слова и кто ее автор: Солнце, снег, роза, льдинка, олень, дружба? (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».)

Также можем привести фрагмент урока: «Что? Где? Когда?»

Класс делится на 2 команды.

1 команда – Исследователи, 2 команда – Следопыты

Задания находятся в конвертах на доске.

1 Раунд. Каждой команде по очереди задаются вопросы.

1. Имя деревянного мальчика, выструганного из полена. (Буратино)

2. Название сказки, где кот носил обувь? (Кот в сапогах)

2 Раунд. 1.Ф, бедняжку так раздуло-

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло-

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась-

Превратилась в букву О.

Буква, когда очнулась,

Не узнала никого! (Сергей Михалков «Азбука»)

2. А, как вышли за калитку!

Да увидели улитку-

Испугалися, Разбежалися!

Вот они какие, Храбрые портные! (Корней Чуковский «Храбрецы»)

При проектировании уроков изучения современной детской литературы необходимо опираться на следующие методические приемы, сформулированные с учетом жанрово-тематических особенностей:

-тщательная подготовка к выразительному чтению произведений учителем (передача общего настроения); чтение произведений учащимися; обучение детей выразительному чтению; литературное творчество детей [10, с.59];

- раскрытие жанровой специфики современной детской литературы (окружающий мир воспринимается глазами ребенка, часто повествование ведется от первого лица младшего школьника; обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом и т.д.) [8, с.27];

- широкое использование на уроках других видов искусства: прослушивание музыкальных композиций, просмотр киноотрывков, постановка спектаклей. Однако следует помнить, что использовать аудио- и видеозаписи следует на заключительных этапах работы над произведениями, так как зрительный и музыкальный образы более яркие и более легкие для восприятия детьми и могут заслонить собой словесный образ [2, с. 1330];

- творческие задания для самостоятельной работы учащихся в связи с прочитанными произведениями современной детской литературы: рисунки, составление диафильмов, словесные картины, проба пера в рамках данного жанра [12, с. 34].

Творческая деятельность учащихся является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. При этом используются различные формы интерпретации художественного произведения: «Аля, Кляксич и буква «А», «Мы играли в хохотушки», «Живая буква (в сокращении)», «Про медведя», «Разговор с пчелой», «Кто как кричит?», «Чудо», «РРРЫ!», «Привет», «Лучший друг», «Кто первый?», «Совет», «Моя родня», «Никого не обижай», «Десять птичек- стайка», «Страшный рассказ», «Два пирожных», «Цветок на земле», «Еще мама», «Проговорился», «Бабье лето», «Сентябрь», «Родине» [6].

Приведем в качестве примера фрагмент урока по литературному чтению.

Тема урока: Знакомство детей с поэзией XX века. Л.Чарская «Зима»

Цель: развитие у учащихся поэтического вкуса и образного мышления в работе над произведением.

3. Первичное чтение стихотворения.

4. Вторичное чтение.

5. Вторичное чтение с анализом: давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться в прекрасный мир природы. На поэтических листочках мы с вами будем составлять две колонки:

1.какой поэтесса увидела зиму

2.какие средства выразительности она использовала

1-я строфа. 1-3 строки: к кому обращается автор в первых строках стихотворения? Можно ли сразу догадаться, о чём пойдёт речь дальше? Почему? Как вы думаете, для чего Лидия Алексеевна начинает стихотворение с загадки? Кого напоминает зима в этом отрывке? (живое существо) Прочитайте, какие слова помогают оживить её. Как называется такой литературный приём? (олицетворение). В какое время героиня совершает прогулку? Почему поэт использует именно слово «поступью», а не «походка»? (поступь – народное).

2 строфа. 4-9 строки: что автор называет кудрями? Почему они золотые? Что за блёстки? Серебро? Какие ещё краски использованы в той строфе? Что они описывают? Какой здесь показана зима? Какие лит. приёмы использовала Л. Чарская? (красивая, сравнение, олицетворение, метафоры).

3 строфа. 10-16строки: что говорится о зиме в этой части? Что в природе может ассоциироваться с рукавичкой? Какое слово говорит о быстроте действий? Вспомните свои наблюдения за природой. Когда мы друг неожиданно замечаем появление снега? О каком новом взмахе говорит автор? Прочитайте. Как сказано о речке? Какой это приём? Что ещё в природе изменила зима? О каких узорах идёт речь? Какой здесь показана зима? (волшебница). Вспомните русскую народную сказку, в которой главная героиня также взмахом руки, сделала и озеро и лебедей в нём («Царевна-лягушка»). О чём этот факт говорит? На что мы должны обратить внимание, расставляя паузы? А логическое ударение? Попробуйте прочитать выразительно.

4 строфа. 17-22 строки. Сравните 1 и 4 часть стихотворения: в чём их сходство? Непохожесть? Почему поступь зимы небрежна? Как названа зима? (чародейка). Укажите паузы. Какие словосочетания выделим голосом? В каком темпе следует читать строчки этой строфы? Почему? Попробуйте прочитать их выразительно (2 ученика).

6.Обобщающая беседа.

Посмотрите на первую колонку: Какая у Чарской получилась зима? Какие чувства и эмоции испытывала она, когда писала стихотворение? О чём она думала? Что можете сказать о настроении лирического героя? Какое название предложили бы вы?

Таким образом, использование выше сказанных заданий на уроках литературного чтения в начальных классах способствует созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, умеющей импровизировать и находить новые решения, успешной личностью. Чтобы продвигать детей в развитии, нужно отказаться от известных стереотипов работы на уроках литературного чтения и направить ее так, чтобы ученики воспринимали и ценили художественное слово так, как незаменимо над глубоким содержанием надо думать.

 

Литература:

  1.                       Гусев Д.А. Декоративно-прикладное творчество как форма проявления общенациональной идентичности России // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (4). С. 102-103.
  2.                       Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  3.                       Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  4.                       Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения младших школьников // Начальная школа. 2009. №10. С. 234-238.
  5.                       Климанова Л.Ф. Развитие воображения младших школьников на уроках литературы.- М., 2001.- 67 с.
  6.                       Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г, Виноградская Л.А. Литературное чтение.Учеб. для 1- 4 классов начальной школы. - М.: Просвещение, 2013.
  7.                       Комский Д.М. Основы теории творчества. - Е., 2009.- 119 с.
  8.                       Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Мир, 2007.- 376 с.
  9.                       . Куриленко Л.В. Взаимосвязь уроков чтения как важнейшее условие гармоничного развития учебно-познавательной деятельности первоклассников // Начальная школа. - 2008. №4. С.32-38.
  10.                   Ладыжская Т.А. Развитие воображения младших школьников.- М.,1998.- 59 с.
  11.                   Львов М.Г. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа.2009. №1. С.25-27.
  12.                   Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2010. № 10. С. 34-36.

 

Основные термины (генерируются автоматически): уроках литературного чтения, младших школьников, воображения младших школьников, Развитие воображения младших, современной детской литературы, Похожая статья, творческих способностей, Начальная школа, уроки литературного чтения, творческого воображения, способностей младших школьников, культуры младших школьников, Уроки литературного чтения, воспитания младших школьников, литературному чтению, фрагмент урока, Робинзон Крузо, творческого воображения младших, Вторичное чтение, интересов младших школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос