С переходом Российской Федерации к рыночной экономике связано появление правового института несостоятельности (банкротства). Правовую основу данного вопроса составляет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» [5]. Данный закон не раскрывает понятие «процедур» банкротства или «процедур, применяемых в деле о банкротстве», и содержит лишь их перечень (ст. 27 Закона о (банкротстве). Так, при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
− наблюдение;
− финансовое оздоровление;
− внешнее управление;
− конкурсное производство;
− мировое соглашение.
При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение (ст. 27 Закона о банкротстве).
В юридической литературе высказывались различные точки зрения относительно правовой природы процедур банкротства. По мнению О. А. Студенцовой, под процедурой банкротства «понимается совокупность действий суда, уполномоченных органов и лиц, кредиторов, должника, третьих лиц, осуществляемых в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве), направленных на финансовое оздоровление организации-должника, заключение им мирового соглашения, либо при объективной невозможности таковых действий — соразмерное удовлетворение требований кредиторов и его ликвидацию» [4].
С точки зрения П. Ф. Попондуполо Закон о банкротстве употребляет термин «процедуры банкротства» условно, так как процедурой банкротства в точном смысле слова является лишь конкурсное производство, которое применяется к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры не являются в точном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику, еще не признанному банкротом (например, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), либо реализуются за пределами производства по делу о банкротстве (например, мировое соглашение) [2].
Каждая из процедур имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Цели процедур достигаются арбитражными управляющими (временным управляющим, административным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим, финансовым управляющим) под контролем кредиторов и суда, рассматривающего дело о банкротстве.
Процедуры банкротства можно разделять на реабилитационные, то есть направленные на восстановление платежеспособности должника (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение), и на ликвидационные, направленные на ликвидацию должника (конкурсное производство) [1].
Упрощенные процедуры банкротства отдельно раскрываются в Главе XI указанного закона и применяются в отношении:
а) ликвидируемых должников — юридических лиц,
б) отсутствующих должников — физических или юридических лиц,
в) специализированных обществ — эмитентов облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества,
г) ипотечных агентов (хозяйственных обществ) — эмитентов облигаций с ипотечным покрытием (гл. XI Закона о банкротстве).
Упрощенные процедуры банкротства применяются к субъектам, имеющим специфическое правовое положение — их участие в гражданском обороте не предполагается. Целью данных процедур является скорейшая ликвидация юридического лица либо признания банкротом гражданина — должника и удовлетворение требований кредиторов без возможности применения реабилитационных процедур, что предполагает переход к конкурсному производству.
Основной особенностью упрощенных процедур банкротства является то, что в отношении должника будет введено конкурсное производство. Процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, реструктуризации долгов здесь не применяются.
Кроме того, упрощенные процедуры банкротства характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства, так как применяются в условиях особой хозяйственной ситуации. Это объясняется тем, что субъект — должник фактически не осуществляет предпринимательскую или иную экономическую деятельность, приносящую прибыль (доход). Поэтому в экономических интересах ликвидировать данный субъект в наикратчайшие сроки.
Правила о банкротстве в порядке упрощенных процедур являются специальными по отношению к общим процедурам. То есть, ряд норм об общих процедурах не применяется в случае банкротства, например, отсутствующего должника. Так, Пленум ВАС разъяснил: при принятии заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о банкротстве отсутствующего должника правила пунктов 2 и 3 статьи 6, пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 41 Закона не применяются [3].
Стоит отметить, что регламентация процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника, специализированного общества и ипотечного агента объединены в одну главу закона практически произвольно, так как взаимного применения правовых норм действующий Закон о несостоятельности (банкротстве) не предусматривает.
В заключение стоит отметить, что, несмотря на выбранную законодателем формулировку «упрощенные» процедуры, каждые конкретные виды данных процедур имеют свои особенности и сложности, являются трудоемкими и требующими грамотного правового подхода к их реализации.
Литература:
- Андреев С. Е. Соотношение реабилитационных и ликвидационных аспектов правоотношений в сфере банкротства: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 73
- Попондуполо В. Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов («Предпринимательское право», 2006, N 2) // СПС «Консультант Плюс»
- Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)" // «Хозяйство и право», N 2, 2005
- Студенцова О. А. Правовое регулирование процедур банкротства по законодательству России и США: сравнительный анализ: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)" // CЗ РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190