Юридическая ответственность учитывается в ряде философских нормативных документах, характеризующих экологическую политику Российской Федерации. Использование этой ответственности объединено с особенностью системы экологических национальных и международных правоотношений. К ней имеют отношение: их публично-частный, социальный характер; пересечение с гражданско-правовыми, административными, другими экологизированными отношениями; нацеливание на моделирование и долговременное планирование; множество фикций. Специфики ответственности обоснованы: объективными причинами — противоборством экономики и экологии; влиянием природных условий; нормированием хозяйственной деятельности; субъективными причинами — попытками устранения избыточных поводов для использования; потребностью предвидения антропогенового влияния на природу; постижением соответствия экологических прав, обязанностей физических и юридических лиц, ответственности государства. Обосновываются: уточнение дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения; возобновление в законодательстве муниципального контроля, влекущего классические виды ответственности.
Ключевые слова: ответственность, меры ответственности, возмещение вреда, злоупотребление правом, окружающая среда, вред.
Legal liability is provided for in a number of conceptual normative documents defining the environmental policy of the Russian Federation. Application of this responsibility is connected with specificity of system of ecological national and international legal relations to which concern: their public-private, social character; intersection with civil-legal, administrative, other ecologized relations; orientation on forecasting and long-term planning; abundance of fictions. Features of responsibility are caused by: objective reasons-opposition of economy and ecology; influence of natural conditions; rationing of economic activity; subjective reasons-attempts of elimination of excess reasons for application; necessity of a foresight of anthropogenous influence on the nature; understanding of a ratio of the ecological rights, duties of physical and legal persons, responsibility of the state. Substantiate: clarification of disciplinary responsibility for land offenses; restoration in the legislation of municipal control, entailing traditional types of responsibility.
Keywords: responsibility, measures of liability, redress, abuse of law, environment, harm.
Повышенное внимание российского общества к состоянию и охране окружающей природной среды обусловливает изменение отношения к особенностям юридической ответственности в увязке со всей системой экологических правоотношений, где заключительному этапу функционирования правового механизма придается в настоящее время решающее значение, исходя из концептуальных положений общей теории права и государства [1; С.53]. Ответственность многонационального народа Российской Федерации за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями предусматривается в преамбуле Конституции РФ, упоминается ответственность и в ч. 2 ее ст. 54. Немало эколого-правовых исследований посвящено ответственности в сфере охраны окружающей среды — ее роли как фактора обеспечения экологического правопорядка, элемента экологической культуры. Обращается внимание на недостаточное применение ответственности, связанное с латентностью экологических правонарушений, доходящей, по мнению ряда исследователей, до 80 %. В условиях нарастающих глобальных вызовов XXI в. значимость различных видов юридической ответственности возрастает, поскольку она становится серьезным фактором, определяющим состояние окружающей среды в масштабе как регионов, стран, так и континентов, имея многоаспектный характер [5; С. 106].
Ответственность в области охраны окружающей среды занимает весомое место в формировании, а главное — в реализации разработанных в соответствии с п. «е«ст. 71 Конституции РФ Основах государственной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на срок до 2030 г., утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г. В частности, в подп. «е«, «ж«и «н«п. 8 Основ учитываются ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за гарантирование благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпция экологической опасности планируемой экономической, иной деятельности и ответственность за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды. Из числа механизмов улучшения нормативно-правового обеспечивания охраны окружающей среды, экологической безопасности Основами называются ужесточение ответственности за правонарушение законодательства об охране окружающей среды и гарантирование неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения (подп. «г«п. 11 Основ).
Гражданско-правовая ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ играет и должна продолжать играть важнейшую роль в обеспечении стабильности имущественных отношений, защите их добросовестных участников. В интересах большинства россиян диспозитивность гражданских сторон регулирования экологических правоотношений и соответствующей им ответственности должна совмещаться с императивностью норм, регулирующих устойчивость; предсказуемость владения, пользования и распоряжения природными объектами в соответствии с принципами законности, нравственности, справедливости должна повышаться, поскольку значительная часть земельных, лесных участков, прудов, обводненных карьеров включены в качестве своеобразных вещей в гражданский оборот с учетом публичных интересов. Четкое и обоснованное действие норм ст. ст. 129, 209 ГК РФ, ст. 3 ЗК РФ, ст. 3 ЛК РФ, ст. 4 ВК РФ остается основополагающим в экологических правоотношениях в связи с признанием равноправных частной, государственной и муниципальной форм собственности, но владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно лишь постольку, поскольку это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц [3; С. 198].
За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. В случае, если нарушившее законодательство, лицо не привлечено к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности, это не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Соответственно, привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред [4; С. 36].
С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и НКО, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления. Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной, а также иной деятельности.
В ряде научных работ предполагается принятие наряду с традиционными еще одного вида юридической ответственности — эколого-правовой (некоторое основание для этого дает ст. 42 Конституции об экологических правонарушениях). К такой ответственности возможно отнести: лишение права охоты, рыбной ловли, пользования земельным, лесным участком, водным объектом, лишение соответствующего вида лицензии на право природопользования, предусмотренные в ч. ч. 2 и 3 ст. 34, ст. 80 и др. Закона «Об охране окружающей среды» ограничение, приостановление или прекращение деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих ее с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Причинами этих суждений является в том числе намерение повысить уровень и аргументировать независимость экологического права и надлежащего, свойственного ему одному вида ответственности, отделить их от других отраслей права, законодательства и видов ответственности, аргументировать, таким образом, новую автономную отрасль российского права и законодательства [2; С. 25].
Если и была таковая нуждаемость в таком аргументе на первых этапах развития экологического права много лет назад, в сейчас экологическое право является комплексной (интегрированной) своеобразной самостоятельной, полноправной отраслью российского права и законодательства, а многочисленными юристами — и суперотраслью, имеющей свои предмет, методы, подотрасли, институты, субинституты, категории, объединенные в систему, не нуждающейся в настоящее время в искусственных подпорках и доказательствах типа независимого вида юридической ответственности. Обозначенные выше своеобразные формы санкций, представляемые для выражения самостоятельной эколого-правовой ответственности, охватываются в основной массе административной формой юридической ответственности, которая предусмотрена в КоАП РФ, Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ «О недрах», Федеральных законах «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха» и в других федеральных и региональных законах.
Литература:
- Актуальные проблемы современного международного экологического права. М., 2016. С.53
- Боголюбов С. А. Правовое воздействие на конкуренцию экономики и экологии // Право и экономическая деятельность: Монография. М., 2015. С. 25
- Жариков Ю. Г. Юридическая ответственность за экологические правонарушения // Институты экологического права. М., 2010. С. 98
- Кашепов В. П. Ответственность за использование и охрану лесов // Аграрное и земельное право. 2012. N 3. С.36
- Правовое регулирование возмещения экологического вреда: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Н. В. Кичигин. М., 2017. С 106