Анализ налогового режима для самозанятых граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Коротун, В. Ю. Анализ налогового режима для самозанятых граждан / В. Ю. Коротун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63427/ (дата обращения: 18.11.2024).



Граждане, не уплачивающие налоги, не являются редким явлением в России, а их количество насчитывает миллионы. Одновременно при стремительном развитии рынка увеличивается число самозанятых лиц. Так как в большинстве своем данная группа граждан предпочитает не подтверждать свой статус путем регистрации в налоговых органах, налогом доходы от данной деятельности не облагаются, что значительно ограничивает бюджеты в материальных ресурсах. В связи с этим в 2019 году в некоторых пилотных регионах Российской Федерации (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан) вводится в тестовом режиме налог на профессиональный доход или, иными словами, налог «на самозанятых».

В соответствии с ФЗ № 422 от 27.10.2018 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской области и Калужской областях, а также в Республике Татарстан» период такого режима составит 10 лет. Самым интересующим вопросом для большинства населения является «Кто же подпадает под данный налоговый режим?». Участниками эксперимента являются граждане, которые получают доход от своей деятельности и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Эти правила будут распространять свое действие только на доход, который не превышает 2,4 млн. руб. в год. Налоговая ставка дифференцируется: для физических лиц — 4 %, а для предпринимателей и юридических лиц — 6 %. За нарушение срока и порядка уплаты налога на профессиональный доход предусмотрена санкция в форме штрафа в размере 20 % от суммы такого расчета [1].

Правительство РФ не первый раз пыталось вывести граждан из неформального сектора экономики, т. к. еще в 2017 году в налоговом законодательстве РФ появился термин «самозанятый». Но за период его существования в таком статусе было зарегистрировано около 2 тыс. человек, по словам министра финансов Антона Силуанова. Еще одной попыткой вывести самозанятых граждан «из тени» стали налоговые каникулы, которые были введены в России на период 2017–2018 годы, но для того, чтобы воспользоваться данным правом, самозанятым необходимо было встать на учет в налоговом органе [2].

Стоит отметить, что самозанятым предлагается неплохая альтернатива: не платить НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход, НДС (кроме «ввозного»), а также страховые взносы. Как справедливо отмечает руководитель ФНС России М. В. Мишустин, новый налоговый режим не является новым обременением для граждан, а представляет собой льготу, т. к. платить НДФЛ в размере 13 % — прямая конституционная обязанность граждан РФ [3].

Еще одним из преимуществ вышеуказанного налога является то, что в соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ он подлежит зачислению в региональный бюджет, что будет являться дополнительным источником финансирования развития социально-экономической сферы в субъекте РФ. Данный факт имеет прямое отношение и к проживающим на соответствующей территории жителям, т. к. они сами каждый день пользуются предоставленными государством благами.

Но имеются и некоторые недоработки в сфере самозанятости. Например то, что на сегодняшний день отсутствуют нормы, которые бы защищали от нарушений прав самозанятых лиц. В связи с этим многие граждане предпочитают не рисковать и не выходить «из тени».

Также люди в большинстве своем не имеют полной уверенности в своей бизнес-идее и что она привлечет активное внимание потребителей, а также в том, что их вложения и затраты окупятся. В таком случае можно было бы обеспечить определенный период времени таким категориям лиц для адаптации на рынке, который может меняться в зависимости от запланированного вида и сферы деятельности.

Федеральный закон № 422 [4], как уже упоминалось ранее, предусматривает штрафные санкции за несвоевременное представление сведений о расчетах за соответствующую осуществляемую деятельность в размере 20 % от суммы расчета, а если такая ситуация будет выявлена повторно, то тогда уже 100 %. Но Президентом РФ было поддержано предложение М. В. Мишустина, суть которого состоит в том, чтобы на определенное время воздержаться от таких мер воздействия, с целью анализа и изучения того, как это условие будет применяться самозанятыми, и в будущем разрешить обнаруженные недостатки.

Данное предложение, с одной стороны, можно рассматривать как некую льготу, которая должна обеспечить планомерный переход к новому налоговому режиму, а, с другой стороны, такое действие не освобождает самозанятых от уплаты самого налога, появление которого многими оценивается как необъективное.

Установление фиксированной минимальной суммы, с которой будет связываться взимание налога, является также одним из способов устранения противоречий нового налогового режима. Так, самозанятые, например, женщины в декрете, которые подрабатывают, занимаясь своим хобби не будут лишаться мотивации больше развиваться в данной сфере через обязанность отчисления процентов со своего и так невысокого дохода.

Система, которая позволяла бы отслеживать, на что расходуются денежные средства с налога на профессиональный доход, а также указание его целевого назначения, также явились бы мощными мотивационными факторами для самозанятых.

Подводя итог, можно отметить, что ФЗ от 27.11.2018 N422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан» все-таки нуждается в некоторых доработках, которые способствовали бы повышению мотивации у граждан встать на учет в налоговые органы и своевременно и добросовестно выплачивать налог.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 22.10.2019);
  2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 23.10.2019)
  3. Российский Инвестиционный Форум — Сочи 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20190214/1550843632.html (Дата обращения 23.10.2019)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации 31 июля 1998 года N 146-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 23.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный доход, налоговый режим, Калужская область, Москва, налог, Татарстан, Московская область, Россия, специальный налоговый режим, федеральное значение.


Задать вопрос