Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая система налогов и сборов. Согласно п.1 ст.12 НК РФ налоги и сборы могут быть федеральными, региональными и местными.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает кроме основной системы налогообложения, пять специальных налоговых режимов. К спецрежимам относятся:
– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН);
– упрощенная система налогообложения (УСН);
– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП);
– патентная система налогообложения (ПСН).
С 1 января 2019 года в тестовом режиме в нескольких регионах введен новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан — налог на профессиональный доход. В эксперименте участвуют следующие регионы: Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан.
К самозанятым относятся физические лица, которые систематически получают доход от оказания услуг или выполнения работ преимущественно для других физических лиц. При этом они не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и осуществляют деятельность самостоятельно, без привлечения других лиц. Самыми яркими примерами самозанятых граждан являются фотографы, ведущие праздников, репетиторы. Кроме того, закон позволяет применять новый спецрежим и для действующих ИП, главное уведомить налоговую и написать заявление об отказе от других налоговых режимов.
Плательщики налога на профессиональный доход освобождаются от уплаты некоторых других налогов, т. е.:
– Физлица: от НДФЛ, в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход;
– ИП, применяющие специальный налоговый режим: от НДС.
У налога на профессиональный доход есть ряд преимуществ по сравнению с другим спецрежимами:
– нет обязанности платить страховые взносы;
– нет минимальных платежей в случае отсутствия дохода;
– не предусмотрена отчетность;
– нет необходимости покупать учетную систему, достаточно зарегистрироваться в бесплатном приложении «Мой налог»;
– не надо применять кассовый аппарат;
– есть возможность получить налоговый вычет до 10 000 рублей в год.
Но есть и ряд недостатков:
– период работы в качестве самозанятого на специальном налоговом режиме не учитывается как трудовой стаж и не повлияет на назначение пенсии;
– для ИП, применяющих ЕНВД или патентную систему налогообложения в большинстве случаев платить налог на профессиональный доход будет невыгодно;
– нет возможности учесть расходы;
– сумма доходов за год не должна превышать 2,4 млн руб.
Налоговый период для расчета налога на профессиональный доход — месяц, т. е. по итогу каждого месяца нужно определить сумму налога и перечислить ее в бюджет. Расчет происходит автоматически в приложении «Мой налог». Налогоплательщик с помощью приложения формирует чек по каждой оказанной услуге или проданному товару и до 12 числа следующего месяца, получает сумму налога к уплате. Перечислить налог необходимо до 25 числа.
Что же касается ставки для расчета налога, то она зависит от того, кому налогоплательщик оказывает услуги или продает товар. Если доход получен от реализации товаров или услуг физлицам, то платеж составит 4 %, если же от ИП или юрлиц — 6 %.
Стоит отметить, что граждане, которые встали на учет как самозанятые в 2018 году и осуществляют один из льготных видов деятельности, освобождены от уплаты налога и в 2019 году, при этом место их жительства значения не имеет. К льготным видам деятельности относятся:
− присмотр и уход за детьми, больными лицами, пенсионерами старше 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
– репетиторство;
– уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.
По данным экспертов доля самозанятых граждан в 2016-2017 годах составляет 10-20 % от общего числа занятых и по примерным подсчетам государство теряет несколько сотен млрд. рублей ежегодно. Все выплаты, полученные от плательщиков налога на профессиональных доход, будут поступать в Фонд обязательного медицинского страхования в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Региональные власти смогут распределить их и направить часть доходов в муниципалитеты. В федеральный бюджет этот налог поступать не будет.
Новость о вступлении в силу нового закона и эксперты, и предприниматели восприняли неоднозначно. На мой взгляд, эксперимент может принести как положительные результаты, так и отрицательные для всех сторон.
Для государства проведение эксперимента может привести к следующим положительным изменениям:
– увеличатся налоговые поступления в бюджет за счет платежей от самозанятых;
– снизится процент теневого бизнеса.
Однако, возможно, что процент самозанятых, вставших на учет будет ниже процента предпринимателей, которые перешли на новый спецрежим с УСН, ЕНВД или ПСН, что приведет к тому, что размер поступлений в бюджет в сумме не изменится или снизится.
Что касается предпринимателей, то для них с ведением нового закона появилась возможность снизить налоговую нагрузку, но стоит учитывать и последствия, например:
– снижение размера пенсии из-за отказа от уплаты взносов;
– потеря клиентов — организаций, так как компаниям невыгодно работать с самозанятыми.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Контур.Норматив [Электронный ресурс]
- Закон РФ от 19.04.91 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Контур.Норматив [Электронный ресурс]
- Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // Контур.Норматив [Электронный ресурс]
- Нечеухина Н. С. Современные подходы к определению понятия налоговой нагрузки / Н. С. Нечеухина, Е. С. Куликова // Экономика и право: история, современность, перспективы развития: сб. науч. тр. — Екатеринбург, 2010. — Вып. 5. — С. 229-233.