Налоговые льготы как средство стимулирования малого предпринимательства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лещина, Э. Л. Налоговые льготы как средство стимулирования малого предпринимательства / Э. Л. Лещина, К. В. Владимирова, А. Б. Галкина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13471/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основная проблема большинства владельцев малого бизнеса — это ограниченный бюджет, который не позволяет развиваться в полную меру и вынуждает постоянно экономить (например, на продвижении, на персонале и т. д.). Но есть некоторые льготы, на которые малый бизнес вправе претендовать и которые могут сильно помочь на первых этапах развития.

Льготы для малого бизнеса — это предоставляемые государством преимущества для определённых категорий предпринимателей, которые ставят их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. При льготном режиме деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса поступление в бюджет налогов и взносов снижается, но зато решаются другие вопросы государственной значимости:

– обеспечивается самозанятость и дальнейшее пенсионное обеспечение предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);

– создаются новые рабочие места и снимается с государства бремя по содержанию безработных;

– снижается социальная напряженность в обществе за счет роста благосостояния населения;

– развиваются новые виды деятельности и организуются небольшие инновационные производства, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 20 миллионов человек трудоспособного возраста, официально нигде не трудоустроенных и не стоящих на налоговом учете, как предприниматели. В связи с этим существует заинтересованность государства вывести эту категорию лиц из тени, для того что бы данные граждане взяли на себя вопросы по самообеспечению. Данную заинтересованность государства можно осуществить посредством малого бизнеса. Чтобы ведение легального бизнеса было проще, удобнее и выгоднее, поможет:

– максимальное уменьшение налоговой нагрузки для данной категории налогоплательщиков;

– снижение административных барьеров при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;

– упрощение отчетности малого бизнеса перед органами государственной власти;

– смягчение административного и налогового контроля и уменьшение размера штрафных санкций за нарушение законодательства;

– предоставление особых условий субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем рассмотреть какие льготы малому бизнесу в 2017 году предоставляет государство, необходимо разобраться, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2017 году.

Закон от 24.07.07 № 209-ФЗ выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

– индивидуальные предприниматели;

– крестьянские (фермерские) хозяйства;

– хозяйственные общества;

– хозяйственные партнерства;

– производственные кооперативы;

– сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу [1].

Доходы субъектов малого предпринимательства строго регламентированы и не должны превышать лимитов, указанных в Постановлении Правительства от 04.04.2016 № 265. В 2017 году необходимо рассчитать не только прибыль от продаж, но и все доходы по налоговому учету, и только после этого вы сможете понять относиться ли ваша компания к категории малого бизнеса.

Чтобы компания считалась малой необходимо:

  1. иметь доходы менее 800 млн.руб. в год;
  2. общая численность персонала не должна превышать 100 человек [2].

Наиболее важное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса заключается в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмену необходимо перечислять в бюджет. В Российской Федерации существует четыре специальных системы налогообложения. Они предусматривают низкие налоговые ставки, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН (Упрощенная система налогообложения) — численность работников в 2017 году — не более 100 человек, а лимит годовой выручки — не более 150 млн. руб.,.
  2. ЕНВД (Единый налог на вмененный налог) — количество работников не должно превышать 100 человек, при этом лимит годовой выручки не установлен.
  3. ПСН (Патентная система налогообложения) — данный режим предусмотрен только для индивидуальных предпринимателей, а разрешенное количество работников не должно превышать 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте — 60 млн рублей.
  4. ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) — лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 % от всего дохода. Количество работников для рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей имеет ограничение — не более 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН доходы и ЕНВД — это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя [3].

С 2016 года региональные власти могут устанавливать на своей территории налоговые льготы для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Данное право пополнило перечень налоговых льгот для малого бизнеса. Так появилась возможность снизить налоговую ставку по ЕНВД с 15 % до 7,5 %, а на УСН — с 6 % до 1 %. Таким образом, регионы создают на своей территории так называемые налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. В данном случае государству от предпринимателей, которые зарегистрировались в данных регионах требуется только создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Необходимо отметить, что в период с 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (но максимум не более двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, которые предполагаю нулевую налоговую ставку. Для этого необходимо будет соответствовать ряду существенных условий:

– быть впервые зарегистрированным в статусе индивидуального предпринимателя после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;

– выбрать налоговый режим ПСН или УСН;

– осуществлять деятельность, которая указана в региональном законе о налоговых каникулах.

Также для стимулирования малого предпринимательства в Российской Федерации был издан Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.12.2014 N 477-ФЗ, также называемый «Закон о налоговых каникулах». Данный закон предусматривает «налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанного закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах» [4].

Но, несмотря на то, что данный закон был принят в отношении всей территории Российской Федерации, региональные власти государства имеют свои полномочия в фискальной сфере, поэтому именно они принимают решение, вводить или нет каникулы на территорию своих владений. Закон был принят на государственном уровне, но он только позволяет вводить списание выплат, решение о целесообразности применения каникул принимается на региональном уровне. Это связано с тем, что некоторые территориальные области физически не могут позволить себе ввести в действие данный закон, так как они по своей природе оказываются очень сильно зависимыми от налогов с предпринимательской деятельности, которые составляют большую часть местного бюджета.

Ещё один недостаток данного закона — это освобождение от уплаты налогов индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно в производственной, социальной и (или) научной сферах.

С предложением подобного законопроекта в 2015 году выступил депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Единой России» Сергей Шатуновский, но данный законопроект не был принят. Он предлагал распространить льготу только на тех бизнесменов, возраст которых не достиг 30 лет. Еще одно ограничение — предприниматель должен начинать дело в социальной или научной сферах. Так же было выдвинуто предложение предоставить налоговые каникулы не только тем, кто открылся впервые, но и тем, кто «работал и выжил».

Данный законопроект встретил большое количество негативной критики, которая была связана с возрастной дискриминацией.

Во-первых, это однозначно противоречит нормам Конституции Российской Федерации.

Во-вторых, некоторые предприниматели, впервые начинают свой бизнес и в 35, и в 40 лет, и они точно также, как и более молодые коммерсанты, имеют свои надежды, а реальный опыт у них отсутствует.

Все инициативы государства облегчить путь гражданина в бизнес связаны с оттоком предпринимателей, который произошел в 2013 году, когда правительство решило в разы поднять размер страховых взносов и ИП начали массово закрываться.

В настоящее время, именно предпринимательство направлено на создание новых рабочих мест и влечёт увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому важно продвигать предпринимательскую культуру, как среди малого, так и среди среднего предпринимательства.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что налоговые льготы малому бизнесу в 2017 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 19.11.2017).
  2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 21.11.2017).
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.11.2017).
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.12.2014 N 477-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172963/ (дата обращения: 25.11.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Российская Федерация, малое предпринимательство, предприниматель, годовая выручка, льгота, научная сфера, налоговая ставка, налоговый учет, предпринимательская деятельность.