Преступления экстремистской направленности: понятие, ответственность, профилактика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.10.2019

Статья просмотрена: 4051 раз

Библиографическое описание:

Ахильгов, А. М. Преступления экстремистской направленности: понятие, ответственность, профилактика / А. М. Ахильгов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63349/ (дата обращения: 22.12.2024).



На сегодняшний день в Российской Федерации одной из важнейших задач является обеспечение безопасности абсолютно всех субъектов общественных отношений, от граждан до государства. В данном случае под обеспечением безопасности понимается охрана и защита прав, свобод и интересов, как отдельных субъектов, так и всего общества в целом. И одной из главных угроз безопасности и благоприятному развитию в государстве и обществе является экстремизм, во всех его видах и проявлениях.

В первую очередь, перед тем как охарактеризовать систему преступлений экстремистской направленности, необходимо кратко отметить, что на сегодняшний день понимается под экстремизмом. Несомненно, что экстремизм — это сложный социальный феномен и согласно утвержденной Президентом Российской Федерации «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», выступает «одной из наиболее сложных проблем современного российского общества» [4].

В отечественно правовой науке существует множество различных подходов к пониманию экстремизма и при этом они принципиально отличаются между собой [12, с. 127]. В федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [3],вст. 1также отсутствуют легальное понятие экстремизма, и регламентируется только система деяний, являющиеся элементами экстремистской деятельности.

Наиболее правильным в данном случае будет определение, указанное в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. [1], подписанной и ратифицированной Российской Федерацией. В данном случае под экстремизмом понимается какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация незаконных вооруженных формирований или участие в них.

Несомненно, что вышеуказанное определение не может отражать весь спектр признаков и особенностей экстремизма, выработанной уголовно-правовой доктриной, однако оно уже закладывает определенный фундамент к пониманию экстремизма, как явления. Отсутствие законодательного и единого научного подхода к понятию экстремизма, на наш взгляд, приводит к проблемам в определении критериев деяний, которые могут быть экстремистскими и криминализации и декриминализации конкретных действий. Поэтому, на наш взгляд, необходима разработка законодательного определения «экстремизма» и внесение соответствующих изменений в Уголовный закон и ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Категория «преступления экстремистской направленности», в отличие от категорий «экстремизм» и «экстремистская деятельность», законодательно закреплена в примечании 2 ст. 282.1 Уголовного Кодекса РФ [2]. Под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Исходя их легального определения, круг конкретных деяний экстремисткой направленности является неограниченным, так как, в сущности, к ним могут быть отнесены любые преступления, совершенные по указанным выше мотивам.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» уточняет, что «к числу преступлений экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ, пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «б» части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание» [7]. На наш взгляд, определение, установленное в постановление Пленума ВС РФ № 11 более корректное, так как указывает на определенные преступления с конкретными мотивами и на преступления с указанными мотивами в форме отягчающих обстоятельств.

На практике для эффективности борьбы с экстремизмом Генеральная прокуратура РФ и Министерство внутренних дел РФ каждый год разрабатывает специальное указание, где указаны перечни статей УК РФ для дальнейшего использования в статистической отчетности [6]. И в данном указании, четко определяются деяния, которые рассматриваются правоохранительными органами в качестве преступлений экстремисткой направленности. Поэтому на практике, как правило, с квалификацией деяний, попадающих под преступление экстремисткой направленности, проблем не возникает.

Ответственность за преступления экстремистской направленности назначается в соответствии с санкцией уголовно-правовой нормы по конкретному преступному деянию экстремисткой направленности.

Исходя из определения данной категории преступлений, единым элементом состава преступлений экстремисткой направленности является мотив, в свою очередь являющийся элементом субъективной стороны преступления. Поэтому при квалификации преступлений экстремисткой направленности в первую очередь необходимо определить мотив злоумышленника, и если он направлен на разжигание вражды или ненависти, то деяние следует считать экстремистским.

Также рядом исследователей отмечается, что уголовная ответственность за данную группу преступлений несет субъект, посягающий на единый непосредственный объект — основы конституционного строя, обеспечивающие целостность и безопасность многонационального (ст. 3 Конституции РФ), многокофессионального государства (ст.13 Конституции РФ) [13, с. 108; 10, с. 6].

А. О. Безроков считает, что преступления экстремисткой направленности необходимо разделять на те, где основы конституционного строя является непосредственным объектом, и на деяния, где основы конституционного строя выступает в качестве дополнительного объекта [8, с. 64].

Действительно, исходя из понятия преступлений экстремистской направленности и разъяснений Верховного Суда РФ, можно сформулировать, что в ряде преступлений данной категории непосредственным объектом основы конституционного строя, а в некоторых деяниях основы конституционного строя выступает в качестве дополнительного объекта, а основным выступают иные объекты посягательства. Также в качестве дополнительного объекта экстремизм выступает в преступлениях, где мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды является отягчающим обстоятельством.

Например, при вандализме лицо посягает на общественный порядок и общественную нравственность, при этом, если он осуществляет это по мотивам ненависти или вражды ответственность наступает, в соответствии с ч. 2 ст. 114 УК РФ.

Таким образом, особенностями уголовной ответственности за преступления экстремисткой направленности выступают:

  1. Мотив, основанный на почве ненависти или вражды по расовым, политическим и т. п. признакам.
  2. Наличие единого объекта — основы конституционного строя. Данный объект может выступать, как и в качестве непосредственного, так и в качестве дополнительного.

Исходя из п. «г» ст. 4 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, профилактика преступлений экстремистской направленности является элементом более широкой категории «противодействие экстремизму».

Л. Ф. Болтенкова под профилактикой преступлений экстремисткой направленности рассматривает с двух подходов. Первый подход — широкий, заключается в предупреждении экстремизма как негативного явления. Второй подход — узкий, выражается в предупреждении конкретных проявлений экстремизма со стороны определённых лиц [9, с. 134].

На наш взгляд, профилактику преступлений экстремисткой направленности необходимо проводить, исходя из двух направлений — комплексного, противодействующего экстремизму и непосредственно предупреждения конкретных проявлений экстремизма.

Из ст. 5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» можно выявить, что в качестве одного из комплексных подходов будет выступать деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в пределах своей компетенции по осуществлению профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер направленных на предупреждение экстремистской деятельности. То есть одной из направлений деятельности указанных органов выступает деятельность по профилактике экстремизма, осуществление мер воспитательного, пропагандистского характера.

Исходя из ст. 17 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» можно выявить второй комплексный подход — международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом. То есть усиление контактов с иностранными государствами и международными организациями в целях противодействия экстремизму.

М. Р. Галиахметов и А. С. Порхун в качестве решений относят: повышение уровня жизни; социальная защита граждан со стороны государства; борьба с бедностью, что снимет экономическую составляющую экстремизма. Также путями профилактики могут быть «формирование эффективной системы информирования несовершеннолетних и молодежи в правовой сфере; принятие серьезных мер по ограничению негативного воздействия определенных средств массовой информации; выработка у молодежи положительного отношения к труду, обществу, государству, к своему здоровью. Необходимо пропагандировать как идеи патриотизма, любви к Родине, так и толерантность по отношению к другим религиям, культурам, менталитетам» [11, с. 116].

На наш взгляд, в качестве комплексных решений могут выступать следующие решения:

  1. Широкая пропаганда и информирование населения о негативных факторах и последствиях экстремизма. В данном случае разработка и включение в учебные дисциплины, в образовательных учреждениях специальных программ, например в рамках обществознания. Осуществление эффективной информационной политики, когда по телевизору, в сети «Интернет» и в иных информационных средствах будут размещаться специальные программы и передачи по вопросам экстремизма.
  2. Международное сотрудничество России с иностранными государствами и международными организациями в целях противодействия экстремизму.
  3. Социально-экономический путь, то есть повышение уровня жизни и социальной защиты граждан, борьба с бедностью и в целом повышение экономического уровня жизни, что позволит снять финансовую составляющую экстремистской деятельности.

В качестве специальных путей профилактики, непосредственно преступлений экстремисткой направленности выступают:

  1. Специальная пропаганда и информирование в определенных сферах — в школах, в профессиональных учебных заведениях и в иных организациях и учреждениях гуманитарного характера. Также в данном случае можно проводить данную деятельность в местах лишения свободы, особенно в воспитательных колониях.
  2. Проведение специальных мероприятий в правоохранительных органах — введение отдельных специализированных курсов, повышающих знания о противодействии преступлений экстремисткой направленности, иных видов профессионального обучения.
  3. Приведение в соответствие друг к другу нормативных правовых актов, методик, касающихся аспектов экстремизма в целом, так и в рамках преступлений экстремисткой направленности.

Например, в Приказе Генпрокуратуры России № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» можно найти отдельные аспекты по профилактике преступлений экстремисткой направленности — особый акцент в рамках прокурорского надзора за бюджетами государственных и муниципальных органов по программам противодействия экстремизму, акцент на мониторинг СМИ и сети «Интернет» [5].

Резюмируя, стоит отметить, что преступления экстремисткой направленности должны занимать особое место, как в науке уголовного права, так и практике противодействия им. Как было сказано выше, экстремизм, на сегодняшний день является одной из самых опасных угроз государственной и общественной безопасности. Также необходимы и дальнейшие теоретические разработки по всем проблемным вопросам, касающимся преступлений экстремисткой направленности и экстремизма в целом.

Литература:

  1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»
  4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) // Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения: 20.10.2019).
  5. Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 N 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» // Законность. — № 6. — 2018. — С. 59–63.
  6. Указание Генпрокуратуры России № 487/11, МВД России № 1 от 12.07.2019 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС «КонсультантПлюс»
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11(ред. от 20.09.2018) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС «КонсультантПлюс»
  8. Безроков А. О. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовой анализ и вопросы систематизации: дис.... канд. юрид. наук. Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования «Кубанский государственный аграрный университет», Краснодар, 2014.
  9. Болтенкова Л. Ф. Экстремизм: теория, законодательство, практика противодействия. — М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2014. — 194 с.
  10. Влезько Д. А., Салыкина Д. А. К вопросу об уголовной ответственности за преступления, связанные с экстремистской деятельностью // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2017. — № 132. — С. 1–13. — URL: http://ej.kubagro.ru/2017/08/pdf/10.pdf (дата обращения: 20.10.2019).
  11. Галиахметов М. Р., Порхун А. С. Предупреждение и профилактика преступлений экстремистской направленности // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2016. — Вып. 4. — С. 114–117.
  12. Петрянин А. В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис.... д-ра юрид. наук. МГЮА им. О. Е. Кутафина, Москва, 2014.
  13. Турышев А. А. Уголовно-правовая характеристика экстремизма // Научный портал МВД России. — 2010. — № 1. — С. 106–109.
Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская деятельность, экстремизм, конституционный строй, экстремистская направленность, направленность, преступление, профилактика преступлений, качество, Российская Федерация, УК РФ.


Задать вопрос