Преступность несовершеннолетних и молодежи: взаимная связь и различия
Автор: Спиридонов Михаил Сергеевич
Рубрика: 1. Теория государства и права
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2011)
Статья просмотрена: 15281 раз
Библиографическое описание:
Спиридонов, М. С. Преступность несовершеннолетних и молодежи: взаимная связь и различия / М. С. Спиридонов. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1053/ (дата обращения: 16.01.2025).
Основным критерием для выделения молодежной преступности из общей массы преступности служит молодежный возраст как особое психофизиологическое состояние человека и специфический период социального развития личности, который отличается от взрослого населения незавершенным процессом воспитания и образования, ограниченным политическим и социально-экономическим статусом. В этом отношении молодежь наиболее близко соприкасается с самым младшим возрастным поколением – несовершеннолетними, которые еще в большей степени рассматриваются в качестве самостоятельной социально-демографической группы.
Именно с учетом специфики личности людей младших возрастных поколений в криминологии сложилось мнение о том, что преступные проявления в среде несовершеннолетних и молодежи также обладают особыми чертами. Это определило вектор развития криминологических исследований в сторону выделения несовершеннолетних преступников и преступников молодежного возраста в отдельные группы с целью выявления содержания и основных характеристик преступности данных групп. При этом если преступность несовершеннолетних единодушно признается отечественными криминологами в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения, то единой позиции ученых относительно молодежной преступности в настоящее время не сложилось.
Придерживаясь точки зрения об особом характере преступных проявлений в молодежной среде и необходимости их самостоятельного криминологического анализа, автор считает, что познание сущности данного явления невозможно без определения общих точек соприкосновения между молодежной преступностью и преступностью несовершеннолетних, а также без установления наличия либо отсутствия взаимного влияния, которое оказывают друг на друга указанные виды преступности.
Основа взаимосвязи молодежной преступности и преступности несовершеннолетних проистекает из личностных особенностей преступников данных возрастных групп. Некоторые исследователи обоснованно считают, что психологические характеристики молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет очень схожи с характеристиками несовершеннолетних [1, с. 69]. Кроме того в современном российском обществе младшее возрастное поколение наименее защищено, причем это касается не только тех, кто младше 18 лет, но и «молодых взрослых». Исходя из того, что личности несовершеннолетнего преступника и преступника молодежного возраста имеют некоторые общие черты, можно говорить и о том, что характеристики совершаемых данными преступниками деяний также будут иметь определенные сходства.
Представляется возможным выделить следующие основные точки соприкосновения данных видов преступности. В первую очередь связующим элементом между несовершеннолетними и молодежью служит непрерывный процесс социализации личности. В соответствии с общепринятым в науке понятием социализации молодежный и подростковый возраст относятся к тем периодам жизни человека, в течении которых происходит формирование мыслительных способностей и быстрое развитие когнитивной сферы личности, а также расширение круга социальных связей и отношений и изменение роли и авторитета различных институтов социализации [2, с. 105]. Хотя личность продолжает усваивать ценности и нормы общества на протяжении всей своей жизни, но основные, базовые, процессы происходят именно до перехода человека в стадию зрелости. В этом отношении ни молодежь, ни подростков нельзя вполне считать сформировавшимися личностями.
По мнению некоторых авторов, применительно к несовершеннолетним нельзя говорить о полной включенности индивида в общественные процессы, о формировании активной, одобряемой обществом позиции личности, поскольку на данном этапе процесс социализации до конца не завершен [3, с. 19]. При этом одной из форм социализации выступает ресоциализация несовершеннолетних преступников, которая осуществляется специфическими средствами и методами. Соглашаясь с данным суждением, автор диссертации считает, что изложенные положения применимы, в том числе, к молодежи, особенно к младшей ее части. Характеристика личности молодых преступников, о чем будет сказано ниже, показывает, что по многим критериям молодежь не обладает признаками зрелости.
Во-вторых, связь между несовершеннолетними и молодежью проявляется в том, что обе эти группы занимают «низшее» (или начальное) положение в возрастной стратификации общества, образуя своеобразный фундамент для его дальнейшей эволюции. Этим определяется их значимость в любом социуме. Некоторые социологи называют такие возрастные слои поколениями и относят к первому поколению детей, подростков, юношей и молодежь[4, с. 258]. Близость возрастных границ несовершеннолетних и молодежи определяет схожие черты физиологической и психологической характеристики личности преступников данных групп. Особенно ярко это проявляется в группе подростков и молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.
В-третьих, преступность несовершеннолетних и преступность молодежи характеризуются взаимным проникновением. Это выражается в совершении некоторых видов преступлений смешанными по возрасту группами, включающими в свой состав подростков и молодых лиц. Также высокая криминальная активность несовершеннолетних оказывает влияние на рост преступных проявлений в среде молодежи. Здесь сказывается воспроизведение молодежью криминального опыта, полученного в несовершеннолетнем возрасте. Рост объема молодежной преступности напрямую связан с высокой латентностью преступности несовершеннолетних, которая обусловлена сложившейся практикой укрытия руководителями образовательных учреждений фактов преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, что порождает у подростков чувство безнаказанности и приводит к совершению повторных преступлений [5, с. 40-42].
Не стоит забывать и об обратном влиянии молодежной преступности на развитие криминальных тенденций в среде несовершеннолетних. Это обусловлено тем, что молодой преступник по своему возрасту близок к несовершеннолетним и поэтому психологически он им интересен, они стремятся ему подражать [6].
Преступность несовершеннолетних и молодежи выступают как самостоятельные части такого явления как преступность, и потому обладают специфическими особенностями, которые характеризуют существующие между ними различия. Так, проведенное диссертантом изучение структурно-статистических показателей данных видов преступности выявило существенные различия в их объеме, а также интенсивности преступных проявлений в молодежной среде и среде несовершеннолетних. Молодежь в возрасте от 18 до 29 лет образует более крупную группу преступников, которые к тому же более часто совершают преступления, нежели несовершеннолетние в возрасте от 14 до 17 лет. Если же брать только содержательную сторону преступности, то принципиальных различий между несовершеннолетними и молодежью нет, поскольку основная масса преступлений относится к корыстным, корыстно-насильственным посягательствам, а также преступлениям против жизни и здоровья личности.
С точки зрения существующих на сегодня уголовно-правовых мер борьбы с преступностью и ее профилактики можно говорить о том, что преступности несовершеннолетних уделяется наибольшее внимание как со стороны законодателя, так и со стороны правоохранительных органов. Это выражается и в особой процедуре уголовного судопроизводства по делам с участием подростков и в особых мерах принуждения, применяемых по решению суда к несовершеннолетним правонарушителям. Молодые преступники не обладают привилегированным статусом в уголовном процессе, поэтому к ним применимы наиболее строгие меры уголовно-правовой репрессии. Отсутствуют специальные меры профилактики именно молодежной преступности, в то время как несовершеннолетние преступники выделены в особую профилактическую группу.
Особенность молодежной преступности заключается в том, что младшая часть составляющих ее лиц (от 18 до 24 лет) имеет больше точек соприкосновения с преступностью несовершеннолетних. В то же время старшее поколение молодежи (от 25 до 29 лет) уже утрачивает эту связь и здесь различия между двумя видами преступности проявляются наиболее ярко. Это выражается в изменениях особенностей личности молодых преступников, содержания и характера совершаемых преступлений.
Сказанное выше позволяет говорить о необходимости комплексного исследования таких социальных явлений как преступность несовершеннолетних и молодежи. Мнение о предпочтительности комплексного подхода разделяют многие видные отечественные криминологи. Так, Н.Ф. Кузнецова считает, что преступность несовершеннолетних, ее причины и меры предупреждения должны рассматриваться во взаимосвязи с преступностью лиц молодого возраста [7, с. 271]. В своем учебнике она указывает, что во многом соответствующие их характеристики совпадают или бывают сходными, а особенности психологии несовершеннолетних в той или иной степени продолжают проявляться в течение нескольких лет и после достижения лицом совершеннолетия.
Схожей позиции придерживаются М.М. Бабаев и М.С. Крутер, которые проводят широкий анализ молодежной преступности, сопоставляя ее с преступностью смежных возрастных групп – несовершеннолетних и взрослых. При этом авторы особенно подчеркивают тесную связь молодежи именно с несовершеннолетними [8].
Профессор Д. Корецкий предлагает рассматривать преступность несовершеннолетних и преступность молодежи как составные части ювенальной преступности. При этом преступления, совершаемые молодыми людьми, отличаются рядом специфических признаков: преимущественно насильственный характер, относительно слабая подготовленность и продуманность, общеуголовная направленность, групповой характер и т.д., что позволяет выделить ювенальную преступность для целенаправленного криминологического изучения в обособленную группу [9].
Реализация принципа комплексности в криминологических исследованиях преступности несовершеннолетних и молодежи может решаться многими путями. Представляется, что основное внимание следует сконцентрировать на узловых объектах изучения, которые имеют сложную структуру и системны по своей природе. К таким объектам можно отнести причинный комплекс преступности, мотивацию преступного поведения, профилактику преступности и т.д.
Комплексное изучение преступности молодежи и несовершеннолетних может быть реализовано по следующим направлениям:
- сравнительный анализ их количественных и качественных показателей. В этом направлении целесообразно решать такие задачи как: определение реальных объемов регистрируемой преступности несовершеннолетних и преступности молодежи и их доли в общей массе преступности; определение закономерностей в динамике данных видов преступности, прогнозирование их развития; структурный анализ преступности молодежи и несовершеннолетних; выявление «групп риска» среди молодежи и несовершеннолетних, а также определение схожих тенденций на границе возрастов этих групп; оценка степени, характера и масштабов общественной опасности преступности молодежи и несовершеннолетних на сегодняшний день;
- определение обстоятельств, детерминирующих преступное поведение молодежи и несовершеннолетних. В частности необходимо выявить общий криминогенный комплекс молодежной и подростковой преступности, из которого в свою очередь можно будет выделить причины и условия, характерные для каждого вида преступности в отдельности;
- характеристика личности преступников обеих групп, в которую может входить: социально-демографическое описание личности преступника молодежного и несовершеннолетнего возрастов; изучение личности молодежного преступника с учетом криминального опыта, полученного им в несовершеннолетнем возрасте; криминогенное влияние на личность несовершеннолетнего преступника со стороны молодого преступника;
- сравнительный анализ виктимного поведения подростков и молодежи. Помимо выявления общих тенденций здесь необходимо остановить внимание на исследовании взаимной связи между виктимностью подростков и молодых людей;
- создание системы профилактики преступлений, состоящей из двух подсистем, реализация которых должна быть равнонаправленной в отношении и несовершеннолетних, и молодежи.
Реализация указанных направлений в конечном итоге должна привести к созданию новой картины преступности двух групп, которая будет отражать реальное положение, занимаемое преступностью лиц младших возрастов в общей массе преступности, ее влияние на изменение структуры и объема взрослой преступности, наглядно показывать реальные точки соприкосновения и взаимопроникновения преступности молодежи и несовершеннолетних. Это позволит детально проработать профилактические меры, адекватно отвечающие потребностям предупреждения обоих видов преступности.
-
- Литература:
1. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. лит., 1989. 448 с.
2. Социальная психология. Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 350 с.
3. Вяткин Д.М. Социализация личности несовершеннолетнего // Вопросы ювенальной юстиции. – 2007. - № 3. С. 18-20.
4. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001. 304 с.
5. Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи в условиях курортного региона: Автореф. дисс. к.ю.н. М., 2002. 24 с.
6. Краснова О.В. Некоторые психологические аспекты стремительного роста детской преступности и пути их решения // Юридическая психология. – 2006. - № 3. С. 9-18.
7. Криминология: учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.И. Миньковского. М.: Изд-во БЕК, 1998. – 566 с.
8. Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодежная преступность. – М.: Юристъ, 2006. – 382 с.
9. Д. Корецкий, Е. Стешич. Европейские стандарты и российская криминальная действительность // Законность. – 2006. - № 1. С. 34-38.