Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков
Авторы: Станкевич Алевтина Владимировна, Станкевич Оксана Викторовна, Канаева Валентина Ивановна, Разинкина Людмила Васильевна, Верютин Сергей Егорович, Курмаев Вячеслав Жоржович, Мищенко Андрей Васильевич, Козловский Сергей Николаевич
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 29.11.2017
Статья просмотрена: 3278 раз
Библиографическое описание:
Профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков / А. В. Станкевич, О. В. Станкевич, В. И. Канаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2886/ (дата обращения: 16.12.2024).
На протяжении многих лет одной из самых сложных проблем среди подрастающего поколения является проблема ксенофобии. Наиболее ярким проявлением ксенофобии являются преступные деяния на почве ненависти. Зачастую, чтобы повлиять на столь несправедливый, с точки зрения подрастающего поколения, мир, окружающее их общество, подростки и дети выбирают самый «легкий» и «действенный», по их мнению, способ воздействия — насилие. На сегодняшний день, все больше совершается преступлений ненависти именно в подростковой и детской среде. Данный фактор позволяет прийти к выводу о необходимости усиленной работы по профилактике экстремизма и ксенофобии в детских и подростковых сообществах. Приверженность к крайним действиям и взглядам, которые свойственны подрастающему поколению, порождает пренебрежение к действующим нормам и правилам поведения, вырабатывая враждебное отношение к окружающим, кто не вписывается в понятие «свои».
Понятие «ксенофобия» раскрывается двумя составляющими: «ксенос» — чужой, необычный и «фобос» — страх, следовательно, ксенофобия является негативным отношением субъекта к представителям определенных человеческих общностей, которые являются «не нашими». Страх перед «чужаками» проявляется в соответствующих установках субъекта, навязанных ему предубеждениях и предрассудках, социальных стереотипах. Немаловажную роль играет и мировоззрение субъекта, которое выражается в агрессивном поведении детей и молодежи по отношению к «чужим», на основании враждебных установок.
Подрастающее поколение зачастую отождествляет ксенофобию с национализмом, не стараясь разобраться в различиях этих понятий, не осознавая тот факт, что представители националистических взглядов далеко не всегда испытывают негатив к представителям других наций, этносов. В тоже время, лица подверженные ксенофобии, называя свои взгляды «национализмом», стараются добиться большей привлекательности для своих поступков, при этом конкретные проявления ксенофобии имеют яркие пересечения и границы с таким понятием как шовинизм.
Имея существенные различия, неразрывную связь ксенофобия имеет и с экстремизмом. Обычно, под ксенофобией понимаются проявление нетерпимости по отношению к общностям, которые усматриваются массовым сознанием как «чужие». Само понятие «ксенофобия» указывает на страх, настороженное и недоброжелательное отношение к «чужим». Одним из частных проявлений ксенофобии есть этнофобия, заключающаяся в страхах, направленных не только против определенных этнических общностей, но и против слабо разграниченного в массовом сознании сочетания «чужих» народов, таких как «южане», «кавказцы» и т. п.
Ксенофобия является одной из основных черт массового сознания, носящей, как правило, стихийный характер даже в тех случаях, когда ее развитие происходит вследствие целевого информационно-пропагандистского усилия, тогда как экстремизм представляет собой оформленную идеологию и целенаправленную деятельность организованных групп, в редких случаях отдельных лиц. Ксенофобия является центральным источником экстремизма в следующих отношениях: носители ксенофобии формируются в экстремистские организации; стереотипы ксенофобии являются «материалом» для экстремистских идей. Исходя из того, что массовые стереотипы ксенофобии, обладая внутренней инерцией способны существовать длительное время даже без пропагандистского воздействия, именно ксенофобия является огромным препятствием в противодействии экстремизму.
Проявление различных видов ксенофобии имеет разную интенсивность, варьируя от подозрений до ярко выраженных страхов и от легкой степени неприязни до жгучей ненависти. На личностном уровне предпосылками к развитию ксенофобии могут выступать любые изменения социального статуса, что наиболее яркое выражение находит в детской и подростковой среде, при появлении нового индивида. При несоответствии между притязаниями индивида и возможностями их реализации может возрастать агрессия по отношению к окружающим, так как неудовлетворенность собственным положением приводит к поиску виновника, чаще всего им становится представитель другой группы, нации, религии и т. п. В данных условиях возникает так называемый «кризис идентичности», связанный с самоопределением детской или подростковой личности. Желание преодолеть данный кризис вызывает ряд следствий, которые способны выступать предпосылками детского и подросткового экстремизма, вызывая рост проявления ксенофобий, которые также могут возникать вследствие самоутверждения на основе негативизма. В результате исследований социологи выделяют две противоположные разновидности такого самоутверждения. В первом случае, негативизм проявляется к личностям, которые оцениваются подростками как стоящими ниже «нас», во втором случае, негативизм выражен по отношению к лицам, к которым подростки испытывают обиду, ущемленность или соперничество. В настоящее время социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания почти всех этнических общностей России, что, несомненно, влияет на рост ксенофобии у подрастающего поколения. Факторы возникновения ксенофобии в детской и молодежной среде условно можно разделит на несколько категорий: личностные, групповые и социально-экономические. Данные факторы способны оказывать влияние друг на друга и взаимодействовать между собой. Среди личностных факторов наиболее выраженными являются индивидуально-психологические особенности, собственные представления и установки, а также эмоциональные особенности личностного развития в определенном возрасте. К групповым, стоит отнести следующие факторы: предупреждения родителей и их авторитетное влияние на формирование детских и подростковых установок; взгляды и убеждения общности сверстников, включая воздействие лидеров референтной группы. Социально-экономические факторы включают в себя особенности экономической структуры общества, развитие безработицы в стране, стрессовые ситуации в результате общественной модернизации. На социально-экономическом уровне рост ксенофобии в молодежной среде объясняется следствием преобразования современного общества, а также проявлениями экономического кризиса. В ходе данных процессов происходит снижение культурного и образовательного резерва, нарушается преемственность ценностно-нравственных установок между поколениями, снижается уровень гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, в условиях экономического кризиса и социальной неопределенности возрастает криминализация в молодежной и детской среде.
Социально-экономический подход, с точки зрения которого объясняется ксенофобия в детской и молодежной среде достаточно узок и не может в полной мере раскрыт истинных причин такого поведения у детей и подростков. Тяга к решению собственных проблем при помощи насилия возникает в молодежной среде не только под воздействием внешних факторов, но и напрямую зависит от психоэмоциональных особенностей индивида и его моральных принципов. Исследования ксенофобии в молодежной среде, пути и причины ее формирования необходимы для подготовки эффективных мер по профилактике насильственного поведения среди подрастающего поколения.
Профилактические меры по борьбе с ксенофобией должны быть ориентированы на устранение причин и факторов, вызывающих ее формирование на различных уровнях: личностном, групповом и социально-экономическом. Роль социально-экономического уровня профилактики ксенофобии нельзя переоценить, так как именно он помогает молодежи в становлении социально значимых установок, формирования мировоззрения, правового поведения, чувства экономической защищенности, перспективности жизненных планов.
Решение задач по профилактике ксенофобии на данном уровне заключается в сфере социальной и экономической политики государства, эффективность которой напрямую зависит от согласованности действий на всех уровнях.
Среди основных мероприятий по профилактике ксенофобии в детской и молодежной среде, в зависимости от сферы их проведения, можно выделить следующие:
- Экономическая сфера: развитие экономической привлекательности региона, что, несомненно, приведет к повышению уровня жизни.
- Социальная сфера: содействие незащищенным и малообеспеченным слоям населения; снижение социального напряжения в регионе; разработка и реализация мероприятий по повышению семейных духовно-ценностных ориентаций, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения; улучшение психологического микроклимата.
- Политическая сфера: осуществление методического политического курса государства, направленного на взаимодействие представителей различных этнических групп, национальностей и религий; последовательной политики по улучшению социально-экономической обстановки.
- Образовательная сфера: внедрение в образовательный процесс образовательных программ, способствующих формированию у детей и подростков правовых норм поведения; введение в образовательных учреждениях тематических курсов, способствующих формированию и развитию у подрастающего поколения понимания, что стабильность развития общества в многонациональной стране достигается путем толерантности при наличии многокультурности, поликонфессиональности.
- Сфера культуры: регулярное проведение конференций, конкурсов и олимпиад, способствующих воспитанию уважительного отношения к другим национальностям и конфессиям; организация и проведение выставочных мероприятий, способных демонстрировать достижения труда и творческой деятельности, созданных представителями различных национальностей; регулярное проведение национальных праздников, способствующих снижению и разрушению негативных стереотипов в отношении представителей данной нации, этноса или общности.
- Информационная сфера: популяризация ценностных ориентаций гражданского общества, идеалов законности, добра и справедливости при помощи средств массовой информации; информационная работа по разрушению негативных стереотипов о «чужих» национальностях, этносах, религиях; препятствование распространению информации, пропагандирующей ксенофобию и экстремизм; регулярное освещение благоприятного опыта межнациональной дружбы.
Работа по профилактике ксенофобии и преступлений ненависти в детской и молодежной среде должна вестись и рассматриваться как один из основных элементов деятельности образовательных учреждений по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи.
Исходя из вышеизложенного можно вывести общие рекомендации по профилактике ксенофобии:
- профилактические мероприятия по искоренению ксенофобии в детской и молодежной среде следует отнести к числу приоритетов на всех уровнях формирования молодежной политики, стимулируя развитие инновационных методов в сфере противостояния ксенофобии;
- следует проводить постоянный мониторинг положения с ксенофобией и нетерпимостью в детской молодежной среде, учитывая полученные данные при проведении профилактической деятельности;
- оказывать содействие диалогу и совместно проводимым действиям различных этнических, религиозных и культурных сообществ в борьбе с ксенофобией, используя внутренний резерв доброжелательных молодежных субкультур.
Литература:
- Абдулатипов Р. Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, № 2 с.74.
- Кельберг А. А. Ксенофобия как социально-психологический феномен // Вестник СПбГУ. 1996. Сер. 6. Вып. 2. № 13.
- Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации: Методические рекомендации для работников правоохранительных органов. М., 2003.
- Третьякова Е. Н. Аксиологический аспект культурного развития молодежи России /Е. Г. Бессонов, Е. Н. Третьякова //Актуальные вопросы культурологии, философии, социологии и политологии (социально-гуманитарные знания в Аграрном университете). К 15-летию кафедры педагогики и культуры: Сб. науч. ст. — СПб.: СПбГАУ, 2008. — С. 16–27 (0,9 п. л
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
- Хлебушкин А. Г. Некоторые проблемные аспекты противодействия экстремистской деятельности [Электронный ресурс] // http:/sartraccc.sgap.ru 42. Dr. Peter T. Coleman and Dr. Andrea Bartoli/ Addressing Extremism