Понимание социально-криминогенных процессов, протекающих в среде подростков и молодежи и применения профилактических мер диктует необходимость историко-правового анализа их возникновения и распространения, а также выявления тенденций их эволюции и роли в современном обществе.
Можно утверждать, что феномен асоциальной подростковой группы носит универсальный характер. Исторические документы XVII-XIX вв. свидетельствуют о существовании подобных городских подростковых группировок, оказывавших значительное влияние на формирование противоправного поведения несовершеннолетних. Изначально, асоциальные подростково-молодежные группы возникали в основном из представителей маргинальных и люмпенских слоев общества. Подростки, вытолкнутые жизненными обстоятельствами из традиционных групп и институтов социализации, объединялись в альтернативные неформальные группы, которые образовывались по территориальным и возрастным признакам.
Их появление стало закономерным процессом и эмоциональным протес том подрастающего поколения против существующих условий жизни и своей социальной незащищенности в ней. В настоящее время в асоциальные подростково-молодежные группы входят представители различных классов и слоев, что является результатом высокой социальной мобильности реформируемого общества, способствующим распространению маргинальной ментальности практически во всех социальных группах.
Состояние групповой преступности вызывает существенное влияние на динамику и структуру преступности с общеуголовной и организованной преступностью.
Консолидация отчужденных личностей подростков в асоциальные группы предшествует ряд предпосылок: деформация семейных отношений, отсутствие твердых взглядов, социальна незанятость и как следствие избыток свободного времени.
Пусковым «механизмом» становления групп несовершеннолетних правонарушителей выступает неудовлетворенность социальных потребностей личности подростка в результате возникшего чувства отчужденности от семьи, от социально-нормативных групп сверстников, что выталкивает его в сферу себе подобных. Так он получает возможность заглушить страх социальной изоляции и удовлетворить потребности в социальной идентификации, эмоциональном благополучии, в интимно-личностном общении, в самоутверждении. Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры происходит довольно быстро, так как подростки бывают увлечены ее атрибутами, имеющими эмоциональную окраску – налет ложной романтики, таинственности, необычности. Эти нормы формируют и сплачивают группу, регулируют внутригрупповые процессы в ней. Криминальная субкультура – это проявление образа жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в группы. Она порождена культурой __ и нередко паразитирует на общечеловеческих ценностях и нормах. Так, чувство гражданского долга подменяется понятием долга воровского, товарищества - круговой порукой, дружбы – преданностью лидеру или преступной группе, «воровской семье». Существующие в криминальных группах нормы и ценности строго обязательны для всех ее членов. В этом отношении она автократична и тоталитарна.
Ценности и нормы криминальной субкультуры формируются несколькими путями. Первый путь – посредством насаждения более сильными людьми, которые выдают эти ценности и нормы за «воровской закон». Второй путь – усреднение норм криминальной среды. Одни нормы применяются группой, другие – корригируются, третьи – отвергаются. В результате появляется новая совокупность норм и правил, новая разновидность криминальной субкультуры. Третий путь – результат проявления игровых ситуаций, которые свойственны несовершеннолетним и молодежи. Элементы игры переносятся в повседневное общение членов группировки в виде определенных правил, которые неукоснительно должны соблюдаться. Четвертый путь – путь прецедента. Если подросток добросовестно или по принуждению один раз __ определенные обязанности, которые удовлетворили группу, то она и дальше будет ожидать от него того же посредством навешивания ярлыка.
Нормы криминальных групп можно классифицировать по направленности действии и функциональному значению. По направленности действий: во-первых, отношение группы к представителям органов власти, правоохранительным органам, администрации воспитательного или исправительного учреждения, и педагогам; во-вторых, отношение к взрослым, ведущим криминальный образ жизни, и правопослушным гражданам; в-третьих, отношение к «чужим» подросткам и взрослым; в-четвертых, отношение к своим членам группы.
По функциональному значению нормы отражают статус и роль подростка в группировке, внутригрупповую иерархию. Лидеры обязаны контролировать поведение всех членов группировки, судить и наказывать нарушителей конвенции, отступников, предателей, разрешать конфликты в группе. «Средние» проходить «прописку», иметь и носить кличку, вести себя в соответствии со статусом. «Униженные» - выполнять всю работу за других членов группы, имеющих более высокий статус. Нарушение этих норм влечет за собой суровые санкции со стороны группы. Основными санкциями являются избиение и насилие. Но, в большинстве случаев, применение санкций носит комплексный характер. Они включают в себя методы угрозы, шантаж, избиение, подкуп, приучение, перестают здороваться, сидеть за одной партой, на стенах подъездов домов рисуются различные символы, надписи, снижающие статус подростка в глазах других. У такого подростка выбор средств противодействия таким воздействиям ограничен и они выбирают добровольное бегство из социума, уход из семьи, бродяжничество, наркоманию и даже самоубийства.
К сожалению, в отечественных исследованиях данного явления, еще не сложилась однозначная трактовка криминальных подростково-молодежных группировок и их классификация. Даже в отечественном уголовном праве, в отличие от североамериканского, отсутствует определение.
Несомненно, что данное обстоятельство обусловлено сложностью исследуемого явления, его многосторонностью. Но сложности в его определении связаны также с теоретической противоречивостью уголовно-правового и социологического подхода к содержательному анализу и определению как преступной группы, так и криминальной подростково-молодежного единства в трактовке этих явлений. В противном случае, в уголовно-правовой и социологической теории и практики будут существовать определенные трудности, связанные с разграничением одного вида преступных групп от другого. Это может привести к различным и противоречащим друг другу оценкам роли и распространенности исследуемых группировок.