Я работаю воспитателем в ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь». В моей группе воспитываются дети от 3 до 13 лет с тяжелой умственной отсталостью. Как мы знаем, особенные дети находятся в большой зависимости от взрослого, не уверены в себе, плохо ориентируются в окружающем социуме, не могут обслужить себя сами. Я как воспитатель должна создать условия, площадку, для накопления и дальнейшей реализации моими воспитанниками социального опыта, помочь детям воспользоваться багажом знаний, умений и навыков, усвоить социальные нормы, стереотипы, установки, модели поведения, принятые в обществе.
Каждый наш воспитанник должен получить опыт переживания собственной полноценности и социальной полезности, чтобы после выхода из нашего учреждения он смог уверенно начать самостоятельную, жизнь, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Свою работу с детьми стараюсь проводить систематически. Ежедневно дети выполняют простые поручения: расставляют посуду на столе, убирают после приема пищи. Сервируют праздничный стол в Дни рождения. Учатся нарезать овощи и фрукты сначала с помощью пластикового ножа, затем с помощью кухонного. Обучаются технологии мытья посуды, приготовлению бутербродов, фруктовых и овощных салатов, ягодных десертов. А также технологиям: заваривания чая, выпечки пирогов, приготовления блинов. Хочу предложить вашему вниманию технологию приготовления печенья. Возможно, вы возьмете ее на вооружение и попробуете провести со своими детьми.
Цель: Познакомить детей с продуктами и элементарной последовательностью выпечки изделий из теста, дать детям возможность участвовать в операционных действиях.
Адресная направленность:
Ваня С., 5 лет — органическое поражение ЦНС.
Владик Б.,7 лет — диссоциированная задержка психического развития, недоразвитие речи, эпилепсия.
Задачи:
− познакомить детей с продуктами, из которых выпекается печенье;
− показать и дать возможность принимать участие в операционных действиях: насыпать муку, сахар в стакан, замешивать тесто, раскатывать тесто скалкой, выдавливать из теста фигурки, используя формочками и раскладывать готовые фигурки на противень;
− показать, где будет выпекаться печенье;
− развивать фантазию, тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, крупную и мелкую моторику рук;
− развивать понимание речи и активный словарь: мука, масло, яйца, сахар, продукты, тесто, скалка, духовка, противень, теплый, холодный, горячий, мягкий, твердый.
Материалы: Продукты питания, разделочные доски, скалки, шапочки, фартуки, формочки для печенья, глубокая миска, стакан, столовая ложка
Предварительная работа:
- Сообщение о предстоящей деятельности.
- Обсуждение рецепта печенья с показом картинок (яйца, мука, сахар, сливочное масло)
- Поход в магазин с целью покупки продуктов, необходимых для приготовления печенья
Пошаговая реализация.
- Знакомим детей с продуктами, из которых будем замешивать тесто (яйца, мука, сахар, сливочное масло)
- Насыпаем муку, сахар в стакан, разбиваем яйца, добавляем сливочное масло, размешиваем ложкой.
- Замешиваем тесто.
- Раскатываем тесто скалкой.
- Выдавливаем из теста фигурки (с помощью формочек).
- Развиваем фантазию! Украшаем фигурки из теста (посыпаем маком, шоколадом, кунжутом, звездочками) и выкладываем на противень.
- Идем на кухню. Ставим печенье в духовку.
- Печенье готово, пробуем на вкус. Приятного аппетита…
- Угощаем всех друзей!
Мониторинг
Последовательные операционный действия спродуктами |
Владик |
Ваня |
||
Начало обучения |
Конец обучения |
Начало обучения |
Конец обучения |
|
1. Насыпать муку и сахар в стакан, добавить сливочное масло, размешать ложкой |
ДПВ |
ДСИ КВ |
ДПВ |
ДСИ КВ |
2. Замесить тесто руками |
ДПВ |
ДСИ КВ |
ДПВ |
ДСИ КВ |
3. Раскатать тесто скалкой |
ДПВ |
ДСИ КВ |
ДПВ |
ДСИ КВ |
4. Выдавить из теста фигурки |
ДПВ |
ДСИ КВ |
ДПВ |
ДСИ КВ |
5. Посыпать фигурки маком, кунжутом,шоколадом звездочками |
ДПВ |
ДСИ КВ |
ДПВ |
ДСИ КВ |
ДПВ — Действия по показу взрослого
ДСИ — Действия по словесной инструкции
РР — выполнение действий методом “Рука в руке”
КВ — Контроль взрослого
Результаты работы
− дети познакомились спродуктами, из которых выпекается печенье; Владик и Ваня правильно называют все продукты;
− дети с удовольствием принимали участие в операционных действиях: насыпали муку, сахар в стакан, добавляли сливочное масло замешивали тесто, раскатывали тесто скалкой, выдавливали из теста фигурки, используя формочки, раскладывали его на противень;
− дети узнали, что печенье выпекается в духовке;
− дети знают на вкус и на ощупь продукты; Влад и Ваня правильно используют прилагательные: мягкий, твердый, теплый, холодный;
− Владик и Ваня могут выполнять действия по словесной инструкции, но под контролем взрослого.
Спасибо за внимание!