Изучение международного опыта правового регулирования антитеррористического права проводилось на примере Турецкой Республики, так как турецкое право имеет так называемый смешанный тип в соответствии с подходами французской юридической школы, а сама Турция объявлена светским государством [1], на законодательную основу этой страны оказало достаточно сильное влияние мусульманское право.
Ключевые слова: задачи Министерства внутренних дел Турции, турецкое уголовно-процессуальное право, Контртеррористический координационный центр.
The Study of the international experience of legal regulation of anti-terrorist law was carried out on the example of the Turkish Republic, since Turkish law has a so-called mixed type in accordance with the approaches of the French law school, and Turkey itself is declared a secular state, the legislative basis of this country was strongly influenced by Muslim law.
Keywords: tasks of the Ministry of internal Affairs of Turkey, Turkish criminal procedure law, counter-terrorism coordination center.
Как мы знаем, французская модель уголовного права и уголовного процесса четко разделяет общественные и частные интересы, связанные с уголовным преступлением. Подобный правовой подход типичен для Турции. Жертва в этой стране не имеет столько процессуальных прав, как в уголовном деле в Украине.
Лицо, пострадавшее в результате уголовного преступления, может фигурировать в одном из двух правовых положений в уголовном процессе этой страны.
Первый случай возникает, когда этот человек обращается в прокуратуру с заявлением, что он присоединяется к обвинениям. Для того чтобы обычное установление уголовного преступления против заявителя, полиции, жандармерии или другого правоохранительного органа не предоставило ему или ей особый статус в уголовном процессе, требуется специальное заявление о присоединении к прокуратуре, в котором эта позиция должна быть четко изложена. В этом случае заявитель имеет правовой статус потерпевшего и соответствующие права, которые приведены ниже. Прокуратура вправе отклонить ходатайство о вступлении в прокуратуру, против которого апеллянт может обратиться в суд. Если такое заявление было сделано непосредственно в суде, суд не уточняет мнение прокурора по этому вопросу.
Присоединение к обвинительному акту также возможно путем подачи запроса в суд. Условием для этого является представление такого заключения до созыва основного производства.
Вторая процессуальная ситуация возникает в том случае, если лицо, которому был причинен ущерб, не выразило явного желания присоединиться к заявлению или прямо сослалось на отказ в присоединении. В последнем случае лицо получает процессуальный статус, который в некоторой степени похож на статус свидетеля в российском уголовном процессе, и в то же время не имеет процессуальных прав потерпевшего, включая право обжаловать приговор. Однако это обстоятельство не исключает права лица требовать возмещения ущерба в суде в гражданском процессе.
Существуют различные правовые статусы потерпевшего: при подаче заявления на присоединение к обвинительному акту, лицо может одновременно показать отсутствие готовности участвовать в судебном процессе. В этом случае жертва не вызывается в суд.
Наконец, теория турецкого уголовно-процессуального права проводит различие между пострадавшими (например, близкими родственниками человека, который умер в результате телесного повреждения) и жертвой, понесшей физический, материальный или моральный вред.
Однако, в отличие от Уголовно-процессуального кодекса Украины, в Уголовно-процессуальном кодексе Турции не содержится какого-либо положения о праве жертвы на дачу показаний (в случае такого субъективного права это будет соответствовать юридическому обязательству следователя допросить). В то же время, части 2 и 3 Уголовно-процессуального кодекса Турции предусматривают, что ребенок или другая жертва, получившая психологическую травму в результате преступления, допрашивается только один раз, либо во время досудебного разбирательства, либо во время основного судебного разбирательства, либо в ходе судебного разбирательства. Допрос. Жертва ребенка нуждается в обязательной видеозаписи или аудиозаписи этой следственной меры (часть 3 статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса Турции), которая впоследствии воспроизводится вместо повторного допроса. Исключением из правила одноразового собеседования являются случаи, когда второе обследование «важно для раскрытия истинной правды». В любом случае, допрос этих жертв должен сопровождаться специалистом в области психологии, психиатрии, медицины или образования. Представляется, что правило однократного допроса жертв этих категорий заслуживает внимания и рассматривается для их возможного включения в Уголовно-процессуальный Украины.
В Турецкой Республике роль правоохранительных органов и армии исторически выходила за рамки их полномочий и была спроецирована на политическую плоскость. Увеличение спектра вызовов и угроз, с которыми сталкивается Турция, а также связанные с этим геополитические изменения, все чаще играют роль в деятельности правоохранительных органов страны. Правящая Партия справедливости и развития характеризуется как консервативная или умеренно исламистская. После прихода к власти ей удалось осуществить серию реформ в Турции. В частности, во время разбирательства по делу Эргенекона и Баллеса военные, которые действовали со времен М. К. Ататюрк, фактически были отстранены от управления страной. Во внешней политике страны стали преобладать элементы политики «мягкой силы», происходит трансформация внешнеполитической идеологии Турции. [2, С. 670]
В связи с этим стала основной общественной единицей в момент консолидации умеренно-исламистских группировок в составе АКП и полиции специального назначения, которые вместе составляют некий «противовес» армейским структурам. С расширением деятельности партии и увеличением числа сессий полиция начала действовать более жестко, о чем свидетельствуют недавние протесты вокруг парка Гези в Стамбуле и на границе с Сирией. Жесткость полиции и снижение политической конкуренции в сельской местности привели к радикализации протестов. Министерство внутренних дел Турции работает на основе закона № 3152 «О задачах и структуре МВД» (1985 г.) [3]. У министра внутренних дел есть советник с четырьмя помощниками. В состав МВД входят основные, вспомогательные, консультативные и контролирующие подразделения.
В соответствии с последними изменениями в структуре МВД среди основных подразделений [4]:
– Главное управление региональными подразделениями;
– Главное управление по вопросам народонаселения и гражданства;
– Главное управление местными органами;
– Департамент по контрабанде, разведке, операциям и сбору информации;
– Департамент организаций;
– Департамент ЕС и внешних связей.
В свою очередь, консультативные и контролирующие подразделения — это:
1) Департамент инспекций;
2) Правовой департамент;
3) Советники министерства;
4) Совет по взаимодействию с прессой и населением.
Вспомогательные подразделения МВД включают в себя:
1) Главное управление по персоналу;
2) Департамент по образованию;
3) Департамент по административным и финансовым вопросам;
4) Департамент информации;
5) Секретариат.
Одной из задач Министерства внутренних дел Турции является сохранение единства нации, безопасности и общественного порядка в стране, а также защита прав и свобод ее граждан. Министерство внутренних дел разработало серию законопроектов, которые впоследствии стали законами. Кроме того, министерство внутренних дел Турции публикует доклады о борьбе страны против Исламской государственной группы. [5]
В отчете за июль 2017 года содержится черный список людей, подозреваемых в терроризме. Кроме того, турецкие власти опасаются попыток иностранных граждан вторгнуться в Турцию и Сирию через турецкую границу. В общей сложности почти 54 000 иностранцев из 146 стран мира занесены в черный список. [6] Министерству внутренних дел подчиняются: Главное управление безопасности (Emniyet Genel Müdürlüğü), Главное командование внутренних войск (Jandarma Genel Komutanlığı), Командование береговой охраны (Sahil Güvenlik Komutanlığı), Управление по безопасности и общественному порядку (Kamu Düzeni ve Güveliği Müsteşarlığı) и Главная миграционная служба (Göç İdaresi Genel Müdürlüğü).
Ранее министерство также подчинялось Организации национальной разведывательной службы, которая впоследствии была отстранена от его командования. Многие контртеррористические проекты реализуются через агентства. Например, строительство пограничной стены протяженностью 144 км на иранской границе в турецкой провинции Агра сочетает в себе деятельность Министерства обороны, Министерства финансов и Министерства жилищного строительства. [7]
Все упомянутые выше организации занимаются вопросами безопасности внутри страны. Такой широкий ведомственный спектр определяется большой зоной охвата: например, разные боевые группы придерживаются разной подрывной тактики. Когда курды почти во всех случаях совершают нападения на военнослужащих и силы внутренней безопасности по сценарию: подрыв автомобиля, засыпанного толпой охранников, глава террористической атаки ИГ был направлен против гражданских лиц, в основном иностранных туристов.
Управление по безопасности и общественному порядку (Kamu Düzeni ve Güveliği Müsteşarlığı) функционирует на основе Закона № 5952 от 2010 г. Основная цель этой организации — борьба с терроризмом. Структура управления включает Информационно-аналитический центр разведки, который был создан для проведения стратегической информации, сбора и анализа информации для контртеррористической политики и стратегических мер.
Кроме того, был создан Контртеррористический координационный центр для координации контртеррористической деятельности в рамках Директората. Генеральный директорат по безопасности (Emniyet Genel Müdürlüğü) осуществляет полицейские функции в городах. Роль этого департамента охватывает широкий круг обязанностей по контролю за соблюдением законов во всех районах страны, включая поддержание порядка в общественных местах, на митингах и других публичных мероприятиях. В Управлении есть отделы по борьбе с организованной преступностью, контрабандой и терроризмом, гражданской обороной, безопасностью на дорогах и т. Д. Верховное командование внутренних войск (Jandarma Genel Komutanlığı) действует за пределами муниципалитетов, и его сотрудники имеют право носить оружие.
В мирное время «жандармерия» подчиняется министерству внутренних дел, военным и, в случае чрезвычайной ситуации, министерству обороны. Командование береговой охраны (Sahil Güvenlik Komutanlığı), в свою очередь, контролирует безопасность на водных границах Турции: в исключительных экономических зонах, на побережьях, во внутренних водах.
В Турции существует долгая история борьбы с терроризмом, что подразумевает адекватную институциональную безопасность. Турецкая национальная полицейская академия, Международный центр по борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью (UTSAM) и турецкой Международной академии по борьбе с наркотиками и преступностью (TADOC) предлагают различные быстрые методики по обучению и прикладные исследования в этих областях. Последний пункт в борьбе с терроризмом представляется особенно актуальным, поскольку воинствующие группировки применяют новую тактику в своих усилиях.
Итак, в уголовном и процессуальном законодательстве рассматриваемых стран можно выделить как общие черты, так и различия. Сходство заключается в первую очередь в источнике формирования современного права (основано на французском праве 19 века), применении норм и принципов международного права, некоторых институтах защиты гражданских прав. Из этого и вытекает общность норм, институтов в уголовной и процессуальной отраслях. Даже в кодексах обеих стран прослеживается схожая структура и содержание.
Но существуют и важные отличия, о которых нельзя не упомянуть. Они затрагивают не только детали, но и базовые элементы, регулирующие отдельные процессы. И, в отличие от турецкого уголовно-процессуального законодательства, украинское более детальное и регулирует правоотношения подробнее. На такую особенность украинского права повлияло романо-германская правовая система, из которой Украина не только почерпнула для себя основные черты, но и на протяжении длительного времени развивала их.
Литература:
- Конституции Турецкой Республики // Cumhuriyeti Anayasasi. Официальный сайт правовой информации Правительства Турции. URL: https://www.tbmm.gov.tr/anayasa/anayasa_2011.pdf (дата обращения: 05.07.2019).
- Аватков В. А. Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 2017. Т. 17. № 4. С. 669–683.
- Закон «О задачах и структуре МВД» Турции. Режим доступа: http://www.mevzuat.gov.tr/MevzuatMetin/1.5.3152.pdf. — (дата обращения: 05.07.2019).
- Сайт МВД Турции. Режим доступа: http://www.icisleri.gov.tr/misyon (дата обращения: 05.07.2018).
- Действующие законы, подготовленные МВД. Режим доступа: http://www.icisleri.gov.tr/ kurumlar/icisleri.gov.tr/mevzuat/mevzuat_strateji_.pdf (дата обращения: 05.07.2018).
- В черном списке Турции — более 2,6 тыс. граждан Таджикистана. ИА EADaily. Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2017/07/18/v-chernom-spiske-turcii-bolee-26-tys-grazhdantadzhikistana (дата обращения: 05.07.2018).
- Türkiye, İran sınırına yapıyor! 144 kilometre... Milliyet. URL: http://www.milliyet.com.tr/iransinirina-144-kilometrelik-gundem-2449822/ (дата обращения: 05.07.2018).