Статья раскрывает правовые особенности такого понятия как «органы внутренних дел». Автор анализирует данное определение и дает его основные характеристики.
Автором дается попытка устранить сложности интерпретации изучаемого понятия, раскрыв все тонкости его сущности.
Также в статье раскрывается вопрос об основаниях направлениях деятельности органов внутренних дел, а также выделяет основные проблемы, связанные с ними, среди которых проблема недостаточной правовой регламентации взаимодействия в практической деятельности ОВД с иными органами власти.
В статье дается заключение о необходимости доработки основополагающих законов РФ, которые регулируют деятельность сотрудников ОВД.
Ключевые слова: органы внутренних дел, ОВД, закон «О полиции», полиция, правовая деятельность, структура ОВД.
The article reveals the legal features of such a concept as «internal affairs bodies».
The author analyzes this definition and gives its main characteristics.
The author attempts to eliminate the difficulties of interpretation of the concept under study, revealing all the subtleties of its essence.
The article also reveals the question of the grounds for the activities of the internal affairs bodies, and also highlights the main problems associated with them, including the problem of insufficient legal regulation of interaction in the practical activities of the Department of Internal Affairs with other authorities.
The article concludes that it is necessary to finalize the fundamental laws of the Russian Federation that regulate the activities of police officers.
Key words : internal affairs bodies, police Department, the law «On Police», police, legal activity, structure of the Department of Internal Affairs.
Все мы прекрасно понимаем, насколько велико значение такой структуры, как органы внутренних дел. Именно благодаря труду сотрудников этой структуры создается правоохранительная система нашего государства.
В связи с этим, особую актуальность получает административно-правовое регулирование государственной службы сотрудников органов внутренних дел.
На сегодняшний день существует огромное количество нормативно-законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов. При этом неоправданном многообразии часто обнаруживается противоречие, упущение и несоответствие между законами, влекущее дисбаланс законодательной системы, которое, в свою очередь, значительно снижает их эффективность.
При таком положении дел задача по укреплению и совершенствованию административно-правового регулирования как никогда актуальна.
В данной направленности больше всего нас смущает закон «О полиции», когда-то так поспешно принятый для усовершенствования работы структуры, а также для реализации попытки стать ближе и понятней населению. Слишком много в нем недоработок и содержит он только информацию о назначении и основных направлениях деятельности (за исключением направления по обеспечению общественной безопасности). Такое положение дел привело к тому, что закон «О полиции» не смог реализовать, поставленных перед ним задач, а также не смог полноценно заменить закон «О службе в органах внутренних дел». Теперь эти два закона сосуществуют и вносят некоторую путаницу в административно-правовое регулирование государственной службы сотрудников органов внутренних дел.
Тем острее ощущается необходимость доработки в данной области, необходимость в поиске средств устранения противоречий между социальной ролью сотрудников органов внутренних дел и реальным административно-правовым регулированием их службы.
Со времени образования МВД в России подход к определению компетенции ОВД изменился. На сегодняшний день ОВД — одна из самых разветвленных и многочисленных структур исполнительной власти в Российской Федерации.
Следует отметить, что ОВД находятся в процессе динамичного развития, характеризующегося существенными преобразованиями, ярким примером которых является затянувшаяся реформа МВД, начало которой было положено с принятием в 2011 году Федерального закона «О полиции».
Органы внутренних дел Российской Федерации относятся к федеральным органам исполнительной власти и являются структурным элементов правоохранительной системы, призванным решать задачи по обеспечению охраны общественного порядка и борьбе с преступностью [5].
Общее руководство МВД России осуществляется Президентом Российской Федерации, который устанавливает его штатную численность и структуру, назначает и освобождает от должности Министра внутренних дел и его заместителей.
Вопросы, связанные с координацией деятельности МВД России включены в правомочия Правительства Российской Федерации. МДВ России (центральный аппарат МВД России) возглавляется Министром внутренних дел, который несет личную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач, и его заместителями, курирующими отдельные направления оперативно-служебной деятельности [3].
Центральный аппарат МВД России преимущественно выполняет функции стратегического управления, исполнение же функций оперативного и тактического управления входит в компетенцию территориальных органов МВД России всех уровней (далее — ТО МВД России) [4].
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации» установлено, что система МВД России включает в себя следующие структурные элементы: центральный аппарат МВД России, ТО МВД России, загранаппарат МВД России, научно-исследовательские и образовательные организации, культурно-спортивные организации и организации культуры, медицинские учреждения, редакции печатных и электронных средств массовой информации, управления материально-технического снабжения, а также иные учреждения и организации, созданные для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел.
Анализ приведенного выше перечня позволяет прийти к выводу, что из всего приведенных выше учреждений и организаций системы МВД России непосредственное выполнение обязанностей полиции, установленных в ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» в полном объеме входит в компетенцию только ТО МВД России и частично в компетенцию центрального аппарата МВД России, остальные перечисленные структурные элементы рассматриваемой системы выполняют исключительно вспомогательные и обеспечивающие функции.
ТО МВД России имеют достаточно сложную, многоуровневую структуру и представлены на окружном уровне (ГУ МВД России по СКФО и УТ МВД России по федеральным округам), межрегиональном уровне (оперативные бюро МВД России, Восточно-Сибирское и Забайкальское линейные управления МВД России на железнодорожном, воздушном и водном транспорте), региональном уровне (Министерства внутренних дел по субъектам РФ), и на районном уровне (управления, отделы и управления МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе и межмуниципальным).
К районному уровню также относятся органы внутренних дел по ЗАТО, на Московском метрополитене и комплексе «Байконур», а также линейные органы внутренних дел на транспорте [2].
Органы внутренних дел на районном уровне освобождены от контрольных и обеспечивающих функций, ориентированы только на решение оперативно-служебных задач. Приказом МВД России от 17.10.2013 № 850 «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации» определены полномочия Министра внутренних дел по образованию и изменению штатной численности и структуры ТО МВД России.
Реализация данных полномочий имеет важное значение, поскольку изменение штатной численности и структуры территориальных органов является одним из способов реагирования на существенные изменения в оперативной обстановке, позволяет оптимально распределять имеющиеся в распоряжении полиции силы и средства.
В основе принятия данных решений лежит тщательный анализ криминальной обстановки, социально-экономических, криминогенных и других факторов [1].
Особое значение имеет общая численность и структура населения (доля городского и сельского населения, его половозрастной состав и т. п.), плотность его проживания. Финансирование территориальных органов внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета, управление ими осуществляется по линейно-функциональному принципу.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
- ТО МВД России являются самым распространенным структурным элементом в системе МВД России, основной задачей которых является непосредственная реализация правоохранительных функций, что определяет их приоритетное место в системе органов внутренних дел Российской Федерации.
- Организационно-штатная структура ТО МВД России подлежит постоянному совершенствованию, в целях обеспечения реагирования на качественные и системные изменения оперативной обстановки.
ОВД в процессе осуществления своей деятельности взаимодействуют с иными органами правоохранительной системы. Данное взаимодействие, носящее системный характер, можно подразделить на два больших направления: взаимодействие с государственными правоохранительными органами и взаимодействие с негосударственными правоохранительными органами (частные детективные и охранные службы).
Разница между указанными направлениями состоит в том, что государственные правоохранительные органы осуществляют двухстороннее взаимодействие по отношению друг к другу, в отличие от негосударственных правоохранительных органов, что обусловлено субординационным характером административно-правовых отношений между ОВД и негосударственными правоохранительными органами, так как эти отношения построены на авторитарности властных волеизъявлений. Так, при реализации взаимодействия в рамках данного направления ОВД могут требовать предоставления какой-либо информации, а негосударственные правоохранительные органы таким правом по отношению к ОВД не обладают.
В свою очередь взаимодействие двух государственных органов предполагает наличие взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу, обуславливаемое координационным характером административно-правовых отношений.
Говоря о взаимодействии ОВД с иными государственными и негосударственными правоохранительными органами, следует обратить внимание на недостаточную правовую регламентацию подобного взаимодействия, хотя в практической деятельности ОВД осуществляют непосредственное взаимодействие практически со всеми органами правоохранительной системы РФ, как с государственными (Федеральная служба судебных приставов РФ, Следственный комитет РФ и др.), так и с негосударственными
Таким образом, существуют определенные проблемы, касающиеся правовой регламентации взаимодействия между органами правоохранительной системы, решение которых выведет взаимную работу всех органов на более высокий уровень [3].
Анализ взаимодействия ОВД с иными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, позволяет заключить, что деятельность ОВД носит ведущий характер в рамках российской правоохранительной системы.
На сегодняшний день, можно с уверенностью сказать, что система ОВД меняется вместе с обществом, подстраиваясь под новые общественные отношения, находя пути решения возникающих проблем, и, действительно, является ведущим элементом правоохранительной системы РФ.
Одной из перспектив развития и повышения эффективности деятельности ОВД является совершенствование нормативно-правового регулирования как деятельности ОВД в целом, так и деятельности отдельных подразделений ОВД, что позволит более четко определить с законодательных, а не только с практических позиций место ОВД в системе правоохранительных органов РФ.
Литература:
- Богданов, А.В., Сериков, Р. А. Ознакомление с оперативной обстановкой при вхождении в должность руководителя территориального органа МВД России: понятие, содержание, значение / А. В. Богданов, Р. А. Сериков // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. — Воронеж. — 2020. — № 6–1. — С. 260–265.
- Головко, В.В., Нарышкин, К. В. Правовой статус сотрудника ОВД РФ: проблемы и перспективы развития // В. В. Головко / Вестник Омского ун-та МВД России. — 2019. — № 1.- С. 34–36.
- Маюров, Н.П., Ороева, О. Д. Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина / Н. П. Маюров, О. Д. Ороева // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2019. — № 6.- С.50–56.
- Организация управления органами внутренних дел: учебник / под общей редакцией А. М. Кононова, И. Ю. Захватова. — М.: ДГСК МВД России, 2019. — 296 с.
- Токарева, К. А. Государственная служба в ОВД Российской Федерации: некоторые проблемы и особенности / К. А. Токарева // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. статей. — М.: Интернаука, 2018. — С. 136–143.
- Володина, К. А. Актуальные аспекты организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и их место в правоохранительной системе / К. А. Володина, А. А. Суханова — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-organizatsii-deyatelnosti-organov-vnutrennih-del-rossiyskoy-federatsii-i-ih-mesto-v-pravoohranitelnoy-sisteme (дата обращения: 02.02.2022).