Рассмотрены достоинства и недостатки одного из практических методов усвоения теоретического материала при обучении физике — работа с раздаточным материалом, основной целью которой является формирование учебных компетенций курсантов.
Ключевые слова: индивидуализированный раздаточный материал, учебный процесс, физическая задача.
Физика как часть современного естествознания является фундаментальной базой создания и функционирования военной техники и техники специального назначения. Вследствие этого преподаванию данной дисциплины в военном вузе на основе реализации компетентностного подхода в структуре и логике учебного процесса должно уделяться особое внимание.
В современной вузовской практике обучение построено на формировании трех учебных компетенций, имеющих четкие критерии: знать, уметь, владеть. Это более глубоко, чем знания, умения и навыки [1, с.59]. Существование критериев представляет надежный и достоверный способ определения качества конечного результата обучения.
Главным образом при обучении физике необходимо сформировать те учебные компетенции, на которых будут базироваться специальные дисциплины для данной специальности.
Вектор научно-методического подхода к решению проблемы формирования трех учебных компетенций у курсантов, по-нашему мнению, должен быть ориентирован на их обучение решению физических задач.
Физическая задача представляет собой небольшую частную проблему, при решении которой обычно используются логические умозаключения, математические действия и (или) проведение эксперимента на основе законов и методов физики.
Их методика решения определяется рядом условий:
1) содержанием;
2) уровнем физико-математической подготовки обучающихся;
3) целями использования конкретной задачи.
Главным условием успешного решения физической задачи является знание курсантами физических закономерностей, правильное понимание физических величин, знание способов и единиц их измерения.
В данном аспекте решение задач выступает как важнейший метод обучения физике и основной вид деятельности обучающегося, являясь многоплановым подходом к формированию заданных учебных компетенций.
Многоплановость проявляется в том, что этот вид деятельности можно представить как:
1) цель обучения;
2) метод обучения;
3) средство обучения.
В классификации методов обучения по источнику знаний выделяются практические методы, ориентированные на формирование учебных компетенций на основе практических действий, например, работа с раздаточным материалом, содержащим многоуровневые задачи, теоретические вопросы.
Работа с раздаточным материалом с дидактической точки зрения представляет собой метод текущего контроля степени усвоения знаний по конкретной теме дисциплины и стимулирования систематической подготовки обучающихся к практическому занятию. Она предназначена для осуществления индивидуализации учебного процесса в формах работы (индивидуальной, парной, коллективной). Работу с раздаточным материалом можно рассматривать и как учебное средство, характерными особенностями которого являются компенсация недостающих уровней подготовленности обучающегося и эффективность мотивации учебной деятельности курсанта.
В современной педагогике остается невыясненным ряд вопросов, связанных с необходимостью использования индивидуализированного раздаточного материала в обучении физике. Например, не разработаны принципы использования индивидуального раздаточного материала, не определено его содержание, отсутствует методика применения в учебном процессе.
Функциями индивидуализированного раздаточного материала по физике являются дидактическая (обучающая), развивающая, познавательная, воспитательная, компенсаторная и мотивирующая.
– Обучающая функция связана с формированием у курсантов трех учебных компетенций (знать, уметь, владеть).
– Развивающая функция характеризуется развитием осознанности с учетом психических особенностей курсантов.
– Воспитывающая функция выражается в выработке научного мировоззрения, развитии анализа и логики суждений.
– Компенсаторная функция сориентирована на облегчение процесса обучения, интенсификацию труда преподавателя и обучающихся и повышение темпа их деятельности.
– Мотивирующая функция связана с формированием мотивации и стимулированием познавательной активности курсанта.
Критериями индивидуализированного раздаточного материала, на которые необходимо опираться при его разработке и использовании, являются степень обученности, способ индивидуализации, форма работы и место применения в учебном процессе.
Разработка содержания индивидуализированного раздаточного материала базируется на трех формах индивидуализации (личностной, субъектной, индивидной) и ряде дидактических принципов (принцип научности, принцип наглядности, принцип систематичности, принцип охвата всех обучающихся, принцип адекватности содержанию и структуре занятия). Личностная индивидуализация проявляется в установке, содержании, в иллюстративной наглядности. Индивидная − в наличии текста и схем. Субъектная − в виде алгоритмов по выполнению учебного задания.
Индивидуализированный раздаточный материал может содержать контрольные вопросы по теоретическому материалу, тесты, качественные задачи и равноценные по сложности расчетные задачи.
Содержание воспитания на основе диагностично поставленных целей для обеспечения формирования компетенций, представленных во ФГОС 3++, требует четкой организации воспитательного процесса:
1) формирование отношений курсантов в отношении к Отечеству, воинскому коллективу, старшим и младшим по званию, носителям разной культуры и вероисповедания, к войне и миру;
2) наличие целевых программ воспитательной работы, обеспечивающих общение внутри воинского коллектива в часы учебных занятий и внеаудиторной самостоятельной подготовки;
3) средства воспитания при обучении физике.
К методам воспитания при работе с раздаточным материалом следует выделить, по нашему мнению, такие как требования к качественному оформлению решения физических задач, перспективы поощрения при выставлении итоговой оценки на двадцатое число в ходе проведения экзаменационной сессии, рефлексию.
При обучении работе с раздаточным материалом приемы воспитания могут носить стимулирующий (одобрение, побуждение, авансирование, выставление дополнительных баллов) или тормозящий характер (возмущение, приказ, предупреждение, намек).
В результате четкой организации воспитательного процесса с использованием активных форм воспитания возрастает мотивированность курсантов к обучению физике, повышается заинтересованность курсантов, развивается самоконтроль и самостоятельность работы каждого.
Достоинства и недостатки применения раздаточного материала представлены в таблице 1.
Таблица 1
Достоинства и недостатки использования раздаточного материала
Достоинства |
Недостатки |
Научность. Самостоятельность работы каждого обучающегося. Возможность коррекции полученных знаний обучающихся. Развитие памяти непосредственно на аудиторном занятии. Наличие внимания обучающихся в результате применения совокупности познавательного, мнемонического и исполнительного критериев. Внесение многообразия в учебный процесс и его совершенствование. Мотивированность к обучению. Повышение заинтересованности обучающихся. Развитие самоконтроля курсантов. Потенциал многократного использования. Объективность оценки курсантов. |
Замещение реального объекта физической моделью. Использование упрощений. Интуитивное использование преподавателем. Нерегулярный характер. Единовременное средство учебного процесса. Отсутствие устойчивости внимания из-за психического состояния курсанта (возбужденность, заторможенность, обусловленные внешними причинами, например, болезнью или снятием с наряда). Отсутствие мотивации к обучению данному предмету. |
Таким образом, выявление достоинств и недостатков использования раздаточного материала при обучении курсантов решению физических задач позволяет углубить усвоение заявленных учебных компетенций в ходе проведения практических занятий.
Литература:
- Утлик Э. П. О компетенциях и компетентностном подходе// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 59–65.